РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
консультация (младшая группа)

Леонтьева Елена Викторовна

         Большую роль в развитии речи ребенка играют не только специальные занятия и беседы, но и игра, в том числе и пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovoy_gimnastiki_v_razvitiii_rechi.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

     

         Большую роль в развитии речи ребенка играют не только специальные занятия и беседы, но и игра, в том числе и пальчиковая гимнастика.

      Как приятно родителям, когда у ребенка умелые пальчики: когда они ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если еще ребенок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Они установили, что у значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: например, многие 5-ти летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

      Вышеназванными исследованиями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

     Играя в пальчиковые игры можно использовать различные добрые стишки и потешки «переложить на пальцы», т.е. придумать несложные движения для пальчиков, что помогает подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.

      Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

      Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

     Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

     Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

     Для детей некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернете бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку. В приготовлении атрибутики для пальчиковых игр необходимо привлекать и ребенка: дать ему задание, вырезать какого либо персонажа или раскрасить его красками или карандашами. Всегда хвалите ребенка за его участие в изготовление сказочных героев.

ЭТАПЫ  РАЗУЧИВАНИЯ  ИГР:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

РЕКОМЕНДАЦИИ

●   Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

●   Если в новой игре имеются не знакомые ребёнку персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

●   Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить.

●   Используйте максимально выразительную мимику.

●   Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

●   Разучив с детьми несколько потешек, вы можете их обыграть с помощью пальчиков,  когда ребенок хорошо ознакомился с играми, постепенно заменяйте их новыми.

●   Проводите игры весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте его успехи.

     Дети младшего и среднего возраста готовы вместе со взрослыми выполнять под музыку пальчиковые игры, постепенно запоминают мелодию и подпевают. Тексты для пальчиковых игр можно петь на подходящие знакомые мелодии. А можно использовать специальные музыкально-образовательные записи.

Прослушивая их с ребенком, вы развиваете не только детскую речь, крупную и мелкую моторку, но и музыкальный слух, чувство ритма, координацию движений.

     Игры и песенки для детей подарят вам минуты весёлого общения с ребенком, а у малыша они вызовут живой интерес!

             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей

Упражнения пальчиковой гимнастики...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей. Для воспитателей и родителей дошкольников....

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....