Адаптация детей к детскому саду
статья (младшая группа)

Бирюкова Полина Сергеевна

В данном материале представлены рекомендации родителям по адаптации к детскому саду/яслям. Материал будет полезен для легкой и менее болезненой адаптации малыша к дошкольному учереждению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация в детском саду или как подготовить ребенка.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их малыши вынуждены пойти в детский сад. У многих родителей в этот период появляется множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в саду, как ускорить привыкание и другие.

От успешной адаптации зависит психологическое и физическое здоровье малыша.

Именно поэтому вопрос как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, должен озаботить родителя еще до момента, как ребенок пойдет в ДОУ. Вот несколько советов воспитателя для успешной и легкой адаптации малыша в незнакомом месте.

Для начала родителям стоит обратить внимание, что для маленького ребенка резкое изменившиеся жизненные условия приводят к энергетическим затратам, в результате которых детский организм перенапрягается. Основными факторами являются:

  • Отсутствие близких людей: мамы, папы и других родственников.
  • Необходимость соблюдать четкий распорядок.
  • Необходимость взаимодействия с другими детьми (незнакомыми)
  • Необходимость подчинятся требованию чужих взрослых.
  • А также уменьшение количества времени, уделяемое ребенку.

Чтобы адаптация для малыша и родителей прошла легко, ребенку необходимо влиться в коллектив, что в среднем занимает от 2 до 4 недель. Адаптация в саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничен родителями и бабушками. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Для того чтобы процесс привыкания прошел успешно, быстро и безболезненно, воспитатели советуют заранее прививать будущему дошкольнику важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребенка, отправляющего в ДОУ.

  • Самостоятельно раздеваться и одеваться. В идеале трехлетки уже должны снимать/надевать трусики, носочки, колготки, майку и кофту, куртку, штаны, платья. С застежками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним все же стоит.
  • Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого заранее необходимо отказаться от поильников, бутылок, непроливаек. Научить ребенка самостоятельно кушать ложкой/вилкой, что способствуют скорому взрослению.  
  • Проситься и ходить в туалет. Для детей до 3х лет, на горшок, старше 3х лет на унитаз. Следует избавиться от подгузников уже в полуторогодовалом возрасте, тем более, что умение проситься и ходить в туалет существенно упростит адаптацию, поскольку ребенок будет увереннее себя ощущать вреди умелых ровесников.
  • Воспринимать разную пищу. Для многих трехлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки, обеды и полдники в саду не станут напоминать войну между детьми и воспитателем.
  • Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребенка, которая понятна только близким. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо пологая, что родители все поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и действий.
  • Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребенка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленьким детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.
  • Уметь наводить порядок. Для ребенка важно уметь соблюдать порядок, убирать игрушки на места, складывать аккуратно одежду и тд. Стоит понимать, что в детском саду воспитатели не будут убирать игрушки и вещи за ребёнка, они могут только помочь или проконтролировать.

Зачастую рекомендации родителям по адаптации детей часто включают советы больше разговаривать с ребёнком про детский сад. Только как это сделать правильно и что нужно говорить малышу, чтобы облегчить привыкание?

  • Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему важно его посещать.
  • Расскажите ребенок, что садик это своего рода работа для деток.
  • Проходя мимо детского сада, не забывайте напомнить, что скоро ребенок также сможет туда ходить и играть с другими десками.
  • Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи  неуверенность. Пусть ребенок не все запомнит, зато будет знать, что после завтрака будут занятия, игры и прогулка.
  • Очень важно рассказать ребёнку, что можно обратиться к взрослым, если вдруг захочет воды или в туалет. Не забудьте сказать, что не все просьбы будут выполнены мгновенно, потому что деток в группе много.
  • Расскажите свои истории из детства, как вы посещали детский сад, какие у вас были праздники и чем вы занимались в саду, хорошим поводом будет достать фотографии и показать их ребёнку.
  • Прочитайте книжки или придумайте сказку «Про зайчика, который пошел в детский сад». Такой пример позволит ребенку скорее привыкнуть к детскому саду.

Важно! Не нужно перехваливать детский сад  описывать его слишком радужно, иначе малыш может разочароваться в воспитателях и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением  педагогом, который «покажет, как хорошо себя вести!». Старайтесь выдержать золотую середину.

Для маленького ребенка важен режим дня, следует соблюдать такой же режим дня как в детском саду. Если режим дня отличается, можно начать менять с помощью сюжетно-ролевой игры, где плюшевая игрушка заменит ребенка. Во время игры важно не идти на поводу правил ребенка, а рассказать, что все медвежата должны соблюдать распорядок, кушать, играть, заниматься, спать и гулять вместе с другими медвежатами.

После подготовки перед приходом в ДОУ, продолжается адаптация в самом детском саду. Успешное окончание адаптации в саду, которую отмечают педагоги, психологи и медики заключается в активной позиции родителей. Вот важные советы родителям которые облегчат адаптации ребенка:

  • Не стоит отдавать ребёнка сразу на весь день, следует постепенно увеличивать срок пребывания в детском саду, начина от 2 часов.
  • Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребенок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовали или наклеил, стоит его похвалить.
  • Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель. Обычно в раздевалке выставляют папки-передвижки с важной информацией.
  • Не стоит переживать, если ребенок после садика кажется уставшим. Разумеется, чужие люди, новые знакомства и пространство – это серьезный стресс для детского организма.
  • Во время адаптации стоит ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Откажитесь от посещения массовых развлечений и мультиков.
  • Слезы и истерики – это «презентация» рассчитанная на родителей. Педагоги и психологи рекомендуют исключить долгие прощания, придумайте ритуал, после которого ребенок долен будет зайти в группу. (Например, поцелуй и удар ладошкой). Чем дольше родители прощаются с ребёнком, тем сложнее будет зайти ребёнку, тем самым вызывая большую истерику.
  • Не стоит следить за ребёнком в окна или через забор учреждения, также не стоит стоять и следить за тем как ребенок играет или кушает. Это способствует психологическим осложнениям у ребенка адаптации, повышению тревожности и появлению страхов.
  • Стоит четко оговаривать время, когда вы заберете ребенка. Не надо называть час и минуты, малыш этого не понимает. Стоит поставить рамки по режиму дня, «Я заберу тебя после обеда до сна». Важно  указать окончание промежутка.

Стоит также отметить и основные ошибки родителей во время адаптации:

  • Сравнение с другим ребёнком
  • Обман
  • Наказание садиком
  • «подкуп» сладким или игрушками
  • Отправление больного малыша в сад

Детский сад  и адаптация – понятие часто неразрывные, поэтому следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребенка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....