Адаптация детей младшего дошкольного возраста ( 3-4 года) к условиям детского сада.
статья (младшая группа)

Гаврилова Олеся Владимировна

   Процесс приспособления к определенным условиям называется адаптацией. Его проходит каждый человек, попадая в новый коллектив или обстановку. Приводя ребенка в дошкольное учреждение, родители и воспитатели также оказываются вовлеченными в адаптационный период.

   Насколько успешно пройдет адаптационный период для малыша будет зависит от слаженных действий родителей и воспитателей детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_mladshego_vozrasta_k_detskomu_sadu.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста ( 3-4 года) к условиям детского сада.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.     

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Адаптация к детскому саду пройдет легче, если родители будут помогать малышу правильно и постараются не допускать ошибок.

Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации

Как помочь ребенку?

  1. К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее

Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях. Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток.

Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.

Обратите внимание ребенка на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  1. Режим

Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.

Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.

Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.

  1. Новый коллектив

Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.

Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают серьезные проблемы с коммуникацией и адаптацией.

Если вы заметили у малыша проблемы с общением с другими детками, подскажите ему, как можно себя вести. Пусть ребенок узнает, что может подойти к детям и поздороваться, предложить вместе поиграть. 

Также расскажите, как можно найти компромисс, если ребенок отказывается давать свою игрушку или ему не дают чужую игрушку. Приучите малыша брать с собой в сад лишь те игрушки, которыми ему не жалко поделиться со сверстниками.

  1. Психологическая подготовка
  • В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей. Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.
  1. Навыки самообслуживания

Один из самых важных моментов – это самостоятельность в как можно больших сферах его жизни. Чем больше малыш будет уметь делать, тем легче будет в саду и ему самому, и воспитателям.

  • Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.
  • Самостоятельно есть. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад. Иначе ему придется ждать, пока до него дойдет очередь и его покормят.
  • Есть разную еду. Трудно привыкнуть к детсадовской пище тем детям, кто привык питаться только едой пюреобразной консистенции или полуфабрикатами.
  1. Обучение
  • Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
  • Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.

Рекомендации: 

Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома.

  • В период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку, организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда. 
  • Проявляйте особое внимание и чуткость к малышу.
  • Из детского сада ребенок возвращается переполненным впечатлениями. Поэтому в доме нужно создать такую обстановку, чтобы он побыл наедине с самим собой, отдохнул.
  • Ребенку также нужно и общество родителей, которых он не видел весь день. Постарайтесь уделить ему внимание – несмотря на всю занятость: почитайте книжку, поиграйте в тихую игру, пусть он просто посидит на коленях у мамы или папы, поговорит о чем-то сокровенном.
  • Проявляйте интерес к его делам в детском саду. Узнайте, что было за день хорошего, что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Храните его рисунки или поделки, которые он приносит домой.

Если ребенок получает внимание и любовь, если ребенок счастлив дома, то он будет счастлив и в садике.

  • Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.

  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада

В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.

Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.

  • Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.
  • К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. 

Типичные ошибки родителей в период адаптации:

  1. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком;
  2. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду;
  3. Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва;
  4. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении;
  5. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера;
  6.  «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях;

Завершение адаптации.

Воспитатель постоянно наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Можно считать, что адаптация подошла к концу и ребенок больше не испытывает явного напряжения, если на протяжении 7 дней ребенок:

  • Не плачет без причины и не спрашивает про маму
  • С интересом играет со сверстниками и общается с воспитателем
  • Хорошо спит, ест и не болеет

Успех адаптации и скорость ее завершения зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Только работая в команде и проводя воспитательные мероприятия в садике и дома, можно за короткое время подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему социализироваться в новом коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «С мамой. с папой в детский сад!»

Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения....

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду....

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

Информационно – практико-ориентированный проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»...

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом ка...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

Проект направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада. «Здравствуй, малыш!»

Проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста...

06.04.2024г. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Почему ребёнок часто болеет в детском саду?"

Что делать родителям, если их дети часто болеют? Постараемся ответить на этот вопрос....