Одарённый дошкольник - начало развития способностей закладывается в семье
консультация

Татьяна Ивановна С.

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_d.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Одарённый дошкольник - начало развития

способностей закладывается в семье

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  

Согласно наблюдениям психологов, одарённость в человеке формируется и развивается под влиянием двух факторов: задатки и влияние окружающей среды.

Воздействие окружающей среды - это тот фактор, где семья – это открытие и развитие способностей  ребёнка.

О чём важно помнить и задумываться родителям?

Открытие ребёнком своей одарённости, как отличия от окружающих, может произойти в самом разном возрасте. Наиболее продуктивной с точки зрения развития, конечно же, является заинтересованная позиция родителей по отношению к одарённости их ребёнка. Она выражается в том, что родители много беседуют с ребёнком, отвечают на его вопросы, играют и занимаются с ним, посещают развивающие занятия, а так же участвуют в жизни того дошкольного учреждения, которое ребёнок посещает. Кроме того, для правильного развития ребёнка необходимо учитывать его возрастные особенности, его образное мышление, несформированную волевую сферу и потребность в игровых формах взаимодействия. Такое отношение родителей позволяет способностям ребёнка развиться в наибольшей степени – развиваются все стороны познавательной и личностной сферы - мышление, речь, внимание, память, креативность, что обеспечивает высокие результаты не только в настоящий момент, но и в дальнейшем.

Родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

  • он очень любознателен;
  • любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
  • его речь очень развита, большой словарный запас;
  • во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;
  • настойчив в достижении поставленной цели;
  • у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
  • может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;
  • обладает богатой фантазией и воображением;
  • рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;
  • его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

Очень важно для воспитания одарённого малыша, чтобы родители определились в своих собственных человеческих и социальных ценностях. Что самое важное в жизни? Что они хотят дать своему ребёнку, чему научить? Какие слабые стороны ребёнка получают поддержку и развитие в их семейной жизни? Какие награды даются за готовность помочь, щедрость души, терпение, упорство, ответственность, оптимизм, храбрость и честность, когда эти черты проявляются в поступках маленького человека?

Родители должны спрашивать себя «Что я вижу, что я больше всего ценю в моём ребёнке и как показать ему это?» Тогда ребёнок сможет увидеться себя через призму родительских оценок во всей своей многогранности, а не как в кривом зеркале, в котором гипертрофированно отражаются его таланты. Очень важно для развития ребёнка положительное, активное и заинтересованное отношения к жизни у самих родителей.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности.

 Несколько советов родителям при воспитании одарённого малыша:

  • Помните, что самый бесценный период для развития вашего малыша – это период до трёх лет.
  • Сохраняйте заинтересованную позицию по отношению к своему ребёнку. Именно такое отношение позволяет одарённости и всем качествам личности ребёнка раскрыться наиболее полно.
  • Приучайте своего ребёнка к трудолюбию, к труду в радости, это станет его бесценным багажом в будущем.
  • Хвалите и одобряйте ребёнка за его попытки овладеть самыми разными способами и сферами деятельности, а не только за результаты и достижения. Это позволит малышу понимать, что вам важен он сам, а не его успехи.
  • Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  • Помните, что речевой обмен с ребёнком до 7 лет – не всегда эффективный путь к взаимопониманию.
  • Используйте для коммуникации такие приёмы, как ролевая игра. Избегайте длинных объяснений или бесед (нравоучений).
  • Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
  • Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности?
  • Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Литература

1. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. - 2003. - №4.- с. 13 - 18.

2.Одаренные дети: Пер. с англ./ общая редакция Г. В. Бурменского,  В. М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

3. Лейтес Н. С., Легко ли быть одаренным?   Семья и школа, № 6 1990 г.  

4.«Роль семьи в выявлении и развитии одарённого ребёнка» - методические рекомендации для родителей, а так же педагогов - психологов образовательных учреждений - Центр по работе с одарёнными детьми в Алтайском крае; Барнаул, 2013.-71с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

"Культура поведения закладывается в семье"

Статья будет очень полезна родителям, для которых важно каким вырастет их ребёнок, какими нравственными принципами он будет руководствоваться в жизни, каким будет его поведение в обществе и с чего нуж...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Консультация для педагогов «Проблема развития способностей дошкольника. Одарённые дети»

Консультация содержит краткую информацию об основных аспектах темы одарённости детей: предпосылки развития способностей, виды способностей дошкольника, характеристика детской одарённсти, её компоненты...