Адаптация ребенка в детском саду
статья (младшая группа)

Акатьева Наталья Ивановна

Оформление ребенка в детский сад сопровождается множеством сложностей. И основная из них - процесс привыкания малыша к новой обстановке. В чем особенности адаптации в детском саду, как помочь ребенку адаптироваться, расскажем очень подробно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu_statya.docx52.93 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка в детском саду

Оформление ребенка в детский сад сопровождается множеством сложностей. И основная из них - процесс привыкания малыша к новой обстановке. В чем особенности адаптации в детском саду, как помочь ребенку адаптироваться, расскажем очень подробно.

С какими проблемами сталкивается воспитатель при адаптации детей

Адаптация ребенка в детском саду – сложный период, с которым сталкиваются все родители, отдающие своего сына или дочь в дошкольное образовательное учреждение. Но в гораздо большей степени эта проблема касается воспитателя, поскольку в его группе таких детей минимум 25. И каждый требует внимания и индивидуального подхода, каждому нужно помочь адаптироваться в новых для него условиях. И от того, насколько благоприятно пройдет этот процесс, зависит качество физического и психологического развития дошкольников.

Адаптация – процесс приспособления к новой среде и условиям, что требует от малыша больших энергетических затрат. Процесс сопровождается чрезмерным перенапряжением неокрепшего организма в результате воздействия различных неприятных факторов одновременно:

  • Разлука на длительное время с родителями.
  • Необходимость соблюдать строгий режим дня, подчиняться требованиям чужих взрослых.
  • Сокращение уровня внимания – воспитатель может уделять немного времени каждому ребенку, поскольку вынужден одновременно взаимодействовать с 20-25 малышами;

Помимо этого, адаптационный процесс затрудняют несколько негативных моментов, выделим основные:

  • Ранний подъем – многие воспитанники не привыкли вставать так рано, из-за чего пробуждение в 7:00 может стать для них значительным стрессом.
  • Дневной сон – в детском саду ему отведены четкие временные рамки, которых дома придерживались далеко не все родители. В результате малышу сложно приспособиться к новому графику сна.
  • Строгий распорядок дня – если дома малыш питался, гулял и спал в то время, когда ему это захочется, необходимость соблюдать режим в садике нередко вызывает негативную реакцию.
  • Питание – в садике при составлении блюд ориентируются на их питательную ценность и пользу для здоровья детей. Для тех, кто дома питался иначе, это может стать серьезной проблемой.
  • Контакты с детьми – необходимость общаться с множеством незнакомых сверстников способна спровоцировать нежелательные проявления, такие как агрессия, уход в себя, истерики. Обычно с таким сталкиваются дошкольники, лишенные нормальной социализации.

Жизнь ребёнка претерпевает серьезные изменения, что отражается на его поведении и состоянии здоровья.  Внешне это выражается следующими реакциями:

  • Нарушения засыпания, сна.
  • Ухудшение аппетита – вплоть до его полного отсутствия: ребенок отказывается пробовать новые блюда.
  • Регресс умений и навыков – малыш «утрачивает» способность самостоятельно одеваться, ходить на горшок, пользоваться ложкой.
  • Уменьшается познавательный интерес – ребенок равнодушно относится к новым игрушкам, к возможности общения со сверстниками.
  • Апатия или агрессия – дети демонстрируют противоположные имеющимся ранее склонности: спокойные начинают вести себя агрессивно, а деятельные – резко снижают активность.
  • Частые болезни – период адаптации сопровождается снижением защитных сил организма, что приводит к снижению устойчивости к инфекционным патологиям.

У детей могут наблюдаться психологические проблемы: истерики при расставании с родителями, отказ заходить в игровое помещение из раздевалки, отсутствие желание идти на контакт со сверстниками и воспитателями. Подобные реакции, обусловленные привыканием детей к посещению детского сада, создают определенные трудности для педагогов – вне зависимости от их уровня образования и опыта работы.

Помните, что ведущая  деятельность у ребенка дошкольного возраста это игра.  Чтобы помочь детям младшего дошкольного возраста освоить новое пространство в группе, используйте игры на поиск предметов. Любую проблему ребенка можно и нужно решать только через  игру, а не наставления и порицания. Оденьте на руку игрушку, и он вам все расскажет.

  Игры помогут воспитанникам быстрее адаптироваться в новом окружении. На занятиях по адаптации воспитанников, придерживайтесь трех правил: не принуждайте детей к игре, участвуйте с ними наравне и неоднократно повторяйте игры.

В этой рекомендации:

  • Игра «Что и где лежит»
  • Игра «Волшебный сундучок»
  • Игра «Найди куклу Машу»
  • Игра «Мой стульчик»

В числе других проблем, с которыми сталкивается воспитатель:

  • Соблюдение дисциплины – дошкольников, переживающих сложный период адаптации, трудно приучить к строгому распорядку дня, многие малыши еще недостаточно усидчивы, что осложняет проведение развивающих занятий, дидактических игр. В группе может быть чрезмерно шумно, за детьми сложно уследить и организовать их. Особенно трудно приходится молодым педагогам без достаточного опыта работы.
  • Создание развивающей среды – педагог должен уметь обеспечивать разнообразие игровых компонентов, не забывая о создании безопасного пространства. Это требует от воспитателя соответствующих навыков и знаний, творческого подхода и способности принимать нестандартных решений.
  • Эффективное взаимодействие с родителями дошкольников – в период адаптации возможны конфликтные ситуации, если мамы и папы придерживаются воспитательных методик, отличных от тех, что практикует педагог. В любой ситуации воспитателю важно проявлять тактичность, терпение и доброжелательность, чтобы нивелировать любые конфликты.

Основные проблемы связаны с большим количеством малышей в группе, многие из них тяжело воспринимают разлуку с родителями, впадают в истерику, не желают идти на контакт с воспитателем. В такой ситуации педагогу важно проявить терпение и спокойствие, уверенность в себе, особенно при взаимодействии с мамами и папами – с ними важно выстроить доверительные отношения.

Как помочь ребенку адаптироваться

Чего не делать:

Что делать:

Не отрицайте чувства ребенка.

«Не бойся», «не плачь», «не расстраивайся» - вы говорите ребенку эти слова, желая ему добра, хотите, что бы он не испытывал эти неприятные чувства. Но он УЖЕ переживает это. Может ли человек перестать плакать только от того, что ему сказали «не плач»? Нет, он продолжит плакать. Чаще всего это усугубляет негатив ребенка. Мама говорит: «не плач, не бойся». Ребенок чувствует: «Я боюсь» и слышит: «я плохой, я трусливый, не оправдываю мамины ожидания».

Посочувствуйте ребенку, обнимите его.

«Я понимаю, что тебе страшно, но ты справишься», «Я вижу что тебе грустно, зайка, я тебе очень люблю». В этих словах ребенок услышит принятие и понимание, вашу поддержку. Поговорите с ребенком, когда он обеспокоен «Что тебя беспокоит, малек? Ты чего-то боишься? - Нет. - Тебе грустно? - …»
Но не давайте малышу увлекаться себяжалением , мягко выводите его из плохого настроения, предлагайте новые идеи как можно справиться с тревогой.

Если вы начинаете сравнивать с собой «я тоже …», «у меня тоже …», «мне тоже …», не увлекайтесь, иначе разговор получится не о ребенке, а о ваших проблемах.

Не надо излишнего энтузиазма.

«Там весело, чудесно, замечательно, игрушки, детки и т.п.». Излишняя воодушевленность может напугать ребенка, т.к. ему то лучше всего с мамой. Адаптация так или иначе сопровождается тревогой. Ребенку нужно время, что бы привыкнуть и начать радоваться. Придя в садик ребенок в первую очередь переживает разлуку с мамой, он не может начать радоваться и веселиться, когда понимает, что ее рядом нет. Получается, что вы его обманули. Доверие потеряно.

Расскажите о «плюсах».

Всегда и везде можно найти что-то положительное. Вы были в садике, в группе - расскажите о том, что вам понравилось, что показалось интересным. Если вы думаете, что вашего ребенка заинтересуют игры с другими детьми, новые игрушки, занятия - говорите об этом.

Не сравнивайте сад с работой.

Сравнивая сад с работой вы нагружаете ребенка лишней ответственностью и обязанностью. «Ты взрослый, теперь ты должен ходить в сад…». Если ребенок ходит в сад, то он однозначно не взрослый. «Взрослость» - довольно расплывчатое понятие, даже если вы говорите об этом с гордостью. Незрелая психика ребенка еще не способна понять суть «быть взрослым», зато легко может сформироваться убеждение, что быть взрослым это трудно и неприятно, слишком ответственно и тяготно. Вы рискуете затормозить развитие ребенка, пугая его такой «взрослостью»..

Объясните как есть

«Мама с папой ходят на работу, а за тобой должен кто-то присматривать, я же не могу оставить тебя дома одного. Поэтому мы идём в садик». Если у вас есть более интересное оправдание - излагайте его. Когда ребенок слышит честный уверенный ответ, он может не придет немедленно в восторг, но ему будет проще принять предлагаемые обстоятельства.
Если уж вы хотите применить аргумент «взрослости». То подкрепите его какими-то явными и значимыми для ребенка преимуществами, которые оно даёт. Хотя это является аргументом для детей после 5 лет.

Не обманывайте.

«Я вернусь через минуточку», «тебе там обязательно понравится». Вообще никогда не говорите того, что не сделаете. Ребенок наверняка запомнит. Не стоит из-за страха слез терять доверие ребенка. Оно вам очень пригодится, когда придет время сказать, что наркотики - это вред.

Говорите правду

Говорить правду легко и выгодно. Вы не накопите огромным груз тревоги и вины перед ребенком.

Не обсуждайте тему сада с другими членами семьи и знакомыми

Если у ребенка трудно проходит адаптация, разговоры об этом могут быть для него очень болезненны. А если в ваших словах будет звучать много негатива, то он вообще не поймет, почему мама отдала его туда где плохо - это похоже на предательство.

Просто пообщайтесь с ним, эмоционально, тепло

Дайте ребенку разобраться самому нравится ему в саду или нет. Не навязывайте ему свои темы и вопросы и не настаивайте на ответах. Если ребенок говорит «неправду», не поправляйте его, это его видение на данный момент, пусть оно таким будет.

Когда придете домой, обязательно уделите внимание тому, что ему интересно, во что он хочет поиграть, о чем поговорить.

Не подкупайте ребенка

«Если ты пойдешь в садик, я куплю тебе игрушку/конфетку/включу мультик…». Подкуп - это всегда плохой путь. Если вы пошли этим путем, то готовьтесь к тому, что размеры подкупа будут увеличиваться.

Мама любит своего малыша и никогда не бросит, он ей очень-очень важен.

Держите ребенка на ручках, смотрите ему в глаза, трогайте, гладьте, целуйте. Разговаривайте с ним ласково и терпеливо. Это то, что скрывается под «купи-купи-купи». Если хотите порадовать малыша подарком, пусть это будет сюрприз, спонтанная радость которую вы предлагаете ребенку от чистого сердца, а не результат торга или способ задобрить малыша или попытка загладить свою вину за утренние слезы.

Чем можно помочь ребенку:

  • Говорите о садике и о воспитателях в положительных тонах, особенно в присутствии детей. Если они будут слышать, какой прекрасный их детский сад и их воспитатели, им будет легче ходить в него и легче устанавливать контакт с воспитателями.
  • Будьте уверены и спокойны. Ваше спокойствие и твёрдое понимание того, что все идёт правильно и хорошо, будут опорой вашему ребёнку. «Если мама спокойна, значит всё хорошо, и нет ничего страшного. Я справлюсь. Мама во мне уверена». Запомните: спокойная мама – спокойный малыш!
  • Соблюдайте режим дня, близкий к режиму в садике. Не меняйте его даже в выходные. Тогда ранние подъёмы не будут причиной плохого настроения детей по утрам, и им легче будет подстроиться к распорядку в саду.
  • Постарайтесь приблизить рацион питания детей к такому, который установлен в садике. Они охотнее будут есть то, к чему они привыкли.
  • Учите детей самостоятельно одеваться и раздеваться. Только не слишком настойчиво, без напряжения. В четыре года они быстро освоят эти навыки и в саду им будет значительно легче.
  • Старайтесь, чтобы ребенка окружала спокойная доброжелательная атмосфера. Им сейчас действительно непросто (как и вам). Их нервная система перегружена. Они могут чаще плакать, капризничать, вредничать. На самом деле им как никогда нужно ваше внимание, забота и любовь.
  • Если воспитатели в детском саду позволят, дайте ребенку с собой какую-нибудь небольшую игрушку, которую они любит. Они будут связывать её с домом, поможет освоиться в незнакомом месте. С игрушкой они будут спокойнее засыпать днём.
  • Обязательно говорите детям, когда вы за ними придете. «Я приду за тобой после того, как ты поспишь и поешь». Ребёнок может расстраиваться, что вы придете не скоро, но зато не будет ждать вас каждую минуту.
  • Большим помощником в таких делах является сказка. Расскажите детям сказку о том, как жила-была маленькая девочка (мышка, белочка,…), которая однажды выросла и начала ходить в детский сад. Сначала ей было страшно, и одиноко. Она не хотела ни есть, ни спать в незнакомом месте. Но потом девочка увидела вокруг других девочек и мальчиков, таких же как она, и ей захотелось с ними поиграть….. Главным, ключевым моментом сказки должно быть возвращение мамы. Вы можете проигрывать эту сказку с игрушками или рассказывать им перед сном. Показывая (рассказывая) такую сказку, вы готовите ребенка, к тому, что их ждёт в садике, показываете им варианты развития событий. А также сообщаете, а это главное, о том, что вы понимаете их чувства и сопереживаете им.

Процессы приспосабливания к новой обстановке затрагивают все сферы жизни малыша – они влияют на сон, аппетит, скорость утомляемости, гибкость реакций, психическую лабильность, степень устойчивости к раздражителям. Но реакция ребенка не всегда однозначна: он может с удовольствием идти в садик, спокойно расставаться с мамой по утрам, но при этом дома становиться более раздражительным и капризным, вялым – это тоже вариант адаптации.

Активный адаптационный период занимает обычно от двух-трех недель до двух месяцев, остаточный, не заметный обычному человеку, период может длиться до полугода. Процесс приспосабливания протекает у всех воспитанников по-разному, но условно психологи выделяют несколько основных групп:

  • Активная адаптация – характеризуется бурной эмоциональной реакцией: малыш плачет при расставании с родителями, закатывает истерики, отказывается идти в детсад. Подобные эмоциональные проявления могут напугать мам и пап, но психологи считают их вариантом нормы. При стандартном развитии событий длится не больше 2-3 недель.
  • Отложенная адаптация – в первые дни дети охотно и с удовольствием идут в садик, не демонстрируют негативных проявлений при расставании с родителями. Но через несколько дней либо спустя 2-3 недели наступает обратная реакция: у малыша резко меняется настроение, он отказывается идти в садик, закатывает истерики. Это самый распространенный вариант адаптации – на него приходится 35-40 %.
  • Пассивная адаптация – развивается за счет соматических, а не психических ресурсов. Малыш с удовольствием идет в группу, не плачет и не капризничает, общается со сверстниками. Но параллельно с этим отмечаются проявления пассивной соматической реакции: изменяется аппетит, появляются необычные вкусовые пристрастия, ухудшается сон, ребенок быстрее утомляется, больше капризничает. Могут возникнуть расстройства кишечника, запоры, усилиться общая нервозность.
  • Проваленная адаптация – означает отсутствие успеха в процессе приспосабливания, когда психика ребенка, его организм не успели адаптироваться к новым условиям. Проявить тревогу нужно в том случае, если состояние малыша не меняется или даже ухудшается по прошествии двух месяцев и более.
  • Быстрая адаптация – встречается крайне редко и обычно представляет собой вариант пассивной или отложенной формы адаптации. Характеризуется максимально благоприятным развитием событий – ребенок с удовольствием идет в садик, спокойно переносит разлуку с матерью, внешние признаки стресса отсутствуют.

Чтобы облегчить адаптацию ребенка, педагогу важно строить работу постепенно, в несколько этапов:

  1. Взаимодействие с родителями.

Устраивая ребенка в дошкольное учреждение, родители вначале встречаются с заведующей ДОУ: руководитель проводит первую беседу с мамами и папами, знакомит их с системой работы детского сада, особенностями режима дня, образовательной программой. Заведующая составляет график постепенного приема воспитанников в группу, что позволяет сделать процесс адаптации более спокойным и комфортным.

Задачи педагога при взаимодействии с родителями – предоставить подробную информацию о том, где и как будет организовано пребывание малышей в детском саду. Воспитатель знакомит взрослых с помещениями группы, рассказывает о том, какие занятия будут проводить с детьми в течение дня. Важно расспросить родителей о том, какой режим дня был у ребенка до поступления в ДОУ, выяснить, какие проблемы тревожат их больше всего. Необходимо обеспечить индивидуальный подход, чтобы каждая мама почувствовала, что педагог выделяет конкретно ее малыша из общей массы воспитанников, готов учесть особенности его характера и развития.

Чтобы улучшить процесс адаптации воспитанника к детскому саду, воспитатель постоянно наблюдает за тем, как проходить адаптация у каждого дошкольника и дает мамам и папам советы, направленные на облегчение этого периода.

  1. Взаимодействие с воспитанниками.

Как будет протекать процесс приспособления ребенка к новым для него условиям, во многом зависит от того, насколько воспитатель сможет распознать его интересы, потребности, наклонности, вовремя устранить эмоциональное напряжение. Чтобы эффективно решить данную проблему, важно помнить следующее:

  • Проблемы воспитанников в ходе адаптации – это профессиональная проблема педагога, которую он не вправе перекладывать  на плечи родителей.
  • Ребенок, которого вырвали из привычной среды, разлучили с родителями, не может чувствовать себя хорошо. И даже если он не устраивает истерик и не рыдает при расставании с мамой, это не значит, что у него все в порядке. Последствием скрытых переживаний может стать обострение скрытых патологий.
  • Нельзя осуждать опыт каждого малыша, жаловаться на него родителям.

Основной источник информации о воспитанниках – беседа с родителями. Но получить дополнительные важные сведения  о степени выраженности психологических проблем ребёнка воспитатель может в ходе первых наблюдений за ним. Для удобства работы на каждого дошкольника заводят индивидуальный адаптационный лист: в нем каждый день фиксируют результаты наблюдения за воспитанником – начиная с момента его поступления в детский сад.

Особое внимание уделяют особенностям эмоционального состояния, качеству сна, аппетиту, тому, как ребенок идет на контакт. Такой лист обычно рассчитан на 60 дней – его заполнение помогает установить, как протекает адаптация малыша, что лучше сделать для ее облегчения.

Для решения проблем адаптационного периода прибегают к следующим мерам:

  1. Индивидуальный режим для каждого поступающего воспитанника.

К общему режиму детей приучают постепенно: сначала их приводят не на полный день, а на 2-3 часа. По мере привыкания оставляют на более длительное время. При желании мама может в первые дни оставаться в группе вместе с малышом. Но при этом родителям рекомендуют выполнять какую-то работу, а не водить ребенка за руку. Так ему будет проще привыкать к новому окружению.

  1. Воспитание самостоятельности.

Ребенку будет проще привыкнуть к новым условиям, если он освоил навыки самообслуживания, и  ему не требуется помощь мамы. Малыша нужно приучать к горшку, учить самостоятельно питаться и одеваться.  Как минимум половины еды во время приема пищи воспитанник должен съедать сам, а воспитатель лишь помогает ему, но не делает за него. Немотивированный отказ от пищи – распространенное явление в период адаптации, но ругать малыша за это не следует.

  1. Отсутствие дополнительного стресса.

Если ребенок чувствует себя комфортнее с соской, не нужно резко отучать его от нее во время адаптационного периода. Многие малыши не желают расставаться с любимыми игрушками – ни в коем случае нельзя им запрещать приходить с ними из дома.

  1. Уверенность в воспитателе.

Каждый воспитанник должен быть уверен в том, что его услышат и поймут. Для этого воспитателю нужно стать добрым другом, который будет снисходительно относиться к плачу, капризам, непременно отзовется на просьбы и обеспечит в группе спокойный, благоприятный климат.

Воспитателю нужно быть хорошим актером, чтобы суметь вовремя отвлечь малышей, рассказать им сказку, спеть песенку. Развлечь и успокоить воспитанников помогают игры-потешки, игры-забавы, песни-пестушки, колыбельные. Рекомендуется использовать элементы телесной терапии – брать плачущего малыша на руки, поглаживать его, обнимать. Периодически можно включать спокойную, расслабляющую музыку. Все это поможет ребенку лучше адаптироваться в новых для него условиях, укрепить здоровье и будет способствовать успешной социализации.

Важно всегда оставаться на связи с родителями, чтобы обеспечить сохранение единого распорядка дня, единых требований как в детском саду, так и в домашних условиях. При необходимости следует порекомендовать взрослым обратиться за помощью к другим специалистам, например, к психологу или логопеду.

Что влияет на адаптацию здоровья

Приспосабливание ребенка к новым условиям протекает по-разному: на успешность этого процесса влияет множество факторов, начиная от состояния здоровья и заканчивая степенью привязанности к матери. Среди них особое значение занимает темперамент малыша. Психологи отмечают, что проще и быстрее привыкают к новой обстановке холерики и сангвиники. Намного сложнее приходится меланхоликам и флегматикам: они более медлительны, «заторможены», из-за чего им трудно вливаться в новый ритм жизни. Такие дети дольше всех едят, одеваются, выполняют задания, их приходится постоянно подгонять, что негативно отражается на детской психике.

Рассмотрим другие ключевые факторы:

Возраст ребенка

Стремление отдать малыша в детский сад как можно раньше зачастую оборачивается дополнительными проблемами. Адаптация детей младше двух лет обычно протекает намного сложнее, поскольку в таком возрасте они еще не умеют нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми. Оптимальный период для привыкания к садику у каждого малыша индивидуальный – это зависит от особенностей психического и физического развития. Но в целом, как уверено большинство психологов, лучшее время для адаптации – 3 года.

Этот возраст психологи определяют как кризисный. После его завершения у малыша увеличивается степень самостоятельности, уменьшается психологическая зависимость от матери, соответственно, разлука с ней на несколько часов уже не становится настолько критической, как у детей двух лет и младше. Поэтому спешить отправлять кроху в дошкольное учреждение не следует: в возрасте 1-3 лет отношения между родителями и детьми только формируются, из-за чего длительная разлука с матерью может стать причиной серьезного нервного срыва у малыша.

Дополнительный плюс в пользу трехлеток – их повышенная самостоятельность, хорошее владение базовыми навыками: они уверенно ходят на горшок, умеют пользоваться столовыми приборами, многие пытаются одеваться без помощи взрослых. Это существенно упрощает привыкание к детскому саду.

Состояние здоровья

Проблемы со здоровьем обычно усугубляют протекание адаптационного периода. Наличие у малыша хронических патологий, таких как диабет, астма, усложняет привыкание к новой обстановке из-за особенностей организма, повышенной психологической связи с родителями.

Аналогичные трудности отмечаются у дошкольников, которые часто и подолгу болеют. В этом случае дети нуждаются в создании особых условий, им требуется пониженная нагрузка, они постоянно находятся под наблюдением врачей. Поэтому таких детей психологи рекомендуют отдавать в детский сад на год позже, с учетом того, что из-за постоянных болезней режим посещения ДОУ все равно не удастся соблюдать.

В процессе привыкания часто болеющие воспитанники сталкиваются с такими проблемами:

  • Повышение восприимчивости к инфекциям.
  • Снижение защитных сил организма.
  • Увеличение уровня эмоциональной лабильности.
  • Возникновение приступов немотивированной агрессии, повышенной активности или заторможенности.

Прохождение медосмотра перед поступлением в дошкольное учреждение позволяет установить, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем, а родителям предоставляет возможность дополнительно посоветоваться со специалистами по поводу адаптации в детском саду.

Степень психологического развития

Благоприятному привыканию часто препятствуют и отклонения в психологическом развитии: причем проблемы могут возникнуть как при недостаточных показателях, так и при их существенном превышении, что свойственно так называемым одаренным детям. Для воспитанников с отставанием в развитии предназначены специальные коррекционные программы, которые помогают восполнить пробелы в знаниях и повышают познавательную активность дошкольников. При создании благоприятных условие большинство таких воспитанников к моменту поступления в школу догоняют по уровню развития своих ровесников.

Одаренные дошкольники отличаются повышенными познавательными способностями, из-за чего испытывают проблемы с социализацией и коммуникацией. По этой причине они также попадают в группу риска.

Уровень социализации

К моменту поступления в дошкольное учреждение дети имеют разный уровень контактов со сверстниками и незнакомыми взрослыми людьми. И это во многом определяет успех адаптации в детском саду: чем чаще малыш взаимодействовал с людьми, выходящими за пределы семейного окружения, тем быстрее и спокойнее он привыкает к новой обстановке. И напротив, дети, которые общался преимущественно с родителями, бабушками и дедушками, владеют слабыми коммуникативными навыками, не умеют решать конфликтные ситуации. Это приводит к росту уровня тревожности, а также к отсутствию желания посещать детский сад.

Этапы адаптации

Адаптация малышей, которые начали посещать детский сад – процесс неоднородный, специалисты выделяют несколько периодов, которые отличаются степенью выраженности негативных реакций. Подобная классификация довольно условна, но тем не менее позволяет  понять, насколько успешно будет привыкать малыш к новым условиям.

Первый этап – острая фаза или, как его еще называют, период дезадаптации.

Характеризуется наличием у ребенка выраженных психологических и физиологических изменений: частота сердечного ритма уменьшается или, напротив увеличивается, повышается или понижается кровяное давление. Кроме того, увеличивается степень восприимчивости к инфекциям, из-за чего малыши часто болеют, только начав ходить в детский сад. На данном этапе происходит максимальная мобилизация ресурсов детского организма. Поэтому у многих воспитанников отмечается чрезмерное напряжение и возбуждение, они становятся капризными, плаксивыми и даже истеричными. В период острой фазы у ребенка могут возникать нарушения сна и аппетита, по утрам нередки истерики, связанные с отсутствием желания идти в садик.

Второй этап – умеренно острая фаза, собственно адаптация.

В этот период малыш начинает постепенно привыкать к новой обстановке, его поведение улучшается, восстанавливаются физиологические показатели. Выраженность негативных реакций уменьшается: улучшаются сон и аппетит, снижается нервная возбудимость, приходит в норму психоэмоциональная сфера. Но полной стабилизации не происходит: на протяжении данной фазы могут возвращаться негативные реакции в виде капризов, истерик, нежелания расставаться по утрам с мамой.

Третий этап – заключительный, фаза компенсации.

Характеризуется полной стабилизацией состояния психоэмоциональной сферы малыша. В течение этого периода психологические и физиологические показатели приходят в норму, ребенок успешно осваивается в коллективе, ведет себя спокойно, по утрам без проблем расстается с родителями и с удовольствием идет в группу.

Кроме того, данный этап отличается ускоренным темпом развития психических процессов. Малыш успешно овладевает новыми умениями и навыками: учится самостоятельно умываться, пользоваться горшком, одеваться, проявляются его творческие способности.

Поскольку предполагается, что адаптация состоит из нескольких последовательных стадий, важно регулярно наблюдать движение – пусть даже и постепенное. Но если в течение 2-3 недель и более в процессе адаптации не происходит никаких изменений, значит, существует проблема, которая способствует торможению приспособления к новым условиям, а организм ребенка не справляется с возникшими изменениями.

Степени адаптации

Дети по-разному адаптируются к пребыванию в дошкольном учреждении: одни быстро привыкают к новой обстановке и новым друзьям, другие месяцами демонстрируют негативные поведенческие реакции, часто болеют, у них происходить «откат» в развитии. Опираясь на выраженность и продолжительность имеющихся проблем, можно судить о том, насколько успешно протекает адаптационный процесс.

Существует несколько вариантов его классификации:

  1. По течению.
  • Острое – длительностью до 32 дней.
  • Подострое – до 120 дней.
  • Рецидивирующее – до года: периоды улучшения чередуются с возобновлением негативных реакций.
  1. По стадиям.
  • Стадия выраженных клинических симптомов.
  • Стадия обратного развития симптоматики.
  • Адаптированность.
  1. По тяжести прохождения.

Основной вариант классификации, который подразумевает четыре степени тяжести прохождения процесса привыкания.

Легкая адаптация

Данный вариант характерен для большинства малышей с нормальными показателями психофизиологического развития и отличается быстрой приспосабливаемостью. Ребенок вливается в новый коллектив быстро – максимум за 2-3 недели. В течение этого времени у него нормализуются поведенческие реакции. Говорить о том, что малыш быстро и без особых проблем привыкает к детскому саду, можно, если он:

  • С удовольствием идет в садик, не плачет и не капризничает при расставании с родителями.
  • В группе первым идет на контакт со сверстниками.
  • Без проблем обращается за помощью к воспитателю, глядя при этом ему в глаза.
  • Легко подстраивается под распорядок дня, действующий в детском саду.
  • Может занять себя на недолгое время.
  • Охотно рассказывает маме и папе о том, чем занимались в детском саду.

При легкой степени адаптации аппетит и сон у ребенка почти не нарушаются, активность меняется в незначительной степени, отсутствует чрезмерная возбудимость. Отношения с родными людьми остаются на прежнем уровне. Снижение защитных сил организма выражено слабо, у малыша не развиваются острые заболевания, не обостряются хронические патологии.

Привыкание средней тяжести

Период привыкания при средней адаптации растягивается до полутора месяцев. В течение этого периода у ребенка отмечается неустойчивое настроение, периодически наблюдаются отсутствие аппетита, беспокойный сон. Снижается активность: малыши периодически плачут, плохо идут на контакт со сверстниками, не стремятся к исследованию нового пространства.

Адаптация протекает в средней степени, если ребенок:

  • Неохотно расстается с родителями, плачет после их ухода, но при попытках воспитателя отвлечь его быстро включается в игру.
  • В течение дня общается с другими воспитанниками, но периодически замыкается в себе.
  • Придерживается распорядка дня, принятого в садике, но иногда возникают проблемы со сном, в некоторых случаях малыш может отказываться от пищи.
  • Адекватно реагирует на замечания воспитателя, в редких случаях может становиться зачинщиком или провокатором конфликтных ситуаций.

В первые недели наблюдается явная выраженность изменений в деятельности вегетативной нервной системы: бледность, покраснение щек, потливость, усиление проявлений диатеза. Отмечается повышенная подверженность простудным заболеваниям, могут обостриться хронические болезни.

Тяжелая адаптация

Дети, которые тяжело переносят адаптацию, встречаются очень редко – обычно речь идет о малышах, которые не были социализированы до посещения детского сада. Процесс приспосабливаемости протекает сложно: ребенок категорически отказывается идти в группу, цепляется за родителей, рыдает и его невозможно отвлечь. Стресс неблагоприятно сказывается на здоровье, в результате чего одно заболевание сменяется другим, иммунитет резко падает. Возможен и другой вариант развития тяжелой адаптации – дети начинают демонстрировать открытую агрессию, ведут себя неадекватно либо уходят в себя, не реагируя на попытки воспитателя вовлечь в совместную деятельность.

Продолжительность привыкания в такой ситуации составляет от двух месяцев до года, в некоторых случаях психологи выносят вердикт о полной дезадаптации ребенка, которая не позволяет посещать дошкольное учреждение.

Особенности протекания тяжелой адаптации:

  • Стойкие нарушения аппетита – может наблюдаться стойкий отказ от пищи, в некоторых случаях возникает невротическая рвота.
  • Выраженные проблемы со сном – малыш плохо и долго засыпает, часто вскрикивает во сне, просыпается со слезами, сон очень короткий и чуткий.
  • Подавленное настроение – ребенок выглядит подавленным, апатичным, избегает сверстников либо демонстрирует по отношению к ним выраженную агрессию, дерется или кусается.
  • Полное отсутствие желания идти в садик – громкий плач, истерики, ступор, ребенок цепляется за маму, выражает бурный протест против посещения детского сада.
  • Проблемы со здоровьем – потеря веса, проявления нейродермита, высокая подверженность любым инфекциям.
  • Замедление темпов развития – ухудшается речь, могут быть утрачены имеющиеся бытовые навыки и умения.

В тяжелых случаях на восстановление малыша может потребоваться более года, но полная неприспособленность к детскому саду – крайне редкое явление. Поэтому при возникновении проблем с привыканием важно своевременно обратиться к специалистам – психологу, неврологу, педиатру, чтобы выработать грамотный план действий. Иногда рекомендуется повременить с посещением дошкольного учреждения, отложив этот период еще на год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...