Консультации для родителей по литературе
консультация (старшая группа)

Медведева Елена Брониславовна

Рекомендации для родителей какую книгу лучше выбрать для чтения детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_po_literature.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей "Подбор художественной литературы для дошкольников"

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам.

Детская литература сегодня богата и по составу, и по содержанию. В нашей стране для детей издаются детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это многообразие невозможно.

Произведения русского фольклора дают детям уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка… » «Расти коса до пояса», cказки «Царевна лягушка », доброты и трудолюбия, («Хаврошечка », «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др.) дружбы и взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса » и др) . Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных культур и делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

При отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть идейную направленность детской книги. Носителем духовной культуры народа является классическая литература. Это произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других русских писателей.

В литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит формировать у детей широту читательских интересов, избирательность и индивидуальность литературных пристрастий.

Дети дошкольного возраста любят народные и авторские сказки отечественных (А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмаковой) и зарубежных писателей (Дж. Родари, А. Линдгрен, Т. Янсон, А. Милна и др.) Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей яркостью образов, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Детям очень нравятся произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др. Произведения этих авторов открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами.

Художественные произведения должны быть доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности.

Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:

Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.

Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.

Историко-литературные принципы. Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Существуют критерии отбора книг для детского чтения:

Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

Я хочу дать несколько советов родителям:

Не покупайте ребенку новую книгу, пока еще для него не исчерпано имеющееся у нее содержание

Внимание ребенка необходимо к содержанию книги каждый раз, раскрывая в них что-то новое для него

Приобретая книгу, обратите внимание на несколько факторов, которые помогут уберечь зрение ребенка при чтении:

1. Размер книги. Не рекомендуется выбирать слишком маленькие книги с мелкими иллюстрациями и маленьким шрифтом, так как они могут негативно повлиять на зрение малыша. Очень большие книги ребенку 4-6 лет еще тяжело читать, так как он пока не способен охватить взглядом всю страницу. 

2. Цвет страниц. Обязательно должен быть белым, поскольку серая, желтая или коричневая бумага, так же как и мелкий шрифт может нанести вред глазам ребенка. 

3. Фактура страницы. Важно, чтобы страницы были матовыми. Глянец на страницах создает блики от окружающего света, которые затрудняют чтение.

4. Шрифт. Стоит отдавать предпочтение книгам с крупным шрифтом. Детки часто ищут в тексте буквы, которые они уже выучили. 

5. Иллюстрации. Как и в более раннем возрасте иллюстрации играют важную роль, поскольку, именно благодаря им, у ребенка формируется понятие о мире, который его окружает. Картинки в книгах должны как можно более отчетливо изображать реальные предметы. Ребенок должен видеть изображения спокойных тонов, которые благотворно воздействуют на психику малыша.

Подводя итог, даем вам несколько простых советов относительно того, как выбрать правильные книги:

1. Подумайте о том, чем особенно интересуется ваш ребенок. Его захватывает работа разных механизмов? Ищите книги об изобретениях. У ребенка появилось новое домашнее животное? Попробуйте найти книги, у героев которых тоже есть новые домашние животные. 

2. Почитайте книгу сами. Нравится ли она Вам? 

3. Помните о том, что если Вы выбираете книгу для чтения вслух, то это может быть более сложная книга, чем та, которая предназначена для прочтения самим ребенком. 

4. Для детей, которые только начитают учиться читать, ищите книги с подробными иллюстрациями. Ваш ребенок будет открывать для себя что-нибудь новое каждый раз, когда он будет рассказывать историю по картинкам. 

5. Ищите книги, речь в которых идет о понятиях, уже знакомых Вашему ребенку, как например, книги о счете, алфавите, времени, цветах и формах. 

6. Книги с предсказуемыми фразами мотивируют ребенка повторять их. Ищите рассказы с повторяющимися строками и фразами. 

7. Учитывайте книги, отражающие проблемы, с которыми ребенок сталкивается, например, ночные страхи, новый ребенок или переезд в другой дом. 

8. Стремитесь к разнообразию. Познавательные книги могут помочь детям расширить их интересы. Поэзия — это источник безграничного вдохновения. Не забывайте и о книгах с иллюстрациями, они подходят всем! 

9. Убедитесь в том, что выбранная книга подходит по уровню вашему ребенку для чтения и понимания. Слишком сложные книги или книги, написанные непростым языком, могут оттолкнуть его от чтения. Книга должна быть «в самый раз» для вашего малыша. Помните, что ключом к развитию любви к чтению в ребенке является получение удовольствия от чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств у дошкольника"

Данная консультация направляет родителей при выборе тематики по нравственному воспитанию...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Консультация для родителей "Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников»

Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольниковОтечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы , без древних и новых произведений устног...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...

Консультация для родителей: "Список литературы для детей 2-3 лет для чтения дома"

Формирование интереса и потребности в чтении. Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Побуждать ...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей»

Консультация для родителей  «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Художественная литература для детей Подготовительной к школе группы (6-7лет)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Художественная литература для детейПодготовительной к школе группы (6-7лет)...