Консультация для родителей "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств у дошкольника"
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

Михайлова Лилия Николаевна

Данная консультация направляет родителей при выборе тематики по нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx74.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

Консультация для родителей

«Художественная литература, как средство воспитания

нравственных чувств у дошкольника»

Составила: воспитатель

первой кв. категории

Михайлова Л.Н.

г.Нижнекамск,  

2015 г.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной среды ребенка. что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни. перестраивает его субъективный мир. При  чтении  книг  ребенок  видит перед собой определенную  картину,    конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события. и чем сильнее его переживание, тем богаче его чувства и представление о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие искусства  является для ребенка своеобразной формой познания обыкновенной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы участником.

В детском саду нередко на занятии чтением решают только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить внимание на отбор произведений, методику чтения произведения. бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувствии эстетических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что морально-нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и передовой литературе и поэзии.

Прежде всего это произведения: А.С.Пушкина, Л.Н Толстого, С.Т Аксенова, Т.Т Ершова, Н.А Некрасова, Ф.И Тютчева, А.А Фета, А.А Блока, С.А Есенина, К. Чуковского, А. Барто и др.

Педагог подбирает произведения в зависимости от конкретных задач, стоящих перед ним. Например, для воспитания у детей  старшего возраста гуманных чувств педагог использует сказки:  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка» (немецкая сказка), «Хаврошечка», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака, «На льдине» Б.Жидкова и др.Такие произведения как «Три поросенка» (англ.ск), «Дядя Степа» С Михалков помогут продолжить разговор о доброте, справедливости. дружбе, развивает у детей чувство юмора.

Чтение вне занятия таких рассказов, как  «Обвал»Б.Житкова, «Человек заболел» И. Тургинина, особенно полезны, т.к.посвящены труду людей.

В этих рассказах человек-труженик предан своему делу, обладает чувством долга, силой воли, заботится об окружающих людях. Благодаря этому у детей есть возможность получить первые представления о коллективном характере труда людей, об честном отношении к полученному делу.

Нравственное развитие у детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном  герое. Если они характеризуют героя скучно, общими словами, то воспитатель помогает в беседе выделять главное качество героя и обосновать свою оценку.

Некоторые сказки и рассказы. рекомендованные для чтения программой, большие по объему. поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными. сосредотачивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая любовь к животным, педагог читает рассказ А.Толстого «Желтухин»,чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем».Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. «Кто же ему помог?»-спрашивает воспитатель. дети отвечают. что ему помог мальчик Никита. Педагог предлагает охарактеризовать образ Никиты. Обычно дети отвечают, что мальчик добрый он защитил несчастного скворца, заботиться о нем. кормил. оберегал от кота. Воспитатель отмечает: «Несмотря на дружбу скворца и Никиты, мальчик отпустил его на волю.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятии вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств у детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства, представление детей. Совсем необходимо читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы они все были  высокохудожественными глубокими по мысли.

Представления полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Например, рассмотрим вопрос о воспитании у ребенка чувство прекрасного, является одним из условий нравственного воспитания.

Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство-поэзия, музыка, живопись -способствуют пробуждению чувств прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма. В душе ребенка, умеющего радоваться, не остается места обидам, злоба, зависти. Общение детей с природой во время прогулок в парк, в лес. на реку, в поле -одно из средств вызывающих радость, развивающих восприимчивость к прекрасному. Поэтому педагог должен подготовиться к таким прогулкам, создать атмосферу радостного ожидания, таинственности заинтересованности. «Дети ,-говорит воспитатель, завтра мы с вами отправится в страну ромашек .Постарайтесь увидеть в этой стране самое красивое. Потом мы об этом расскажем родителям, нарисуем рисунки». Задача взрослых - одушевить  для ребенка окружающий мир. Например остановившись зимой у березы воспитатель читает стихи С.Есенина «Береза».А перед лужайкой цветущих одуванчиков прочитать стихотворение Е.Серовой «Одуванчик». Стихи развивают  воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе…

В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развивается творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению сказок и стихов. Желание ребенка высказать естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания ,восклицания, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего -все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. И здесь надо попытаться пробудить у него интерес к образованному языку, и хорошим стихам. Например, можно обратить внимание на то, как прекрасно передан образ  моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. В данном случае ребенок почувствовал красоту образного языка, становясь чутким к художественному слову, дети постепенно становятся внимательными и к окружающей действительности.

Для всестороннего развития чувств, следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой выставки рисунков по мотивам сказок, просмотр диафильмов, посещение кинотеатров, детские игры по мотивам рассказов и сказок, драматизация сказок.

Итак, воспитание нравственных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описанным событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к  действительности.

Литература: «Воспитание нравственных чувств у дошкольников» Р.С.Бурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновремен­но вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качест­вам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осужде­ния, негодования...

перспективный план по воспитанию нравственных чувств старших дошкольников средствами художественной литературы и исскуства

В перспективном плане содержатся беседы, занятия, досуги на тему воспитания нравственных чувств дошкольников. План расчитан на 1 учебный год....

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ. О.И. Иванникова, П.В. Ковалева, воспитатели Д/С №135 г. Воронежа .

В детском саду во время непосредственно-образовательной деятель-ности ставятся задачи не только развития речи, поэтического слуха и ху-дожественного вкуса, но и воспитание нравственных чувств дошкольн...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников...