Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
статья (старшая,подготовительная группа) на тему

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

В данной статье рассматривается роль художественной литературы в задаче воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста, а также приводится список произведений, рекомендуемых для совместного прочтения с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей и о воспитании гуманных чувств, то целесообразно ставить перед ними вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему; они должны помочь родителям понять душевное состояние детей во время чтения; выявить способность ребенка сравнивать и обобщать прочитанное.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Значение стихотворений носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие.

Итак, художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.


Рекомендуем следующую литературу для воспитания гуманных чувств и отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Доброта, отзывчивость, чуткость, милосердие

Скромность, уступчивость

Чувство дружбы, товарищества

Искренность, правдивость

Трудолюбие

В. Катаев «Цветик-семицветик»;

А. Барто «Серебряное копытце»;

Б. Заходер «Серая звездочка»;

РНС «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Г. Лагздынь «Жук»;

В. Еремин «Злодей»;

Я. Тайц «Впереди всех»;

Н. Саконская «Подружки».

РНС «Хаврошечка», «Заяц-хваста»;

Э. Шим «Не смей!»;

А. Кузнецова «Поссорились»;

С. Маршак «Есть у меня товарищ Федя»;

Я. Тайц «Кубик на кубик».

К.Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», «Сила – не право»;

Е. Пермяк «Страшная история»;

Н. Носов «На горке»;

В. Осеева «Синие листья», «До первого дождя»;

С. Михалков «Как друзья познаются»;

РНС «Крылатый, мохнатый да масленый»;

Л. Толстой «Два товрища»;

Е. Серова «Нехорошая история».

Н. Носов «Карасик», «Фантазеры», «Огурцы»;

Л. Толстой «Косточка», «Правду сказал»;

В. Голявкин «Спрятался»;

Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»;

Б. Заходер «Никто»;

Н. Саконская «Кто хитрей?»;

Я. Тайц «По грибы».

В. Катаев «Кувшинчик и дудочка»;

Н. Носов «Заплатка»;

Л. Воронкова «Ссоры с бабушкой»;

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»;

Я. Аким «Неумейка»;

О. Бедарев «Плотник Егор»;

В. Приходько «Учусь у мамы»;

Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша».