Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
консультация

Харитонкина Оксана Анатольевна

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

У детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому взрослому  нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, родители недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылки на ранний возраст, на то, что психологически насыщенные рассказы не будут поняты дошкольниками, что им доступны лишь произведения с простыми ситуациями, не подтверждаются современными психологическими и педагогическими исследованиями.

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обращаться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов — Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

      Наиболее любимым жанром художественной литературы у детей является сказка. Сказка – это, прежде всего средство познания мира, наиболее верный язык для детей, который они понимают и чувствуют лучше всего. Самые хорошие объяснения, доводы, доказательства часто не могут исполнить роли сказки. Сказка – это повод к размышлению.
    Сказка помогает найти выход из сложившейся ситуации. Она должна тронуть душу ребёнка и ребёнок уже задумается о своей жизни, своих чувствах, поступках. Слушая сказку, ребёнок «видит» её героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот, даёт себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу ребёнка, заставляет задуматься, что-то поменять в сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость. Без лишних сложностей сказки, прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребёнку: « Что такое хорошо и что такое плохо», что сделанное кому-то зло непременно к тебе возвращается, что старших надо почитать, что ложь до хорошего не доведёт, что добро надо делать с умом и как можно чаще прислушиваться к голосу своего сердца.
      Сказки нужно подбирать умело, стараться знакомить детей со сказками, в которых отражаются лучшие порывы человеческой души.

 Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств можно использовать сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец, сказка), «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Белый медвежонок» У.Турманжанова, «Девочка и верблюжонок» Ш.Муртаза и др. В сказке о труде и взаимовыручке К. Паустовского «Тёплый хлеб» - народная мудрость и мораль, победа добра над злом. Прекрасное повествование о милосердии и жестокости, о нравственности в её христианском понимании. Филька совершил аморальный  поступок, ударив коня и не дав ему хлеба. После такого поступка природа  ополчается на мальчика. Преступление надо искупить. Филька кормит раненого коня свежим хлебом, просит у него прощения. Благороднейшая идея автора отражена в поступке мальчика – если кого-то обидел, попроси у него прощения, это будет нравственный поступок.
      Очень поучительна для детей сказка о старике и его сыне, который отвёз состарившегося отца к оврагу и сбросил его туда на санках, а внук тут же преподнёс отцу хороший урок безнравственности. Читая детям, рассказ Толстого « Лохань», о мальчике, который, играя со щепками, обещал выстругать из них лохань для еды родителям, когда они состарятся, как это сделали родители мальчика для дедушки и бабушки. Можно сделать выводы, читая такие сказки: «Что посеешь, то и пожнёшь».
      Знакомя детей со сказками, где герои постоянно обманывают, как мальчик, кричавший: «Пожар! Пожар!» прибежавшим людям, а когда на самом деле случился пожар, ему никто не поверил и дом сгорел. Или в другой сказке, где мальчик обманывал, что на него напали волки, а когда действительно напали волки, люди не поверили ему и не прибежали ему на помощь. Детей можно подвести на примерах данных сказок к выводу6«На лжи далеко не уедешь».

      Также через сказки детей можно подвести к умению управлять своими чувствами, как в сказке «Волшебная щепка» (о скандальной женщине, постоянно спорившей со своим мужем). Вывод: «Учись управлять своими чувствами». На примере чувашской сказки «Привередливая сноха», мы учим детей тому, что надо слушать старших, (невестка, не послушав свою свекровь, сварила кашу не на воде, а на масле, и не из пшена, а из проса. Каша ослепила её, как только она открыла котелок). Вывод: «Не почитавший старших, добра не увидит».
Вот ещё замечательный пример: сказка «Цветик – семицветик». Она учит детей совершать высоконравственные поступки, делать добро для других людей.
     
Важно не просто познакомить ребенка с художественным произведением, но и побеседовать после каждого прочтения.     Используя вопросы, можно перейти к проблемам, которые мешают нормальной жизни ребёнка, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить напрямую.

Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у ребенка любовь к животным, можно прочитать рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, задается вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах ребенка были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если ребенок недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, взрослый помогает: «Ты правильно сказал, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушай, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он... забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»

При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого необходимо подбирать близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Можно  побеседовать сразу о двух произведениях, Это помогает сформировать у ребенка сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно он научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи.

Значение стихотворений, разучиваемых с детьми, так же носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоминает стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:

Родился ландыш в майский день,  и лес его хранит;

 Мне кажется, его задень — он тихо зазвенит.

 И этот звон услышат луг и птицы, и цветы...

Давай послушаем,  а вдруг услышим,—я  и ты?

В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказаться — естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего — все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. Отсутствие такой реакции должно настораживать взрослых.

Научившись сопереживать с героями  художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у старших дошкольников

В этой консультации говорится о том, чтобы ребенок с интересом относился к окружающему миру, его необходимо воспитывать через художественное слово, поэтому одновременно с развитием восприятия художест...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновремен­но вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качест­вам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осужде­ния, негодования...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ. О.И. Иванникова, П.В. Ковалева, воспитатели Д/С №135 г. Воронежа .

В детском саду во время непосредственно-образовательной деятель-ности ставятся задачи не только развития речи, поэтического слуха и ху-дожественного вкуса, но и воспитание нравственных чувств дошкольн...