Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
статья по теме

 

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для ребенка доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Горшкова Елена Федоровна, воспитатель

МДОУ ЦРР-д/с № 11 «Росинка»

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для ребенка доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать жела ние стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами пове дения. Формированию нравственных представлений и нравствен ного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновремен но вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качест вам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осужде ния, негодования.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования, реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

Существуют разные формы занятий по чтению, но их объ единяет одно — они дают дошкольнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение детей, их интересная совместная деятель ность на занятиях коллективного чтения помогают сплочению дет ского коллектива.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобре тает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, ста новится как бы их участником.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личнос ти: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор про изведений, методику чтения и проведения бесед по художест венным произведениям с целью формирования у детей гуман ных чувств и этических представлений, на перенос этих пред ставлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим  нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат  как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систе матически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо со средоточить внимание детей на этой связи.

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ре бенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему являет ся косвенным показателем становления их чувств. Художествен ная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Библиография:

  1. Психология: словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М, 1990.-с. 21.
  2. И.А.Каиров, О.С.Богданова. Азбука нравственного воспитания / М.- 1975.
  3.  Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания //Сов. педагогика. — 1946. — № 6. — С. 96.
  4.  Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником лите ратурного произведения // Избр. психологические труды.— М., 1986.— Т. 1.— С. 66.
  5.  Белинский В. Г. О детских книгах // Собр. соч. — М., 1978. — Т. 3. С. 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у старших дошкольников

В этой консультации говорится о том, чтобы ребенок с интересом относился к окружающему миру, его необходимо воспитывать через художественное слово, поэтому одновременно с развитием восприятия художест...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновремен­но вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качест­вам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осужде­ния, негодования...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ. О.И. Иванникова, П.В. Ковалева, воспитатели Д/С №135 г. Воронежа .

В детском саду во время непосредственно-образовательной деятель-ности ставятся задачи не только развития речи, поэтического слуха и ху-дожественного вкуса, но и воспитание нравственных чувств дошкольн...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников...