Форма предмета
консультация

Петрова Ольга Юрьевна

Часто родители, приступая к развивающим занятиям со своими детьми, задают вопросы: когда начинать знакомство с формой предмета, с какого возраста? как изучать форму предмета? какова последовательность занятий по изучению формы?

Знакомство с формой происходит сразу же после рождения крохи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_predmeta.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА ПРЕДМЕТА

Автор статьи Петрова Ольга Юрьевна

Часто родители, приступая к развивающим занятиям со своими детьми, задают вопросы: когда начинать знакомство с формой предмета, с какого возраста? как изучать форму предмета? какова последовательность занятий по изучению формы?

Можно сказать, знакомство с формой происходит сразу же после рождения крохи. В тот момент, когда мать впервые прикладывает малыша к груди. Таким образом, оказывается, что и  младенец на уровне тактильных ощущений познаёт круглую форму. Через месяц-другой исследует круглые погремушки, которые малыш не только ощупывает ручками, но и активно обследует ртом, дёснами. Ещё через несколько месяцев становится интересно всё, до чего можно дотянуться, в ход идут шкатулки, коробки, крышки, кольца, мячи.

Получается, задолго до школы ребёнок с помощью взрослого узнаёт, что у каждого предмета есть форма. Малыш знакомится с основными фигурами: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, многоугольником. Осваивать форму предмета удобно на занятиях в сочетании с понятиями цвет, величина. Разумеется, регулярно повторяя материал, постепенно усложняя задания. Целесообразно осваивать форму предмета через конструирование.

Итак, сначала взрослый направляет внимание ребёнка на внешние очертания предметов, на наружный вид, то есть на различение форм. Занятия для малыша станут доступны и интересны, если будут проходить с использованием  уже известных для него предметов, из ближайшего окружения. Кроха узнает предметы круглой формы: тарелку, пуговицу, блин, мяч; квадратной: платок, часы, печенье; прямоугольной: книгу, полотенце; тетрадь; треугольной: флажок, крышу, морковь; овальной: яйцо, зеркало, огурец. На следующем этапе следует учить ребёнка различению названий форм и ещё позднее самостоятельному называнию.

Примерно в 1 год ребёнок исследует мяч и возможные с ним действия: отталкивает от себя, катает по полу, скатывает с горки, бросает в коробку. К этому возрасту формируется умение – ставить кубик на кубик.

К 1 году и 3 месяцам малыш различает по форме предметы: шарик, кубик; складывает эти предметы с помощью взрослого в разные ёмкости. Например, кубики – в коробку, а шарики – в банку. Строит башенку сначала из двух кубиков, а потом из трёх, конструирует машинку, ставя кирпичик на кубик. Вкладывает формы в соответствующие отверстия.

В 1 год и 4 месяца ребёнок уже способен построить из кирпичика и кубика стол, из двух кубиков и одного кирпичика – машинку.

В 1 год и 5 месяцев – нанизывает на два стержня предметы круглой и квадратной формы; строит башенку из 4 кубиков; приставляя к кубику кирпичик, моделирует стул; размещая кирпичики друг за другом, делает паровоз; может катать мяч в воротики.

Около 1 года, 6 месяцев многие упражнения ребёнок уже способен выполнять самостоятельно. В этом возрасте малыш складывает большие и маленькие домики с помощью кубиков и призм.

К 1 году и 7 месяцам группирует квадраты  и круги, раскладывает их по коробочкам. Строит заборчик: приставляет на длинное ребро кирпичики друг к другу; диванчик: устанавливает два кирпичика – спинку и сиденье. Хорошо различает кубики, шарики по величине и цвету.

В 1 год, 8 месяцев, не называя новую форму, взрослый знакомит ребёнка с прямоугольником.

А в 1 год и 9 – с треугольником. К тому же ребёнок в этом возрасте может строить башенку из трёх разных по размеру кубиков; находить нужные отверстия для круга, квадрата, прямоугольника.

1 год, 10 месяцев – с помощью взрослого строит диванчик из 3 кирпичиков, кроватку. Способен выполнять сюжетные постройки: стол – стул, стол – диван, стол – кровать.

К 1 году, 11 месяцам – складывает предметы из плоских фигур: из большого и маленького кружка – куклу неваляшку, из квадрата и треугольника – дом, из треугольников – ёлку, из кирпичиков – ворота. Различает формы, показывает, группирует, отбирает, не называя: объёмные – шар, куб, кирпичик, призма; плоские – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Комбинирует сюжетные постройки: дом – скамейка; скамейка – ворота; ворота – забор, забор – дом.

Ребёнку 2 года – на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи и т.д. следует закреплять понятие: форма предмета, а также величина, цвет. Полезно проводить занятия со строительным материалом: учить по-разному прикладывать кирпичики, устанавливать сверху призму, делать устойчивую лесенку из шести кубиков, строить мебель для куклы, комбинировать простые постройки.

После двух с половиной лет взрослый учит ребёнка сооружать из кубиков и кирпичиков башенки, лесенки, дорогу, домик, гараж, мост, полочку, зоопарк.

Знакомить малыша с формой предмета, а также повторять, закреплять необходимые понятия можно при помощи презентаций. Проводить занятия лучше в такой последовательности:

  1. Форма предмета. Круг.
  2. Форма предмета. Квадрат.
  3. Закрепление. Круг – квадрат.
  4. Форма предмета. Прямоугольник.
  5. Закрепление. Круг – квадрат – прямоугольник.
  6. Форма предмета. Треугольник.
  7. Закрепление. Круг – квадрат – прямоугольник – треугольник.
  8. Форма предмета. Овал.
  9. Закрепление. Круг – квадрат – прямоугольник – треугольник – овал.
  10. Форма предмета. Многоугольник.
  11. Закрепление. Круг – квадрат – прямоугольник – треугольник – овал – многоугольник.

Желаю успехов!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с формой предметов

Знакомство с формой предметов(второй год жизни)...

Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"

Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте....

Проект по теме: «Формирование представлений о форме предметов у детей среднего возраста".

Ознакомление с геометрическими фигурами важно для общего математического и психического развития дошкольника. Это объясняется тем, что психологическая особенность детей дошкольного возраста — преоблад...

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Конспект занятия в средней группе по ФЭМП "Закрепление знаний о цифре 5.Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами"

Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 5 и 4;Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами, "быстро", "медленно"....

"Закрепление знаний о цифре 5.Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами"

Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 5 и 4;Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами, "быстро", "медленно"....