Родительский клуб "Встреча" Занятие 1. Успешное развитие ребенка в наших руках
консультация (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Цель родительского клуба «Встреча»: создание условий для равноправного обмена мнениями по поводу воспитания детей, решения наболевших проблем, взаимообучения и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Очень часто родители имеют желание и возможности заниматься развитием своего ребенка, но всегда знают как это делать. Данное занятие ставит своей целью помочь родителям разобраться в основных показателях успешности развития своих малышей,   а также научить правильной организации разивающих занятий в домашних условиях. Это занятие было разработано и проведено совместно с психологом нашего детского сада Зянгильдяевой М.Ю., которая тоже имеет право на авторство этого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnoe_razvitie_rebenka_v_nashih_rukah.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб «Встреча»

Занятие 1. «Успешное развитие ребенка в наших руках»

Цель: создание условий для успешного развития ребенка.

Задачи:

  1. Актуализировать и расширить понятие «успешное развитие ребенка».
  2. Рассмотреть основные условия, необходимые для успешного развития ребенка с 1,6 лет до 2-х лет.
  3. Обсудить варианты занятий с детьми раннего возраста, способствующие их успешному развитию.

Занятие родительского клуба проводится в форме тренинга. Организаторы: воспитатель, психолог.

Атрибуты: кукла бибабо, фартук, игрушка-перевертыш, мячик, мольберт, маркеры, чистые листы, носки шерстяные, листок с текстом.

Ход мероприятия

Родители сидят в кругу

Приветствие воспитателя. Рассказ о новой форме работы с родителями в группе. Цель родительского клуба «Встреча»: создание условий для равноправного обмена мнениями по поводу воспитания детей, решения наболевших проблем, взаимообучения и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Игра-разминка «Креативный мячик». Инструкция: «Ваша задача передать этот мячик своему соседу, назвав его по имени, справа и так по кругу. Причем способы передачи повторяться не должны. Если мячик упадет, передаем еще раз». Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и сегодня нам бы хотелось поподробнее поговорить на тему успеха, а если быть еще более точными «успешное развитие» или «достижение успеха».

Упражнение «Успешное развитие ребенка к 2-м годам». Вопрос: как вы понимаете, что такое успешное развитие ребенка?  Инструкция: «Вы будете называть различные успехи или достижения ребенка, которых он может добиться к 2 годам, а мы будем записывать их на доске». Родители называют качества, психолог записывает на доске. Посмотрите на доску. Давайте вместе разберемся, что из вами названного действительно относится к 2-летнему возрасту. Психолог и педагог проводят корректировку достижений в развитии ребенка, при необходимости удаляя недостаточно адекватные возрасту характеристики и добавляя более актуальные.  

Ведущей в этом возрасте является – предметная деятельность, так как на ее основе происходит всестороннее развитие ребенка. 

Развитие ребенка в предметной деятельности.

  1. С обобщенным дидактическим материалом (геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине): соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков. Примерные игры с материалом на соотнесение и группировку: подбирать крышки к коробочкам; вкладывать фигурки в гнезда;  раскладывать фигурки по коробкам; перекладывать из одной емкости в другую; вынимать из коробки (корзины, мешочка) и т. п.
  2. С дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки и т. п.): соотносить предметы по цвету, форме, величине, количеству: собирать предметы из 2-3 деталей самостоятельно; ориентироваться в величине «побольше – поменьше»; собирать предметы из  4-5 деталей  с  помощью взрослого; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (цвет и величина; форма и величина; форма и цвет).

Развитие ребенка в общении с природой (экологическое воспитание)

  1. Знать находящихся     в     ближайшем окружении ярких объектах живой и неживой природы: цветущие растения, большие деревья, зеленая трава, свет солнца, дождь, снег; животные: рыбы, звери (собаки, кошки), птицы, насекомые.
  2. Активизировать у детей сенсорные наглядно-действенные способы познания (понюхать цветок, потрогать и почувствовать холодный снежок, ощутить дождинки, послушать, как поет птичка, и т. д.).

Развитие ребенка в конструктивной деятельности

  1. Знать основные детали конструктора: кубик, кирпичик, призма и уметь строить из них несложные постройки – дорожку, домик, ворота, стол, стул и пр., а также обыгрывать их.
  2. Уметь соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами (кубик можно ставить любой стороной, призму – основанием).

Развитие понимания речи 

  1. Понимать предложения с предлогами, выполнять соответствующие действия: «Поставь чашку на стол», «Положи в чашку ложку» и т. п.
  2. Узнавать и показывать (по возможности называть) знакомые предметы на картинках.
  3. Внимательно слушать взрослого, понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стул и посмотри книжку»).
  4. Воспринимать и эмоционально откликаться на детские художественные произведения (сказки, потешки, кукольные спектакли и пр.).

Развитие активной речи

  1. Использовать речь как средство общения.
  2. Заменять звукоподражательные слова общеупотребительными  (вместо «ням-ням» – «кушать», «есть» и  т. д.); учить пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за).
  3. Включаться в диалог всеми доступными ребенку средствами (словами, мимикой, жестами);  задавать  вопросы  («Кто?  Что? Что делает? Какой?») и отвечать на них. Уметь говорить фразами, употреблять предложения из 3 - 4 слов.

Развитие ребенка в изобразительной деятельности

1.        Малыш знает назначение материала и использует его по правилам (рисует только на бумаге).

2.        У ребенка развивается правильный захват фломастера, карандаша.

3.        Ребенок проводит совместный со взрослым заинтересованный поиск в штрихах и линиях содержания и обыгрывает его.

4.        У малыша появляются первые замыслы.

Развитие основных движений

  1. Ходит самостоятельно.
  2. Преодолевает незначительные препятствия, меняет направления при ходьбе по зрительным ориентирам.
  3. Бросает мяч двумя руками вдаль. Попадает в цель с расстояния 60—70 см.
  4. Перелезает через предметы, влезает на стремянку приставным или переменным шагом.
  5. Сформирован правильный захват предмета – правильно и уверенно держит ложку, карандаш.

Самообслуживание

  1. Моет руки самостоятельно или с частичной помощью взрослого.
  2. Ест ложкой жидкую и густую пищу.
  3. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос, дает знать взрослым об этом, пытается сам вытереть нос платком, вымыть руки.
  4. Благодарит после еды кивком головы или словом.
  5. Самостоятельно снимает и надевает трусы, носки, колготки, обувь.

        Групповая дискуссия «Как помочь ребенку добиться успехов в развитии?» Есть ли у Вашего ребенка уже необходимые успехи, качества, характеристики для того, чтобы быть успешным? Если нет, то допускаете ли Вы возможность, что эти достижения могут и не проявиться в назначенный срок?  Что можно сделать, чтобы они у ребенка появились? Необходимо подвести родителей к выводу, что надо следить за здоровьем и развитием ребенка, создавать соответствующие условия – благоприятный психологический климат, соблюдение режима дня, правильное питание, следить за состоянием его здоровья, вовремя и правильно обращаться к врачу за соответствующей помощью (обязательно озвучивать то, что вызывает беспокойство), заниматься с ребенком. Наиболее сложными для освоения у современных детей являются: физическое развитие, действие с предметами и, как следствие, самообслуживание, развитие речи. Следовательно, именно на это необходимо обратить особое внимание.

Упражнение «Объясни – пойми» Вызываются два человека. Одному дается листок с очень сложным объяснением непонятного слова. Его задача объяснить, так как то, что написано на листочке является очень-очень важным, а задача второго понять и повторить. «Квант (от латинского quantum – ”сколько”) – это неделимая порция какой-то физической величины. Например, говорят - квант света, квант энергии или квант поля. Что это значит? Это значит, что меньше быть уже просто не может. Когда говорят о том, что какая-то величина квантуется, понимают, что данная величина принимает ряд определенных, дискретных значений.  Так, энергия электрона в атоме квантуется, свет распространяется «порциями», то есть квантами». 

Вопросы к участникам: Ваши ощущения от происходящего? Какие чувства вы испытывали? Что вам хотелось при этом сделать? Почему? Вывод: подобные чувства и ощущения может испытывать ваш ребенок, которому вы пытаетесь объяснить что-то очень на ваш взгляд важное, но абсолютно непонятное ему, а главное непонятное зачем это нужно. Следовательно, ребенку необходимо объяснять только то, что он может понять в силу своего возраста и развития. Это должно быть нужно и важно ему именно в этот момент. Например, маме пожаловались в садике, что ребенок кусается. Вечером, придя домой, мама решила побеседовать на эту важную тему со своим полуторагодовалым малышом. Она тщательно подбирала слова, показывала, что ей очень обидно, пыталась показать жестами и мимикой, что именно нельзя делать и почему. В результате малыш обиженно расплакался, так и поняв, за что на него рассердились. Важное правило – наказывать, ругать надо по принципу «здесь и сейчас». Еще страшнее, когда расстроенная и обиженная за своего укушенного малыша мама пытается отругать обидчика, такого же, но чужого малыша. Самое ужасное, это не только бесполезно, но еще и страшно. Ребенок искренне не помнит, что он сделал даже 2 часа назад. Аналогично и с обучением.

Упражнение «Неудавшееся домашнее занятие». Выполняют психолог в роли мамы и педагог в роли ребенка с куклой бибабо. Однажды в семье наших хороших знакомых мама решила в свободное время, пока варится мясной бульон, позаниматься с ребенком. Педагог и психолог показывают с помощью куклы бибабо типичные родительские ошибки и реакцию на них маленького ребенка.

Вопросы к родителям: как вы думаете, почему благие намерения мамы не увенчались успехом? Как надо было провести занятие с ребенком, чтобы оно принесло пользу?

Типичные родительские ошибки при занятии с ребенком

1,6 – 2 лет

  1. Выдавать сразу несколько игр, по принципу «выбирай и играй сам».
  2. Предлагать незнакомые игры, не объяснив и не показав, как правильно ими пользоваться.
  3. Давать то, что недоступно пониманию ребенка.
  4. Делать то, что самому не интересно и не хочется.
  5. Не мотивировать ребенка на предстоящую деятельность.
  6. Отвлекаться на другие дела.
  7. Затягивать время занятия (более 8-10 минут).
  8. Не разрешать обследовать выдаваемые предметы, а потом играть получившимся результатом.
  9. Ругать ребенка за допущенные ошибки.

Упражнение «Носки» Приглашаются 2 человека. Первого человека выводят за дверь и дают ему четкую инструкцию – выполнять все то, что от него потребуют и не показывать своего неудовольствия, что бы с ним не делали. Второму сначала предлагают молча надеть на первого носки, ничего не объясняя. После этого инструкция второго меняется. Теперь ему надо сделать все то же самое, но подробно и доброжелательно объясняя все свои действия.

Вопросы: что вы чувствовали вовремя этого упражнения? Почему? Вывод: все свои действия по отношению к ребенку необходимо проговаривать и объяснять в доступной для него форме.

Рефлексия: Какие самые главные достижения должны присутствовать у наших малышей к 2-м годам? Что мы с вами можем сделать, чтобы наши дети были успешными? Какие вопросы успешного развития ребенка вы бы хотели более подробно обсудить на последующих занятиях? Если у кого-то есть желание обсудить вопрос развития своего ребенка с психологом, вы можете сейчас записаться на консультацию или через воспитателя.

Упражнение «Двуликий тигренок» - предайте по кругу игрушку, выбирая для себя соответствующее настроение после сегодняшнего обсуждения проблемы успешного развития ребенка. Будет замечательно, если вы сможете объяснить свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Здоровье ребенка - в наших руках.

Родительское собрание. Здоровье ребенка - в наших руках....

проект родительского собрания "Здоровье ребенка в наших руках"

Познакомить родителей с разными видами зарядки( дыхательной, артикуляционной, зрительной, релакционной ит.д.)....

Родительское собрание "Здоровье ребенка в наших руках"

Разработка родительского собрания для воспитателей и родителей в дошкольных учреждениях. Педагогический всеобуч "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и дома"...

Родительское собрание № 2 Тема: "Здоровье ребенка в наших руках"

В зимний период очень много детей болеют гриппом и другими простудными заболеваниями. Можно ли сохранить здоровье, как это сделать тема нашего родительского собрания....

Общее родительское собрание на тему: « Здоровье ребенка в наших руках»

Цель:1.Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в  вопросах здоровья детей. 2.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задач...

Конспект родительского собрания на тему: «Здоровье ребенка в наших руках»

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в  вопросах формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему:« Здоровье ребенка в наших руках»

Цель:1.Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в  вопросах здоровья детей. 2.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....