Индивидуальная программа комплексного сопровождения дошкольника из неблагополучной семьи.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Коломиец Ольга Александровна

Главной целью работы МБДОУ №4 «Солнышко»,   является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.       Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ.

     Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma.docx74.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного №4 «Солнышко»

«Принято» на заседании педагогического совета

Протокол ___№1__   от

 «____»  _______________  2021 г.

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 4 «Солнышко»

                            Юрьева И.В.

(Ф. И. О.)

 «____»  _____________  2021 г.

Индивидуальная программа комплексного сопровождения дошкольника из неблагополучной семьи.

Разработала: воспитатель

Коломиец Ольга Александровна

п. Новая Целина

2021 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание программы.
  3. План мероприятий.
  4. Литература.

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов,  выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье. Благополучная семья — это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными и межличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка.

        Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.

       Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.

       Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д.

Для детей из таких семей характерны

  • задержка темпов интеллектуального и психического развития;
  • неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты;
  • негативное эмоциональное состояние (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервно- психическим расстройствам);
  • нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм);
  • низкий уровень сформированности игровых навыков;
  • отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены;
  • подверженность хроническим заболеваниям.

В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной деятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.

     Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска». К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.

         Важным условием оказания помощи является раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и в «группе риска». Считается, что за 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Поэтому, чем раньше будет выявлена такая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Организация работы с семьями «группы риска» в условиях ДОУ

Главной целью работы МБДОУ №4 «Солнышко»,   является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.       Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ.

     Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Задачи

  • Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
  • Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
  • Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
  • Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
  • Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

       Принципы разработки и реализации Программы:

1. Принцип гуманизма

2. Принцип доверия и поддержки

3. Принцип сотрудничества

        4.   Принцип законности

        5. Принцип индивидуального подхода.

        6. Принцип ответственности

Основные направления Программы:

•         Диагностическое

•        Профилактическое

•        Организаторское

•        Просветительское

Реализация программы

Реализация комплексной программы социального патронажа неблагополучных семей осуществляется по ряду направлений: социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой и социокультурной реабилитации.

Содержание программы позволяет комбинировать методы, формы и технологии в процессе социальной реабилитации с учетом запросов и потребностей семьи.

Ожидаемые результаты программы

  • стабилизация семейной ситуации, улучшение социального климата в семьях, состоящих на учете и контроле;
  • готовность родителей к воспитанию своего ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей; развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
  • оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;
  • удовлетворительное санитарное состояние жилья.

Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

  • 1-й этап: выявление семей группы риска Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска.

Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска»

  • 2-й этап: установление контакта с семьей нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов.

Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

  • 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель.

 Психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости психолог посещает семьи воспитанников.

           Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.

  • 4-й этап: составление картотеки семей «группы риска». Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация.

На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:

  • Социальный паспорт семьи
  • Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
  • Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения
  • 5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска».

План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

       Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, социальной за щиты населения, прокуратурой, органами опеки и попечительства, психолого-медико-педагогической комиссией, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, ГОВД и со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, психиатры).

Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

С детьми работают воспитатель и все специалисты ДОУ. Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации.

Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.

Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников.

  Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.

КАРТА ВОСПИТАННИКА

Ф.И.О., дата рождения, возраст __20.04.2014 г.________________5_______ лет

Адрес фактического проживания Целинский район, п.Лиманный , ул.Урожайная  дом 14,кв.4

Адрес регистрации _____ Целинский район, п.Лиманный , ул.Урожайная  дом 14,кв.4

Место обучения ___МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

Причина индивидуальной сопровождения: _________________________________________

Социально-экономическое состояние семьи: _____________________________________________________

Мама ____________________________________________________________________________________

Образовательный уровень матери– ______________________________________________________

Отец - _________________________________________________________________________________________

Образовательный уровень отчима – ______________________________________________________________

Источник дохода семьи: ______________________________________________________________________

Социально-педагогическое состояние семьи: 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-психологическое: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная программа

комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально - опасном положении

Цели: профилактика поведения, коррекция личностного развития воспитанника, помощь в решении проблем, возникающих в ходе образовательного процесса, помощь семье.

Задачи комплексной реабилитационной работы: рейдовые посещения на дому, беседы с родителями, ребёнком, работа с социальным педагогом для дальнейшего улучшения климата в семье, продолжения посещения ДОУ.

Основные формы коллективной работы с семьёй, находящейся в СОП : родительские собрания, педагогические советы, Советы по профилактике; встречи; профилактические беседы по месту жительства.

 №

п/п

Направления работы

Формы работы

Дата реализации

Исполнители

1

Оказание социально-педагогической и психологической
помощи, методическая работа.

Составление индивидуальной карточки на воспитанника.

Сентябрь - октябрь

Педагог-психолог, воспитатель

Составление характеристики

Сентябрь, май

воспитатель

Составление индивидуальной социально-психологической карты на воспитанника, находящегося в СОП

Сентябрь- октябрь

Педагог-психолог, родители, воспитатель.

Проведение консультаций для родителей

По мере необходимости

Педагог-психолог,

воспитатель

Проведение консультаций для воспитанника

По мере необходимости

Педагог-психолог,

воспитатель

2

Разбор конфликтных ситуаций

По мере необходимости

Администрация ДОУ Педагог-психолог,

Воспитатель, инспектор ПДН

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. Службами. Составление административных писем, ходатайств и др. документов, направление документации в КДН, ПДН, соц.защиту и др. службы

По запросу классного руководителя, учителей предметников.

Администрация ДОУ, инспектор ПДН,

Педагог-психолог,

воспитатель

Программа для индивидуальной работы

с ребенком из неблагополучной семьи

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ХОД ЗАНЯТИЯ

1

«Моя и чужая собственность»

Познакомить ребенка с понятиями моя и чужая собственность; воспитывать честность, правдивость, дружелюбное отношение друг к другу; эмоциональный отклик на ситуацию воровства; снять агрессивное проявление и эмоциональное напряжение

Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы». Обсуждение рассказа по вопросам:

- правильно ли поступил главный герой, взяв огурцы?

- правильно ли отреагировала мама воришки?

- как бы вы поступили на месте главного героя?

- почему нельзя брать чужое;

- что такое чужое?

2

«Слушаем тишину»

Расслабление, отдых.

Дети с закрытыми глазами слушают звуки за окном, в комнате, за дверью. Затем рассказывают о том, что удалось услышать.

3

«Найди отличие»

Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку, передает его взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

4

Психофизическое упражнение

Ощутить внутреннюю радость.

Протянем ладошки к солнышку, представим какая добрая сила вливается в них, приложить ладошки к почкам и скажите:

Я люблю вас, мои почки

Распускайтесь как цветочки.

Сил от солнца набирайтесь

Всеми миру улыбайтесь.

Ребенок повторяет слова за педагогом.

5

«Волшебные коврики»

Снятие эмоционального напряжения.

Произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем отдыхать!»

Реснички опускаются,

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко,

Ровно, глубоко…

(вдох-выдох, вдох-выдох)

- попробуйте сейчас перенестись в страну своих воспоминаний. Отыщите такие дни, когда тебя все любили, и ты был в ладу с самим собой. Переживи эти воспоминания заново. Расслабь свое тело, тяжесть уходит вниз, нарастает легкость. Появляется хорошее настроение, приятное ощущение.

- глазки открываем, моргаем. Хорошо потянитесь всем телом.

6

«Волшебный мешочек»

Снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Предложить ребенку, который проявляет агрессию, перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). В мешочек можно даже покричать. После того как ребенок выговаривается, вместе с ним завяжите мешочек и спрячьте.

7

Рисование на тему «Мое настроение»

Создание условий для выражения своих чувств.

Давайте попробуем нарисовать свое настроение. (Желтый – радость, голубой – грусть, черный – сильная грусть, печаль, красный – раздражение, зеленый – зависть, коричневый скука, оранжевый – злость).

8

Разыгрывание сюжетов

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

Разыграть ситуации «Робкий Чебурашка», а затем «Смелый Чебурашка».

ОКТЯБРЬ

1

«Я – разный»

Посмотреть на себя со стороны.

С помощью рисунков изобразить себя каким был раньше, какой есть, каким бы хотел стать. Обсудить что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется.

2

«Что изменилось»

Активизация в речи детей предлогов, развитие внимания, зрительной памяти, связной речи.

Разложи картинки ( предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы) по полочкам шкафа и предложить детям заполнить их расположение, а затем закрыть глаза. В это время поменять расположение нескольких предметов. Ребенок открывает глаза, педагог спрашивает: «Что изменилось?» ребенок показывает где находилась картинка раньше, и определяет словами перемещение картинки.

3

«Закончи слово»

Развивать мышление

Предложить ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать? По…» - так начинается игра. Всего предлагается 10 слов: по-, на-, за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

4

«Подыши, как…» 

Развитие эмоциональной сферы

Ведущий просит детей подышать так, как дышит спокойный, разозлившийся, испуганный или засыпающий человек.

5

"Двойная стимуляция памяти".

Развитие памяти ребенка

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:
пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.

6

«Где мы были, вам не скажем, что делали — покажем»

Развитие воображения, фантазии, находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться.

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Педагог загадывает простое предметное действие (например, "чтение книги") и с помощью мимики и жестов показывает его ребенку. Тот должен отгадать, что делает взрослый. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, "проснулся — встал — умылся — позавтракал" и т. д.).

7

«Потерявшаяся игрушка»

Поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).

8

«Кляксы»

Занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому "безобразию".

НОЯБРЬ

1

"Раскрась вторую половинку".

На развитие концентрации внимания.

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.).

2

Снятие агрессии

Предложите участникам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг, предусмотрительно взятую Вами для этого.

3

"Нарисуй свой страх, победи его" (с 5 лет)

Снятие страха

До упражнения желательно поговорить с ребенком: "Чего он боится? Когда ему бывает страшно? Было ли такое, когда он сильно испугался?". Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать "страх" на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда "страх" рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор - он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и "страх", и больше его никогда не будет.

4

«Возьми себя в руки»

Снятие психоэмоционального напряжения у детей

Ребенку говорят: "Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека".

5

«Подушечные бои»

На снятие агрессии и ослабление негативных

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть "сражение двух племен" или "Вот тебе за…".
Замечание: игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

6

"Слоники и зайчата" 

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. 

Взрослый предлагает игру. Спрашивает у ребенка, что чувствует заяц, когда находится в опасности. Просит показать ребенка. «Покажите, как же он дрожит. Весь сжимается, поджимает уши, старается стать маленьким и незаметным, его  лапки и хвостик трясутся". "Покажи, что делают зайки, когда слышат шаги человека?" ребенок бежит, по классу, прячется.

"А что же делают зайки, когда видят волка?.. " Педагог должен играть с ребенком в течение нескольких минут.

"А теперь мы с станем слоном, большим, сильным, смелым. Покажи, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно должен ходить слон. А что делает слон, когда видит человека? Он боится его? Нет. Он дружит с ним, спокойно продолжают свой путь при виде человека. Покажи, как. Что  делает слон, когда видят тигра... ". Ребенок в течение нескольких минут должны изобразить  бесстрашного слона. После проведения упражнения ребенок и педагог должны сесть  в круг и обсудить, кем ему больше понравилось быть и почему.

7

«Повтори движение»

На развитие внимания

Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые ребенок должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Он должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.

8

"Обезьянки"

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти. 

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т. д.
Ход игры: ведущий предлагает ребенку: «Давай мы с тобой сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на его глазах складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребенок должен возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у ребенка конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

ДЕКАБРЬ

1

«Найди правильную дорогу»

На развитие внимания

Это игра по картинкам, где обычно с одной стороны нарисован, например, заяц, а с другой - белка. Помоги зайчику добежать до белочки, при этом дорога сильно путается, нужно постоянно удерживать внимание на том, куда изогнулась верная линия.

2

«Смени ритм»

Цель: помогает тревожным детям включиться в общий ритм работы, снимет мышечное напряжение.

Если воспитателю нужно  привлечь внимание ребенка, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,.. Ребенок должен присоединиться и тоже хлопать в ладоши, хором считают : раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и ребенок, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

3

«Уходи, злость, уходи» (с 4 лет)

На снижение агрессии

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком "Уходи, злость, уходи!". Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу "звезды", широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
Предостережение: следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали

 очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны…

4

"Сложи узор".

На развитие внимания, памяти и мышления

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). 
Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

5

"Опиши соседа"

Игра на развитие памяти, внимания, наблюдательности.

В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. 
(Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь).

6

«Пуговица»

На развитие памяти, пространственного восприятия и мышления

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее

7

«Ученик феи»

На развитие воображения

Ребенок с помощью своего воображения представляет, что встречает фею, которая на некоторое время становится его покровительницей и защитницей. Фея дарит ребенку волшебную палочку (ниточку, иголочку, кольцо… то есть то, что больше всего из этих предметов понравится ребенку), чтобы с помощью этого предмета можно было позвать на помощь в опасный момент. Дальнейшие события зависят от воображения ребенка, который предлагает различные варианты и придумывает ситуации, из которых можно выбраться только с помощью волшебного предмета. Это может быть встреча с пришельцами, грозным чудовищем. Придуманные ребенком интересные сюжеты можно разыграть, что развивает не только воображение, но и актерские способности. Конец приключений (или злоключений), естественно, должен быть счастливым: добро побеждает зло.

8

«У кого интересней?»

На развитие творческого воображения ребенка и его умения устанавливать логические связи.

Ведущий произносит любую фразу с незаконченной мыслью, например: «Сегодня утром я вышел из дома…». Ребенок сразу же сочиняет продолжение: "… и увидел, что навстречу мне несется огромный автомобиль…». Каждый добавляет свою фразу и в итоге должен получиться рассказ или сказка.

Ведущий может дать в начале игры направление этому рассказу.

ЯНВАРЬ

1

«Давайте споем»

На снятие комплекса

Ребенок должен спеть любую песню, какая ему нравится: современную, романс, русскую народную. А можно и придуманную самостоятельно. Если он стесняется и не может петь в полный голос, задача ведущего – помочь ему. В этом случае он предлагает присутствующим спеть эту песню хором. В результате даже самые робкие ребята включатся в общее пение. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право проявить свое умение петь.

2

«Облака, белогривые лошадки»

На развитие творческого воображения.

Эту игру можно проводить среди членов своей семьи. Следует подобрать теплый солнечный день, когда в небе множество разных, быстро проплывающих мимо облаков. Играющие должны лечь на спину и, посмотрев на небо, выбрать себе одно облачко. Затем каждый должен описать свое облако: рассказать, на что оно похоже, какой цвет имеет, от кого убегает (описать облако-соперника, следующего за ним) и какое настроение несет.

3

«По главной улице с оркестром»

Игра помогает избавиться от негативных эмоций, а также представить себя важным дирижером оркестра. Это упражнение не только взбадривает, но и создает ощущение спаянности.

Для игры пригодится кассета с записью задорной и веселой музыки, которая нравилась бы детям и вызывала у них положительные эмоции.

Ребенок должен вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Затем надо представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…

4

«Далеко-далеко, в густом лесу…»

Игра – для дошкольников. В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.

Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Играющий отвечает, например: «лисята». Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?»

Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»

Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

5

"Беги в свой домик"

Игра на развитие и коррекция слухового восприятия и внимания

Цель: развивать у ребенка ориентировку на звуки (музыкальные).

Оборудование: бубен, детский стульчик.

Ход игры: взрослый показывает бубен, как он звучит и говорит: "Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик". Игра проводится несколько раз и внимание ребенка обращается на звучание бубна и отсутствие звука.

6

«Замри»

Снятие психоэмоционального напряжения

Скажите ребенку: "Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: "Замри!". Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно"…

ФЕВРАЛЬ

1

"Нос-пол-потолок".

Для развития внимания

Взрослый будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Ребенок же должен тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Его задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

2

«Кто носит очки?»

На снятии комплекса тех детей, кто носит очки

Для игры нужно подобрать несколько пар очков. Любые. Желательно, чтобы взрослый сам был в очках. Ребенок надевает очки. Взрослый показывает фотографии известных людей в очках, затем предлагает сказать что-то хорошее относительно выбора очков. Оно может быть каким угодно. В игре нет победителей и побежденных.

3

«Кто во что горазд»

Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.

Взрослый дает приказание игроку. Она заключаются в том, что играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

4

Для снятии агрессии

Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создаёт положительный, эмоциональный фон

5

«Что там спрятано»

Для развития воображения

"Что там спрятано ". Ведущий берет картину и закрывает основную чаcть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент. Задача детей понять, что там за скрытой частью или дорисовать образ мысленно. Когда варианты озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле.

6

«Угадай эмоцию»

На развитие эмоциональной сферы

Взрослый показывает эмоцию, ребенок должен угадать и показать, затем меняются ролями.

7

«Конкурс хвастунов»

Повышение самооценки, развитие эмпатии

Взрослый спрашивает ребенка, приходилось ли ему когда-либо хвастаться. Ребенок может рассказать свою «хвастушку». После чего взрослый предлагает еще похвастаться, но не совсем обычным способом.
Содержание. Ребенок уже хвастается тем, что он видит, или же находит положительные признаки у ребенка, к которому дети относятся с презрением.

Рекомендации: если у ребенка возникают затруднения, взрослый может либо помочь сам, либо предложить водящему попросить помощи у любого члена группы. Когда конкурс хвастунов закончится (дети скажут что-то хорошее про всех присутствующих), взрослый обсуждает с ними, что было приятнее: слушать, как про тебя говорят хорошие слова, или доставлять радость другому. Можно поговорить о том, трудно ли было вспомнить что-то хорошее о другом, что ребят удивило больше всего в высказываниях. 

8

«Солнечный зайчик».

Стабилизация эмоционального состояния.

Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». 

МАРТ

1

«Я и животное»

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи.

Ребенок представляет, что рядом с ним названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т. п.

2

«Доктор Айболит»

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Другой изображает больную обезьяну.

Доктор подходит к обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит уйдет, обезьянка выздоравливают и радуется, что у нее ничего больше не болит.

3

«Цветок»

На снижение мышечного и эмоционального напряжения

 Ребенок сидит на корточках, обхватив руками колени. Он-цветок. Педагог обращается к нему: «Теплый луч солнца упал на землю и росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек. Он расправляется, тянется к солнышку. Он растет и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Ребенок, слушая педагога выполняет выразительные движения: сидит на корточках, поднимает голову, руки, выпрямляется, руки разводит в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откинута назад. Глаза закрыты, ребенок улыбается, радуясь весеннему солнышку.

Рекомендация: можно проводить под спокойную музыку.

4

Для развития эмоциональной сферы

Слушайте музыкальные отрывки, а потом попросите ребенка описать настроение музыки: веселая или грустная, медленная или быстрая, спокойная или бурная, бодрая или усталая, ясная или мрачная.

5

«Снеговик»

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Ребенок изображает снеговика. По команде воспитателя "Наступила весна!" снеговик начинают таять. Играющий расслабляет свое тело и постепенно опускаются на пол.

6

«Мама и детеныш»

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля

Игра в парах. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т. п.

7

«Кто спрятался?"

Игра на формирование своего я.

Цель: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: "Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним". Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: "Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!" Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: "Вот, Петя!", одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

8

Дни недели

На развитие внимания

Когда ведущий называет будний день, играющий хлопает в ладоши, а когда выходной - никаких движений не должно быть. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

АПРЕЛЬ

1

«Придумай фигуру»

На развитие воображения

Ребенку дается набор геометрических фигур: треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить например образ животного, или человека.

2

Для развития эмоциональной сферы

Попросите ребенка станцевать под подходящую музыку: «радость», «удивление», «грусть», «горе», «страх».

3

«Колобок на самолете»

На развитие мышления, ловкости, фантазии, раскрепощенности

Назовите ряд слов и предложите на их основе придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет сказки о Колобке: дедушка, бабушка, Колобок, волк, медведь. Добавьте к этим словам шестое слово, постороннее. например. самолёт. Вот и получится сказка, в которой Колобок улетел от лисы на самолёте. В такой игре нет проигравших и выигравших, в ней привлекает сам процесс фантазирования.

Правила игры

- Назовите детям ряд слов и предложите на их основе придумать какую-нибудь историю.

Например, пять слов, подсказывающих сюжет сказки о Колобке: дедушка, бабушка, Колобок, волк, медведь. Добавьте к этим словам шестое слово, постороннее. например. самолёт.

1.  Вот и получится сказка, в которой Колобок улетел от лисы на самолёте. В такой игре нет проигравших и выигравших, в ней привлекает сам процесс фантазирования.

4

«Повтори-ка»

На развитие у детей памяти и внимательности

Выбирается тема игры, например «Дикие животные».
Взрослый называет какого-либо зверя, допустим льва. Ребенок повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Потом повторяет «лев, тигр» и прибавляет «носорог». Перечислив всех ранее названных животных, добавляет от себя ещё одно название.

5

Для снятии агрессии

Лепка из глины или пластилина

6

«Раскрась шаблон»

Для развития воображения

Дайте ребенку шаблон (контур) животного или человека, пусть пофантазирует над его раскраской.

7

«Стойкий солдатик»

На снятие психоэмоционального напряжения у детей

Скажите ребенку: "Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!"

8

«Найди предмет»

На развитие внимания

Взрослый описывает внешний вид дерева - его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Игрок самостоятельно определяют, что это за дерево. Можно описывать растения, которые находятся в классе, используя слова форма, окраска и т. д.
После игры отмечаются наиболее внимательные.

МАЙ

1

«Верно-неверно»

На развитие внимания

Ведущий говорит фразу, если логически она верна, ребенок хлопает в ладоши, если противоречит действительности - топает. Например, ведущий говорит: "Груши растут на березе" (эта фраза неверна, поэтому дети должны топать). А на фразу: "Зимой идет снег" - должен хлопать, потому что высказывание верное.

2

«Находчивость и храбрость»

Воспитывает уверенность в себе

Взрослый предлагает обсудить несколько неоднозначных ситуаций. Они могут варьироваться от самых простых до более сложных. Ведущий обращаться к ребенку, чтобы выяснить у них мнение относительно такой проблемы. По ответу будет ясно, насколько устойчива психика к такой ситуации. Например, ребенок может отвечать уверенно, предлагать различные варианты поведения. Некоторые дети будут отвечать неуверенно, как бы сомневаясь в правильности своих действий. Это и свидетельствует, что такая ситуация могла бы вызвать у них страх. Задача ведущего – попытаться вести разговор таким образом, чтобы сам ребенок понял причину своего страха. В игре нет победителей и побежденных, задача – помочь детям самостоятельно разобраться со своими страхами, чтобы они могли контролировать свои эмоции, возникающие в непредвиденных обстоятельствах.

Задача игры – научить ребенка сохранять уверенность в себе.

3

«Большой - маленький»

Цель: развитие наблюдательности,

Ребенок по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем — самого взрослого животного.

4

«Нехочуха»

Игры направленные на формирование навыка выражать негативные эмоции .

Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяет ребенок.
Я сегодня рано встал, (Потягиваются.)
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
- Не бери, поставь, нельзя! (Грозят пальцем.)
Я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)
Не хочу я, не хочу!!! Тут из спальни папа вышел: - Почему такой скандал? Отчего, ребенок милый, Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.) Не хочу я, не хочу!!! Папа слушал и молчал, А потом он так сказал: - Будем вместе топотать, И стучать, и кричать... С папой мы поколотили, И еще поколотили... Так устали! Прекратили...
 

5

«Нужно-не нужно»

На развитие памяти

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Ребенок отвечает: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Если ребенок ошибся, платит фант. "Засадив" огород, ребенок продолжают игру - начинает "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

6

«Жесты»

На развитие внимания

Педагог и ребенок показывают друг другу жесты. Каждый из них сначала должен повторить жест, который ему показали, а потом добавить свой.

7

«Отвечай одним словом»

На развитие памяти

Учитель называет слова: "Яблоня, дуб, каштан - Это...". Ребенок отвечает: "Деревья". Или: окунь, щука, карась - ... и т. д. За правильный ответ он получает фишку.

8

Развитие эмоциональной сферы

Подберите изображения людей (можно вырезать из журнала) с разными эмоциями. Затем предложите ребенку  описать чувства, настроение человека на изображении. Пусть он сам попробует скопировать их.

        

Приложение 1

Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей

Алгоритм изучения семьи.

Приступая к работе с семьёй, следует  изучить её по следующим параметрам:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);
- жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).

Характер взаимоотношений в семье

" между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
" между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
" позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении "Золушки").

семья ведет здоровый образ жизни

 один из родителей склонен к выпивкам, скандалам

родителей эпизодические запои, семейные скандалы

частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей

повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей

Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

 семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей

духовные потребности недооцениваются

для семьи характерна духовная, идейная индифферентность

преобладают стяжательские настроения

в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей.

 Характер эмоциональных отношений в семье:

атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки

отношения ровные, но без эмоциональной близости

эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность

эмоционально-холодные, отчужденные отношения

напряженно-конфликтные отношения

Положение ребенка в семье

" Я нужен и любим и люблю вас тоже;
" Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
" Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;
" Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.

Отношение ребенка к родителям

" дорожит семейными отношениями;
" родители авторитетны;
" относится пренебрежительно;
" остро переживает драму;
" тяготеет к одному из членов семьи.

Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.

 Выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на
ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи:
алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.)

Приложение 2

Социально-психологическая атмосфера семьи:

Сведения о родителях (нужное подчеркнуть):

Мать:

Ф.И.О. ____________________________________________________

Место работы ______________________________________________

Отец:

Ф.И.О._____________________________________________________

Место работы_______________________________________________

Другие члены семьи _______________________________________

Условия жизни в семье:

1 Тип семьи (нужное подчеркнуть):

– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);

– неблагополучная, в том числе:

а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);

б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);

– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)

Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):

– попустительски-снисходительный;

– позиция круговой обороны;

– демонстративный;

– педантично-подозрительный;

– увещевательный;

– отстраненно-равнодушный;

– воспитание по типу «кумир в семье»;

– непоследовательный.

Приложение 3

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ

1. Дата обследования __________________________________________

2. Ф. И. О. ребенка ____________________________________________

3. Кто проводит обследование и почему ________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дата рождения _____________________________________________

5. Месторождения ____________________________________________

6. Национальность ____________________________________________

7. Адрес проживания, телефон __________________________________

8. Адрес прописки, телефон _____________________________________

        

Приложение 4

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА

______ группа «СКАЗКА»

Ф. И. О. _________________дата __________ 20__ г. ________ час.___

Мы, нижеподписавшиеся, ______________________________________

___________________________________________________________

посетили семью ______________________________________________,

проживающую по адресу: с целью________________________________

Состав семьи ________ человек _________________________________

____________________________________________________________

Семья занимает _________ кв. м. ________________________________

В момент посещения дома находились ____________________________

____________________________________________________________

Санитарное состояние жилья на момент проверки ___________________

____________________________________________________________

Ребенок имеет место для занятий, отдыха__________________________

____________________________________________________________

Место для сна ________________________________________________

Ребенок ложится спать ________________________________________

Загруженность домашними делами _______________________________

Ребенок занят в свободное время ________________________________

Родители контролируют посещение ДОУ ______________

Контакт осуществляется со ДОУ ______________________________

Результат проверки (рекомендации, заключения) ____________________

____________________________________________________________

Подписи, Ф. И. О._____________________________________________

проверяющих:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. ___________________________________________________

Подпись_____________/

дата __________ 20__ г.

Приложение 5

Определение обобщенного показателя
социального благополучия воспитанника

№ п/п

Социальные характеристики

Балл

1

Состав семьи ребенка

Мать, отец, бабушка, дедушка

5

Только мать и отец

4

Мать, отчим; отец, мачеха

3

Одна мать, один отец

2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2

Здоровье ребенка

Практически здоров

5

Часто болеет в пределах нормального развития

4

Имеет хронические болезни

3

Отставание в умственном развитии

2

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

4

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

Благоустроенная отдельная квартира

5

Отдельная квартира с родителями супругов

4

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

Комната в коммунальной квартире с удобствами

2

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

5

Доход семьи

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

Живут от зарплаты до зарплаты

2

Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

7

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

9

Эмоциональные отношения родителей с детьми

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

Слепая любовь, гиперопека

4

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

3

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

• ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

• от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

• более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)

Примерная схема первой беседы

1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Состав семьи.
3. Осмотр помещения для составления акта жилищно-бытовых условий.
4. Семейный бюджет.
5. Свободное время (чем занимаются).
6. Какими качествами обладает ваш ребенок: честность, правдивость, доброта, лживость, любознательность, умение постоять за себя.
9. Посещаете ли вы ДОУ: ежедневно, ежемесячно, один раз в квартал...
10. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...
11. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем домашнее дела, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...
12. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
13. Отношение
 ребенка к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.
14. Чем ребенок любит заниматься: помогать младшим, трудиться на огороде, помогать взрослым, посещать различные
 кружки, секции, любит читать...

Литература и  интернет -ресурсы

  1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского  психиатра. М., 1988
  2. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
  3.  -   http://psihologvshkole.webnode.com/news/plan-raboty-pjedagoga-psikhologa-s-uchashchimisja-sostojashchimi-na-uchjetje-v-odn-i-vshu-a-tak-zhje-s-sjemjami-nakhodjashchimisja-v-sop-/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного сопровождения для матерей детей с ОВЗ "Мы вместе"

Цель программы – сопровождение матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста (4-7лет) с ОВЗ.Задачи:1.      Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения ...

ПРОГРАММА комплексного сопровождения социального становления ребенка. Подготовительная группа.

Программа по обучающе-воспитательной и совместной с родителями деятельности для детей 6-7 лет....

Программа комплексного сопровождения социального становления ребенка Старшая группа

В программе спланированы воспитательно-образовательные мероприятия на учебный год , которые помогут  сформировать интерес детей к своей семье, ее составу, правилам, традициям; помогут создать усп...

Программа комплексного сопровождения социального становления ребенка Средняя группа

В программе спланированы воспитательно-образовательные мероприятия на учебный год , которые помогут  сформировать интерес детей к своей семье, ее составу, правилам, традициям; помогут создать усп...

Программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

Программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ(старший дошкольный возраст)Разработчики программы:Группа педагогов МАДОУ «Катюша»,Воспитатель – Чирикина Н.В.,П...

Комплексный и междисциплинарный подход. Проведение оценочных процедур и разработка индивидуальных программ ранней помощи ребенку и его семье.

Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...

Педагогическое сопровождение формирования личности старшего дошкольника из неблагополучной семьи.

Педагогическое сопровождение формирования личности старшего дошкольника из неблагополучной семьи.А.А.БирюковаНаучный руководитель – Н.Ю.Казачкова,Преподаватель высшей категории ГБПОУ «Дзер...