круглый стол для родителей по развитию связной речи в старшей группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Вдовина Елена Валентиновна

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_s_rodit.po_rechevomu_razvitiyu.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей подготовительной группы

 «Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

·        практическое усвоение игр и упражнений, направленных на развитие связной речи;

·      обеспечение педагогической поддержки семьи в вопросах речевой компетенции.

Участники: родители подготовительной группы, воспитатели

План проведения

Мероприятие

Ответственный

В  Вступительное слово.

Воспитатель

Вдовина Е.В.

П Просмотр презентации  «Развитие связной речи старших дошкольников»

Воспитатель

Вдовина Е.В.

П  Практическая часть

«  Речевые игры и упражнения».

Воспитатели

Вдовина Е.В.

Б  Буклеты «Речевые игры и упражнения дома»

Воспитатель

Вдовина Е.В..

И  Итог круглого стола

Воспитательродители

Вступительное слово:

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей).

– Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.

Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Просмотр презентации «Развитие связной речи старших дошкольников»

- Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи старших дошкольников».

- А теперь давайте обсудим отдельные моменты в презентации, которые вызвали у вас интерес или вопрос.

Практическая часть «Речевые игры и упражнения»

Воспитатель задает вопрос родителям: Какие игры либо речевые упражнения они могут вспомнить (ответы родителей).

- Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их.

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный); снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.); дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) и т. д. (Ответы родителей).

Упражнение 2. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка - невидимка…».

 Упражнение 3. «Отгадать слово – омоним» .
Один в огороде на грядке растет ,
Другой же по цели стрелой попадет . (Лук).
Первый на небе ночами сияет ,
А во втором дней по 30 бывает . (Месяц).
Упражнение 4 . На карточках написаны слова , к которым надо подобрать синоним .
Друг - (приятель).
Бежать - (мчаться).
Бережно - (аккуратно).
Быстро - (мгновенно).
Упражнение 5. Подобрать схожее по звучанию слово (в быстром темпе).
Спички - синички ,
Значок - крючок ,
Халат - салат ,
Елка - иголка ,
Белка - стрелка ,
Дворец - певец ,
Топор - забор ,
Ворона - корона .

Упражнение 6.

« Найти и исправить ошибку»
- Пришел , увидел , купил .(Победил).
- Землю красит солнце , а человека - парикмахер .(Труд).
- Мало хотеть - надо клянчить .(Уметь).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека .
Упражнение 7. « Составить предложение» .
- Язык , голова , болтает , отвечает , а . (Язык болтает , а голова отвечает).
- Книга , не , манит , к , себе , а , пряник . (Книга не пряник , а к себе манит).
- Всегда , пустой , нос , кверху , колос , дерет . (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
- Дурак , а , умный , любит , учить , учиться . (Умный любит учиться , а дурак - учить).

Упражнение 8.

 Мы знаем много поговорок , но они стали поговорками в наше время , так как вторая часть забыта . Вам надо вспомнить или придумать их вторую часть .
"Молодо - зелено...(погулять велено)."
"Голод - не тетка...(пирожка не подсунет)."
"На чужой каравай рот не разевай...(а пораньше вставай и свой затевай)."
"По Сеньке шапка...(по Ереме колпак)."

"Что за прелесть эти сказки!"

Упражнение 9. « Ответить на вопрос» .
- В каких насекомых превращался царь Гвидон ?(Муха , комар , шмель).
- Из трех девиц одна стала царицей , другая - ткачихой .А кем стала их сестра ?(Поварихой).
.Упражнение 10. Назвать героя сказки , который мог бы разместить в газете такое объявление . Заодно вспомнить название произведения и его автора .
- Потерян ключ из драгоценного металла .(Буратино из сказки "Золотой ключик" А.Н. Толстого).
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света .(Доктор Айболит из одноименной сказки К.И. Чуковского).
- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами .(Сказка "Гуси - лебеди).

Упражнение 11.  Игра  «Снежный ком». Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения. Первый игрок называет нераспространенное предложение:

«Машина едет». Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т.д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. – Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге и т.д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.

Итог круглого стола

– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Памятка для родителей

«Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников».

1. Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.

2. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

3. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

4. Поощряйте, чаще хвалите малыша, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.

5. Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

6. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

7. Много читайте ребёнку классическую художественную литературу, научите его внимательно слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей". Старшая группа

quot;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету"   К.Д.Ушинский....

Консультация для родителей "Развитие связной речи ребенка"старшая группа

Представлена консультация для родителей "Развитие связной речи ребенка"...

Круглый стол для родителей с элементами игрового тренинга в старшей группе на тему: « Растем играя»

dash; Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи....

Круглый стол для родителей с элементами игрового тренинга в старшей группе «Растем играя»

Круглый стол для родителей с элементами игрового тренинга в старшей группе «Растем играя»Задачи:– обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое ра...