Методическая разработка НОД по лексической теме "Домашние животные и их детеныши"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Шавкунова И.В.

Этот материал будет полезен воспитателям и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад №33 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт Петербург

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности

по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

Воспитатель: Шавкунова И.В.

Цель: Закрепить и расширить представления детей о домашних животных и их детенышах, о пользе, приносимой этими животными.

Задачи:

Коррекционные:

  • Совершенствовать навык словоизменения, словообразования.
  • Закрепить навык образования притяжательных прилагательных.
  • Формировать умение изменять притяжательные прилагательные по родам.
  • Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о домашних животных, о пользе, приносимой ими
  • Закрепить названия детенышей домашних животных (теленок, жеребенок, ягненок, поросенок…)
  • Расширить активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные».
  • Сформировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Развивающие:

  • Развивать лексико-грамматические средства языка.
  • Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).
  •  Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к животным и уважение к труду взрослых.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.
  • Воспитывать умение слушать педагога и сверстников

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативная
  • Познание

Образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Игровая
  • Мнемотехника
  • Элементы логоритмики
  • ИКТ
  • Развивающая

Подготовка к занятию

Материал:

Демонстрационный:

  •  Мультимедийный  проектор и экран.
  •  Подготовленная мультимедийная презентация «Домашние животные»
  •  Картинки с изображением домашних животных, крестьянского подворья.

Раздаточный:

  • Картинки с  изображением  домашних животных и их детенышей (корова-теленок , лошадь-жеребенок , свинья-поросенок , кошка-котенок , собака-щенок , коза-козленок , овца-ягненок ).
  • Раскраски «Домашние животные».
  • Картинки с изображением силуэтов домашних животных.
  • «Билеты» на автобус.
  • Карандаши цветные, фломастеры.

Предварительная работа

Знакомство с домашними животными, их детенышами, их образом жизни, пользой.  Чтение сказок о домашних животных. Заучивание стихов, загадок.

Индивидуальная работа

Вова П. – контроль за правильным произношением звуков «С», «З», «Р»

Дима – правильное произношение звука «Р»

Максим – побуждать к активной работе, отвечать на вопросы.

Ход мероприятия

Вводная часть

Какое сейчас время года? (Зима) Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку (Декабрь, январь, февраль).  А за что мы любим зиму? (Можно кататься на санках, лыжах, коньках .  Можно слепить снежную бабу). А еще можно, как и в любое другое время года, побывать в интересных местах. Например, Великий Устюг, где живет Дед Мороз. Может, вы мне предложите такое место?  (В зоопарк . В лес. В цирк. )

А сейчас мы совершим путешествие в деревню.

Нас там ждут. А как вы думаете, для чего нам нужно это путешествие?

( Чтобы побольше узнать о домашних животных, посмотреть на них .  Помочь заботиться о них.)

Верно! Молодцы! Опаздывать мы не можем. Как нам вовремя добраться до места? На чем мы можем сейчас туда поехать? ( На санях . На лыжах. На поезде. На вертолете.  На автобусе. )

Тогда давайте выберем транспорт, на котором мы все вместе доберемся до места и  чтобы никто не потерялся.   Ехать нам недалеко, поэтому на поезде и на вертолете  не стоит ехать. Выберем автобус.  Перед  поездкой на автобусе нам нужно вспомнить правила поведения в общественном транспорте  (Шуметь нельзя .  Нельзя мешать водителю. Старшим уступают место.  Нужно купить билеты. ) Покупайте билеты. Билетик получит тот, кто повторит  ряд слов. Только хочу вас предупредить, чтобы вы эти слова хорошенько запомнили. Они нам пригодятся в конце путешествия.

Развивающая игра для тренировки памяти. (Повторяют  все дети по очереди  и получают билетики)

Корова, коза, овца.  Теленок, жеребенок, ягненок.  Мычит, ржет, блеет. Теплый, яркий, солнечный. Молоко, масло, творог. Яйцо, цыпленок, курица.

Мне тоже нужно купить билет. Кто назовёт ряд слов, чтобы я их повторила? Дима, назови мне эти слова (Называет три слова). Вот теперь и я поеду с билетом.

Ребята, а как же наши гости? Не оставим же мы их в детском саду. Давайте и им предложим «купить» билеты на автобус, чтобы они могли поехать с нами.

( Дети  предлагают гостям повторить слова . Гости  получают билеты на автобус)

Садимся в автобус (стульчики в ряд) и едем!

Ребята, посмотрите в окно (на экран) (Слайд №2 Слайд №3)

 За окном проплывают красивые зимние пейзажи. (Зима).

Весело ехать на автобусе по хорошей дороге! Но вот мы свернули  на лесную дорогу.  Автобус дальше ехать не может  – много снега. Выходим из автобуса. Давайте наденем лыжи, и пойдем на лыжах. Полюбуемся красотой зимнего леса.   ( Имитируют  движения лыжника . Красивый лес. Много снега. Елки нарядные .)  (Слайд №4)

А какой свежий воздух!

Упражнение на дыхание.

Давайте подышим этим кристально чистым воздухом.  Вдох – носом, выдох – ртом. Посмотрите, как у вас раскраснелись щеки! Чтобы не замерзнуть, потрите щеки ладошками, потрите руки. (Выполняют)

Основная часть

Мимо елей, мимо пней. (Слайд №5)

Вот деревня! Ждет гостей.

Теперь мы снимаем лыжи и заходим во двор. Посмотрите на экран. (Слайд №6)

Что за шум стоит вокруг?

Громко лает старый пес,

Вот заржали кони вдруг:

Конюх им овса принес.

Здесь мычит корова: « Му -у »,

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму,

Что за странный это двор? (Это крестьянский двор)

Упражнение на развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Перед вами картинка, которую нужно очень внимательно рассмотреть и запомнить всех домашних животных. Сейчас я её закрою, а вы мне перечислите всех животных, которых запомнили. Каких домашних животных вы увидели на картинке?  Проверим себя, я открываю картинку. (Слайд №6)

( Корова , свинья, овца, лошадь, кошка, собака…)

Д/и на развитие образного мышления

«Отгадай загадку – увидишь отгадку»

Я приглашаю вас сесть на стульчики. Сейчас я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадаете правильно, то ответ покажется на экране.

Тяжело стучат копыта,

Вымя молоком налито,

Длинный хвост, рога дугой…

Ждут кормилицу домой. (Корова) (Слайд № 7)

У меня забавный хвостик,

Вместо носа – пятачок,

Я люблю, чтоб мне чесали

Толстый  розовый  бочок. (Поросенок) (Слайд №8)

Кто там очень громко лает

Никого в дом не пускает?

Злая, видимо, однако,

Ведь зовут её … (Собака) (Слайд №9)

В нашем доме кто живёт?

Молоко из миски пьёт.

По ночам мышей гоняет.

Днём на лавке отдыхает.

Больше никаких забот.

Ну, конечно, это… (Кот) (Слайд №10)

Вы очень хорошо отгадываете загадки!

Я прочитаю вам стихотворение. Вы его очень внимательно послушайте. Нужно будет узнать героев стихотворения, запомнить, а потом  назвать.

Д/и  на развитие внимания и памяти   "Загадочное стихотворение"

"ГАВ и другие"

Целый день паслись у сосен

Две подружки МЕ и МУ

МЯУ грел бочок на солнце,

БЕ весь день мешал ему.

        КРЯ купался рядом в речке,

        КУКАРЕКУ песни пел,

        ГАВ валялся на крылечке,

        ХРЮ под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.    (Т.Литвинова) ( Дети с удовольствием разгадывают под каким именем скрывается какое животное.) (Слайд №11)

Вы прослушали стихотворение, а теперь назовите всех, кого узнали и запомнили. Дима,  сколько героев ты узнал? А ты, Андрей, кого узнал и можешь назвать. А теперь я читаю еще раз .  Будем вместе называть героев и смотреть на экран. Они появляются на экране. (Коза, корова, кошка, овца, утка, петух, собака, свинья)

Упражнение на развитие  умения делать обобщения и выделять лишнее.

Д/и «Четвертый – лишний»

Сейчас на экране появится изображения  животных. Нужно будет определить, кто здесь лишний. Но самое главное – нужно будет сказать, почему  он лишний. Докажите! ( Обсуждают  , по каким признакам можно выделить лишнего.)

Если вы правильно назовете лишнего героя, то он уйдет с экрана.

Лишний котенок (Слайд № 12). Лишний петух (Слайд № 13). Лишний лось (Слайд №14)

Динамическая пауза.                            

 Сейчас я познакомлю вас с новой игрой.  Нужно будет не только отбивать мяч от пола, но еще в это время  вспоминать названия домашних животных. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется  . Игра называется  «Я знаю название  трех  домашних  животных» (Дети отбивают мячом  и называют домашних животных. Я знаю название трех домашних животных: Корова- раз, лошадь – два, кошка – три. ) (Называю победителей)

Д/и «Кто спрятался на картинке?»                

У меня есть «непонятные» рисунки. Художник очень постарался, чтобы нас запутать. Рассмотрите и назовите животных, которых вам удалось найти на этой картинке. ( Рассматривают . ) Перечислите их. (Называют животных) Сколько их всего? (Всего их семь) (Раздаю каждому ребенку по картинке).  Выберите одно животное и по желанию или раскрасьте его, или заштрихуйте , или обведите карандашом. (Лошадь, корова, овца, свинья, кот, собака, коза )

Д/и «Чья голова?» на формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных.

Как вы уже заметили, домашние животные любят прятаться. Вот и сейчас из-за этого плетеного забора выглядывает только чья-то голова. Нужно назвать, чья голова сейчас выглядывает. Для каждого ребенка будет своя картинка. Поэтому сами решите, кто будет первым отвечать, кто вторым, и так все. Если ответ верный, то голова опять спрячется ( Из-за  забора  выглядывает  коровья голова  (Слайд № 15) , Лошадиная голова    (Слайд № 16)  , Куриная голова (Слайд №17) ,  Кошачья голова (Слайд №18) ,Собачья голова  (Слайд №19) .

Д/и «Кого не стало?»                            

 Подойдем к столу. Теперь вы сами  проверите на внимательность своих товарищей. Выберите, кто и вас первый пройдет испытание.

На столе лежат  5 карточек с изображением домашних животных. Посмотри внимательно, запомни и закрой  глаза.  В это время оставшиеся дети убирают одну картинку.   Теперь открывай глаза и скажи, кого не стало. (Не стало коровы .  Не стало овцы.  Не стало кошки )

Заключительная часть.  Рефлексия

Так быстро пробежало время! Нам пора возвращаться домой. Пока мы были в гостях, расчистили дорогу. Наш автобус подъехал прямо ко двору.Чтобы  зайти в автобус  назовите те слова, за которые в начале путешествия вы «купили» билеты.

Развивающая игра для тренировки памяти (продолжение). (Дети называют нужные слова и садятся в автобус) Гостям тоже нужно с нами ехать, поэтому попросим их назвать нужные слова (Гости называют слова и садятся в автобус)

Пока мы едем, давайте вспомним наше путешествие. Вам было интересно?

(Очень интересно!)

Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли. (Ходили на лыжах. Были в гостях)

Что понравилось? (Видели домашних животных и их детенышей.)

Что нового вы сегодня узнали? Какие игры понравились больше всего? (Игра «Чья голова?»)

Что легко было выполнить? (Отвечают)

А что вызвало затруднения? (Отвечают)

Куда отправимся в следующий раз? (В зоопарк.  В музей. В парк)        

Кого вы с собой возьмете из членов своей семьи? (Папу, маму, братика)

В какую игру поиграете дома с родителями? (Дети отвечают на эти вопросы.)

На память об этом путешествии я дарю вам раскраски (раскраски с изображением домашних животных для каждого ребенка). Раскрашивая их, вы вспомните наше путешествие, всех животных, с которыми там встретились. (Спасибо!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"

Методическая разработка НОД  по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"...

Методическая разработка "Перспективное планирование лексических тем в работе воспитателя логопедической группы".

В группе для детей с общим недоразвитием речи вся работа воспитателя осуществляется в рамках лексических тем. Предлагаем один из вариантов планирования лексической работы....

Методическая разработка. НОД по лексической теме "Новый год" для детей подготовительного возраста.

Материал, подобранный мной, будет актуален логопедам и воспитателям подготовительных групп. Позволит разнообразить работу, заинтересовать детей, развивать в детях любознательность, активность и рассуд...

Методические рекомендации педагогам по лексической теме: "Животные жарких стран"

Рекомендации могут учитывать в своей совместной деятельности с детьми не только педагоги , но и родители старших дошкольников....

Методическая разработка НОД по лексической теме "Одежда"

Материал адресован учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп ДОУ....

Методическая разработка по развитию речи «Домашние животные и их детеныши» (младшая группа)

Цели: Обогащать представления детей о домашних животных; учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине - «большой» и «малень...

Методическая разработка по развитию речи «Домашние животные и их детеныши» (младшая группа)

Цели: Обогащать представления детей о домашних животных; учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине - «большой» и «малень...