Начальные навыки ребенка.
статья (подготовительная группа)

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементарных представлений о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков). Не­правильно сформированные навыки могут стать серьезной помехой в усвоении знаний в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnye_navyki_rebenka.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Начальные навыки ребенка.

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементарных представлений о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков). Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и усвоение более сложных знаний и навыков и рассматривается как один из основных показателей готовности к школе.

Одной из задач подготовительного периода обучения в первом
классе является формирование у ребенка некоторых знаний и навыков, необходимых для усвоения программного материала, элементарных грамматических и математических представлений, навыка слого- звукового анализа с опорой на схему слова, умение работать с книгой, тетрадью доской и т.д. Однако времени, отведенной программой для этого, явно недостаточно. Как показывает практика, дети с несформированными пространственными представлениями, не умеющие: вычленять звуки из слова, не владеющие счетом в пределах десяти и элементарными навыками учебной работы, с первых же дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют дополнительной индивидуальной работы с ними.        

Содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Фактически в первое полугодие обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были им известны еще в дошкольный период. В то же время, и это хорошо известно, в первом полугодии в школе практически у всех первоклассников возникают те или иные трудности. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий и некоторых базовых знаний и представлений. В дошкольный же период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, в привычных для них видах деятельности.

Достаточно большую группу современных первоклассников составляют дети, не посещавшие дошкольные учреждения. Формирование системы элементарных знаний и представлений, необходимых для начала школьного обучения, — особая задача в подготовке таких детей к школе, которая главным образом ложится на плечи родителей.

Качественный анализ вводных навыков проводится в процессе педагогического обследования. Таким образом выявляются:

1.        Речевые знания и умения:

  • знание букв, умение читать;
  • звуковой анализ слова;
  • построение фразы;
  • словарный запас;
  • фонематический слух;
  • звукопроизношение.

2.        Математические знания и представления:

  • счет в пределах 10 (прямой и обратный);
  • состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»;
  • представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
  • пространственные представления (верх — низ, право — лево).

3.        Навыки учебной работы:

  • посадка за столом (партой);      
  • способ удерживания; пишущего предмета;        
  • ориентация на странице в тетради, книге;
  • умение слушать и выполнять задание педагога;
  • знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

В любом случае, если у родителей есть желание и время для обучения ребенка чтению, необходимо проконсультироваться с будущим учителем (если такой выбор уже сделан) либо с другим опытным специалистом, владеющим методикой обучения грамоте. Если такой возможности нет, для занятий с ребенком следует использовать специально разработанные пособия, а не руководствоваться собственным житейским опытом. Всегда нужно помнить о том, что научить ребенка легче, чем переучивать. Неправильно сформированные навыки могут стать серьезной помехой в усвоении знаний в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности

Приобретение навыков трудовой деятельности через игру...

Формирование у детей раннего возраста начальных навыков ролевого поведения.

статья о формировании у детей раннего возраста начальных навыков ролевого поведения....

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма"

  Как известно ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей ...

Статья по обучению дошкольников начальным навыкам игре в пионербол.

Пионербол – одна из любимейших игр детства. Можно сказать, что она является облегченной версией волейбола, так как поведение игроков на площадке, да и правила самой игры во многом схожи с в...

Использование мини лого-робота BEE-BOT "Умная пчела", для формирования начальных навыков программирования у детей подготовительной группы

ВведениеНа сегодняшний день стоит актуальность вопроса о современных гаджетах и их влиянии на детей, без которых сложно представить современный мир: компьютерах, мобильных телефонах, планшетах, интера...

Формирование начальных навыков письма у дошкольников

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речиРусское письмо – звукобуквенноеГра...