Формирование у детей раннего возраста начальных навыков ролевого поведения.
статья (младшая группа) на тему

Акулова Светлана Петровна

статья о формировании у детей раннего возраста начальных навыков ролевого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.

Задачи: 1.Пополнить РППС группы необходимыми для игровых действий предметами игрового обихода. 2.Формировать у детей раннего возраста представления о семье в совместной с педагогом деятельности. 3. Формировать у детей начальные навыки ролевого поведения, умения связывать сюжетные действия с ролью, поощряя их желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, используя предметы-заместители. 4. Способствовать общению детей друг с другом.

Игра - это увлекательное занятие для ребенка,  формируется его личность. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Для ребенка раннего возраста игра является пока не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. Большую роль здесь играет подражание. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Главным в детской игре пока остаются предмет и действия с ним. Ребенок пока не принимает на себя роль, но может копировать действия, движения, слова (кормит куклу укладывает спать купает ее и т. д.) Но одна из важных задач в работе с детьми 2-3 лет - формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры, т. е. развитие у детей умения играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. В начале он проявляется в отношении к игрушке. Так у одной куклы появляются 2 доктора, у одного автомобиля 2 шофера. Но согласовывать друг с другом свои действия, в силу возрастных особенностей, дети еще не могут. Поэтому, хорошо зная характеры и интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой или организовать совместную игру. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Но дети пока играют не вместе, а рядом.

Воспитание простейших навыков совместной игры - это одна из важных задач в работе с детьми 2-3 лет. Совместные действия доставляют детям радость, так как создают возможность для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций. Необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек. Надо всячески поддерживать интерес малыша к определенной роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. В дальнейшем малыш по-настоящему увлеченный ролью будет играть всерьез, искренне переживая все чувства своего героя.

Очень важно чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание предстоящего игрового действия: накормлю куклу кашей, уложу спать и т. п. Полезно, когда малыш самостоятельно находит необходимые для этих действий игрушки или предметы-заместители. Предметы-заместители необходимы для развития фантазии, творчества ребенка, для того чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное непривычное решение проблемы. Чем больше игрушечных трудностей малыш преодолеет, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и разнообразно сможет воспользоваться во взрослой жизни.

Отсутствие знаний умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли. Поэтому важное значение имеет непосредственное участие в игре воспитателя, который берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей 2-3 лет занимает подбор соответствующего игрового материала: рассказ, беседы по картинкам и иллюстрациям о том или ином лице или действии, показ игровых действий, создание игровых ситуаций, обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления, организация игр с песком, снегом, водой и др. На развитие содержания детских игр оказывает влияние изготовление игрушек-самоделок. Педагог может на глазах у детей сделать некоторые атрибуты. Например, торт или печенье из строительного материала, телевизор для игры в семью и т. д.

Работа с родителями важное значение в обогащении опыта детей, имеет участие в этой работе родителей, которые, получая конкретные задания (сделать вместе с ребенком покупки в магазине, на рынке, в аптеке; показать и рассказать ему, как это нужно делать и т.п.), становятся активными участниками воспитательного процесса. Такая совместная деятельность является очень эффективной. Некоторые формы работы родителей с детьми: *Беседы с детьми на следующие темы: «Мама, папа, я», «Кто, что делает дома?», «Машины в нашем городе» и т.п. *Беседы по сюжетным картинкам. *Организация наблюдений: работа по дому мамы, папы, бабушки; в магазине - работа кассира, продавца, действия покупателя; в больнице – работа врача, поведение больного; работа водителя, кондуктора; действия парикмахера и его клиента. * Собственный пример родителей. *Целевые прогулки: в различные магазины (в зависимости от тематики игры), больницу, парикмахерскую . * Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рекомендованных педагогами по темам игр. Формы работы педагогов с родителями: *Показ вариантов проведения игр (фотоотчёт). *Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол и т.п.); *Оформление альбомов, «Моя семья», «Модные прически».

Вывод: Игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста игра в развитии проходит три последовательных этапа: этап сюжетно-отобразительной игры, начальный этап сюжетно-ролевой игры, этап развитой сюжетно-ролевой игры. Эти этапы развития игры только условно соотносятся с определенным возрастом детей. При условии, если своевременно решаются задачи руководства игрой, она развивается и достигает высокого уровня. В таком случае игра действительно становится ведущей деятельностью, в которой происходит полноценное психическое развитие детей и подготовка к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план на год по формированию у детей раннего возраста начальных экологический знаний.

Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать....

Перспективное планирование по формированию у детей раннего возраста начальных экологических знаний

Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать....

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...

Презентация "Формирование у детей раннего возраста начальных представлений о полезных продуктах питания в процессе организации разных видов детской деятельности"

В работе рассмотрены 5 видов детской деятельности, через которые возможно формирование у детей начальных представлений о полезных продуктах питания...

Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге"

Цель: формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге. Задачи:- создание условий для сознательного изучения детьми Прави...

«Формирование у детей раннего возраста познавательного интереса к труду взрослых посредством сюжетно-ролевой игры»

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Для создания положительного отношения и привычки к труду большое зна...

Картотека бесед и игр по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного во...