Самый счастливый возраст?
статья

Тимофеева Ольга Михайловна

Игра — уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников.

Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samyy_schastlivyy_vozrast.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Самый счастливый возраст?

Одной из явных тенденций в воспитании маленьких детей в последнее десятилетие стала мода на раннее развитие. Родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше развивать своего ребенка, начиная с 2—3 лет, а то и раньше. В значительной степени этому способствует состояние современного образовательного рынка. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и т. п. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у младших дошкольников внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, притом очень быстро и очень рано. Об этом, в частности, свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и т. д. Большинство игрушек и пособий, которым присваивается название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать лишь о том, что развитие ребенка с точки зрения родителей и производителей игрушек понимается исключительно как расширение его кругозора и освоение первичных навыков, а в конечном счете сводится к обучению малыша и накоплению им различных знаний. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают своему дитяти эти дидактические пособия, сажают его перед собой и «развивают». В лучшем случае такое усвоение информации можно назвать научением. А как же быть с ранним развитием?

Развитие, согласно философскому определению данного понятия, — это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В приложении же к детскому развитию оно означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, новых желаний, интересов, мотивов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку выполнение заданий и инструкций взрослого лишает малыша собственной активности. Согласно исследованиям последних лет, дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения дошкольников в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать и знание цифр) очень быстро утрачиваются и не дают никаких преимуществ в умственном развитии и будущем освоении школьной программы. Основная проблема в обучении маленьких детей состоит в том, что тем знаниям и умениям, которые взрослые пытаются вложить (а иногда с успехом вкладывают) в их головы, нет места в детской жизни. Все это для ребенка — формальные, чужие и не нужные в его жизни упражнения. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его учат. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но и препятствует действительному развитию личности ребенка. Воспитатели замечают, что многие дошкольники, прошедшие «школу раннего развития» по той или иной методике, становятся нервными, тревожными, неконтактными, не воспринимающими окружающей действительности. Сейчас мы все чаще сталкиваемся со случаями «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно ничего не понимает в том, что он читает, и не может даже приблизительно сказать, о чем он только что так бойко прочитал. Для него чтение — всего лишь механический навык. Этот навык никак не связан с его желанием читать, с любовью к книге. Напротив, скорее всего, такой ребенок будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия. Здесь уже ни о каком развитии говорить не приходится.

И все-таки развивать дошкольника необходимо. Путь развития, который проходит ребенок в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает, пожалуй, больше, чем за всю последующую жизнь. Именно в дошкольном возрасте «складывается» человек с его неповторимым характером, отношением к самому себе и к другим людям, с его потребностями и способностями. Но все это формируется и развивается не в обучающих занятиях, а в собственной деятельности ребенка.

В психологии давно показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Причем деятельность — это не только поведение (то, что человек делает руками и ногами), но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая, придумывая, переделывая что-то, человек строит, творит, преобразовывает не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста характерна своя определенная деятельность, которая ведет за собой развитие, она так и называется — ведущая. В младенческом возрасте деятельностью является общение со взрослым, в раннем (от 1 года до 3 лет) — действия с предметами, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра.

Игра — уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют терпеливость и настойчивость. И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Сказанное, однако, вовсе не означает, что взрослым не следует вмешиваться в детскую игру и учить ребенка играть. Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет его развивать.

Научить ребенка играть могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течение многих десятилетий такими «учителями» были старшие дети, причем все происходило стихийно, естественно, без всякого вмешательства взрослых. Теперь эта связь детских поколений прервалась. Вот и растет такой ребенок среди взрослых, у которых свои проблемы и которым вовсе не до игр. А от родителей ребенок слышит только «новую информацию», нотации и призывы быть сосредоточенным, внимательным, самостоятельным и т. п.

Но обрести все эти ценные качества ребенок может только в совместной деятельности со взрослым, а не когда его учат. Надо понимать, что, лишая маленького ребёнка совместной игры со взрослым, раньше времени заставляя его готовиться к школе и учиться, мы не только отнимаем у него самый счастливый возраст, крадём целый мир детских переживаний, стремлений, отношений, но и отнимаем у него возможность стать полноценным человеком в будущем.

Путь, основанный на полноценном проживании детства, - значительно более сложный и трудный, нежели путь ускоренного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная сказка "Самая счастливая" для детей 5-7 лет

Музыкальная сказка способствует развитию коммуникабельности, во время работы происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга делом и словом, но взаимообучение. Дети учатся интересным приёмам ...

Разработка сценария праздника «Согласная семья - самая счастливая!» для детей 2 младшей группы.

Укрепление семьи и популяризация семейных ценностей, Приобщение к истокам русской народной культуры. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.Развивать усидчивость, внимание. Развивать умение доводи...

сценарно-режиссёрская разработка музыкально-спортивного праздника "Вместе с папой, вместе с мамой я, друзья, счастливый самый"

Ценность крепкой здоровой семьи трудно преувеличить. Хорошо, когда ребёнок гордится семьёй, испытывает радость от совместных дел и понимает, что трудности и неудачи всегда легче преодолеть, когд...

Всеобуч (апрель 2022) Семинар-практикум «Детство – самая счастливая пора»

Детство – самая счастливая пора. И самые лучшие воспоминания о детских годах остаются на всю жизнь. Мы уверены, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос умным, сильным, здоровым, счастли...

Семьеведение Какая семья самая счастливая старшая группа

Конспект занятия по реализации проекта "Семьеведение"...

Тема: « Я самый счастливый человек»

МБДОУ " Детский сад 52 " Аленький цветочек" города Смоленскаподготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревнатема: "Я самый счастливый человек"Смоленск , 2024 год Цель:...