Развиваем фонематический слух или очень полезные игры для родителей с детьми
учебно-методический материал (старшая группа)

 Практико - ориентированный материал рассказывает родителям о видах слуха и играх для их развития. Если регулярно играть с ребёнком, то вскоре будет заметно, что он начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти/вспомнить правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем фонематический слух или очень полезные игры для родителей с детьми

Умение сосредоточиться на звуке- очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха, но не все знают, что слухов у человека несколько, по крайней мере три.

Один- «физический». Он позволяет слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, лай собаки, вой сирены,..

Второй- музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий- речевой. Он имеет особенное значение. Доказано, что человек может иметь прекрасный музыкальный и плохой речевой слух и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится ещё один- фонематический слух. Он позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Фонематический слух — это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно:

  • узнавать наличие конкретного звука в слове;
  • различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
  • различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

В школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.

Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то ребенок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ученик заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

             Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа:

  1. Показать ребенку карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— воспитатель или родитель лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

  1. Ребенок должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало» Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Пов’язане зображення

Игра «Шумящие коробочки» Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать стакан, стол, кубик, миску. Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем» Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Громко-тихо» Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки в стороны, а если тихо – касаются пальцами рук носа.

Игра «Слушай и выбирай» Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом; рак, лак, мак, бак; коза, коса; лужи, лыжи; мишка, мышка, миска). Взрослый называет предмет, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Верно-неверно» Взрослый показывает детям  картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет: Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака – гумага – бумага. Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т.д.                         

Игра «Похлопаем» Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Похлопаем» Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

Игра «Отгадай слово» .Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак и т. д.) .

Игра «Звукоподражания» Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр. Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.

Игра «Звук заблудился» Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла 

По дороге вдоль села.    

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Если регулярно играть с ребёнком, то вскоре будет заметно, что он начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти/вспомнить правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Играем и развиваем фонематический слух

За различение звуков речи  отвечает фонематический слух, помогая нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Чтобы ребёнку было легко учится...

Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»

Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»...

6. Играем до школы. Развиваем фонематический слух.

Тот, кто мало знает, малому может и учить. Я. Коменский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17193021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"386"}}]]Цикл к...

Консультация для родителей "Играя, развиваем фонематический слух"

Как развить у ребёнка умение вслушиваться в слова, находить сходства и различия в звуковом составе слова.Данная консультация поможет вам в игровой форме развивать у ребёнка слуховое внимание и восприя...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....