Картотека дидактических игр с предметами для детей 4-5 лет
методическая разработка (средняя группа)
Картотека дидактических игр с предметами
для детей 4-5 лет
«Составь фотографию»
Дидактическая задача: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.
Игровые правила: Соблюдать очередность. Подбирать магнитные фигурки только те, которые указывают на празднование Нового года.
Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск необходимых магнитных фигурок.
Дидактический материал: магнитная доска, кукла Незнайка. Магнитные фигурки: дед-мороз, елка, елочные игрушки, празднично одетые дети, снегурочка и т.д.
Ход игры
Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, Снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т.д.)
Воспитатель сообщает детям, что скоро праздник Новый год, но Незнайка не знает, что это такое. И предлагает детям составить фотографию празднования детьми этого праздника.
«Мы фотографы»
Дидактическая задача: Формировать понятие профессии фотограф. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников.
Игровое действие: Рисование собственного изображения в зеркале.
Дидактический материал: большое настенное зеркало в музыкальном зале (можно использовать зеркала среднего размера на каждого ребенка). Маркеры или фломастеры. Фишки.
Ход игры
Дети должны обвести маркером или фломастером свое изображение в зеркале. Кто первый справиться с заданием, получает фишку.
Воспитатель предлагает детям подойти к большому зеркалу и ответить на вопрос: «Кого мы видим в зеркале?»
Затем педагог предлагает стать фотографами.
«Как наши деды этот мир отстояли?»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о профессиях пограничник, военный летчик, танкист и т.д. Закрепить обобщающие понятия: водный, воздушный, наземный военный транспорт.
Игровые правила: Выбрать профессию и соответствующий вид транспорта.
Игровое действие: Выбрать карточку с изображением военной профессии или фотографию. Затем подобрать соответствующий военный транспорт и встать на границе в установленном месте.
Дидактический материал: виды транспорта: воздушный, сухопутный или водный (самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. - игрушки) по количеству детей.
Ход игры
Дети поочередно выбирают на столе карточку с изображением военной профессии: военный летчик, танкист, артиллерист, моряк. Подбирают себе соответствующий вид транспорта: воздушный, сухопутный или водный, самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. Далее занимают место на границе нашей Родины.
«Узнай и назови!»
Дидактическая задача: Узнавать на фотографиях своих родных. Закреплять знание детьми имени и отчества своих родителей.
Игровые правила: Начинать говорить только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность, уметь терпеливо ждать.
Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск фотографий своих родных.
Дидактический материал: фотографии членов семьи каждого ребенка.
Ход игры
Дети рассматривают фотографии и называют имя и отчество своих родных. Воспитатель, если ребенок затрудняется, задает на- ' водящие вопросы:
— Кто изображен на этой фотографии?
— Это моя мама. Ее зовут.... (если ребенок называет только имя, воспитатель подсказывает и предлагает назвать полностью имя и отчество.)
- А рядом с мамой кто? И т.д.
«Кем я буду?»
Дидактическая задача: Формировать понятие профессий фотограф, повар, швея, летчик, шофер и т.д. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников. Выбирать только те атрибуты, которые соответствуют данной профессии. Начинать свой рассказ со слов: «Когда я вырасту, я буду ...»
Игровое действие: Выбор атрибутов, название профессии и пояснение.
Дидактический материал: атрибуты к теме профессия: ножницы и расческа; руль и кепка; ножницы, ткань; кастрюля и колпак; халат и медицинский чемоданчик и т.д.
Ход игры
Дети должны подобрать необходимые атрибуты к выбранной профессии. Назвать профессию и рассказать, чем занимается человек этой профессии.
- Когда я вырасту, я буду шофером. Шофер возит грузы на машине, перевозит людей.
- Когда я вырасту, я буду парикмахером. Парикмахер делает 1 прически взрослым и детям.
— Когда я вырасту, я буду поваром. Повар готовит вкусные обеды и печет пирожки. И т.д.
«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о временах года — зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки. Игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ежик. Белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Ход игры
Дети по ходу рассказа воспитателя выполняют действия с предметами.
Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года.
Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.
«Вода - наша помощница!»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы - воде и ее свойствах.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужных предметов.
Дидактический материал: тазик с грязным бельем; мыло и зубная щетка; аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т.д.
Ход игры
Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.
- Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.
- Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.
- Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.
- Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.
- Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.
- Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.
- Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.
- Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.
- Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.
«Помоги Незнайке!»
Дидактическая задача: Закрепить у детей знание времен года, примет осени, весны, зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Дети, рассматривая сюжет выставленной картины времени года, подбирают соответствующую одежду. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки Для сюжетных картин времени года. Модель часы «Времена года». Предметы одежды по сезонам. Кукла Незнайка.
Ход игры
Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» - осень. На магнитной доске выставляет картинку: идет дождь, дует сильный ветер. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:
— Наступила осень. Подул сильный ветер, пошел дождь. Все люди надели резиновые сапоги, плащи и куртки. Взяли в руки зонтик, и пошли в детский сад или на работу.
— Можно гулять в такую погоду? (ответы детей обсуждаются)
- Что может случиться, если кто-то будет гулять? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» — зиму. На магнитной доске выставляет картинку: падает снег, на земле лежат большие сугробы снега. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:
- Наступила зима, падает снег. На улице большие сугробы. Люди надевают шубы, теплые сапоги, шапки, шарфы и варежки.
- В какую погоду зимой можно гулять? (ответы детей обсуждаются)
— В какие игры играют дети зимой? (ответы детей обсуждаются: дети берут санки, лыжи, коньки и идут кататься.)
Незнайка просит детей помочь ему подобрать правильно одежду, в которой он мог бы гулять зимой.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как помочь Незнайке.
«Детки, с какой ветки?»
Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные свойства семян деревьев: дуба, ели, рябины, березы и т.д.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.
Игровое действие: Найти карточку с изображением дерева, соответствующего определенным семенам.
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев: ель, рябина, дуб, березы. Сундучок с семенами деревьев: дуба, ели, рябины, березы.
Ход игры
Дети поочередно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.
«Как зовут птенца?»
Дидактическая задача: Упражнять дошкольников в узнавании и назывании птенцов птиц: вороненок, воробушек, скворчонок, синичка.
Игровые правила: Поочередно отвечать на вопрос воспитателя. Не перебивать товарища.
Игровое действие: Рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.
Дидактический материал: фигурки птиц и их птенцов: ворона - вороненок; скворец — скворчонок; синица - синичка; воробей — воробушек.
Ход игры
Воспитатель показывает фигурку птицы и его птенца. Ребенок должен назвать взрослую птицу и его птенца.
- Это воробей, а у воробья птенец — воробышек.
— Это Борона, а у вороны птенец - вороненок.
- Это скворец, а у скворца птенец - скворчонок.
- Это синица, а у синицы птенец - синичка.
«Отгадай, назови и положи правильно»
Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.
Игровое действие: Выбрать предмет, назвать его и положить на соответствующую тарелку.
Дидактический материал: корзина с овощами: помидор, огурец, капуста, свекла, картофель. Корзина с фруктами: виноград, яблоко, лимон, груша, банан, апельсин.
Ход игры
Дети поочередно достают, называют и кладут предмет на соответствующую тарелку:
- Это яблоко. Мы его положим на тарелку для фруктов.
- Это морковь. Мы положим ее на тарелку для овощей.
- Это капуста. Мы положим ее на тарелку для овощей. И т.д.
«Отгадай и назови»
Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т.д.
Игровые правила: Поочередно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.
Игровое действие: Выбирают предметы для отгадывания.
Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочередно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задает вопрос:
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)
- Какие вы еще фрукты знаете, назовите. (ответы детей)
«Отгадай и нарисуй»
Дидактическая задача: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Игровые правила: Ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.
Игровое действие: Воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют ответы палочками на песке.
Дидактический материал: палочки по количеству детей.
Ход игры
Воспитатель загадывает детям загадки. Ответ дети должны нарисовать с помощью палочек на песке.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка... (одуванчик)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
На веточках сережки... (береза)
«Где чей домик?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.
Игровые правила: Брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужного домика для фигурки.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т.д.
Ход игры
Дети поочередно берут со стола фигурки одного из гостей и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.
- Манечка и Ванечка живут в домике.
— Утка живет у бабушки в сарайчике.
- Цыплята живут у бабушки в сарайчике.
- Зайка живет в лесу под кустиком.
- Ежик живет в лесу в норке.
- Где живет сорока? (в лесу на дереве)
«Кто где живет?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.
Игровые правила: Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.
Игровое действие: Поиск нужного домика для домашнего животного.
Дидактический материал: мягкие игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.
Ход игры
Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:
- Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)
- Где могут жить кони? (в конюшне)
- Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)
- Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)
- Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)
- Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются).
«Чьи семена?»
Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность.
Игровые правила: Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей.
Игровое действие: Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Дидактический материал: тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д.
Ход игры
Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д.
«Угадай по вкусу»
Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, соленый, горький и т.д. Развивать память, сосредоточенность.
Игровые правила: Узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами. Не подглядывать.
Игровое действие: Отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибется, дают другой фрукт или овощ.
Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин. Кусочки овощей: огурец, капуста.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочередно подходит к ребенку и предлагает закрыть глаза и дает кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.
Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр с предметами
для детей 4-5 лет
«Составь фотографию»
Дидактическая задача: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.
Игровые правила: Соблюдать очередность. Подбирать магнитные фигурки только те, которые указывают на празднование Нового года.
Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск необходимых магнитных фигурок.
Дидактический материал: магнитная доска, кукла Незнайка. Магнитные фигурки: дед-мороз, елка, елочные игрушки, празднично одетые дети, снегурочка и т.д.
Ход игры
Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, Снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т.д.)
Воспитатель сообщает детям, что скоро праздник Новый год, но Незнайка не знает, что это такое. И предлагает детям составить фотографию празднования детьми этого праздника.
«Мы фотографы»
Дидактическая задача: Формировать понятие профессии фотограф. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников.
Игровое действие: Рисование собственного изображения в зеркале.
Дидактический материал: большое настенное зеркало в музыкальном зале (можно использовать зеркала среднего размера на каждого ребенка). Маркеры или фломастеры. Фишки.
Ход игры
Дети должны обвести маркером или фломастером свое изображение в зеркале. Кто первый справиться с заданием, получает фишку.
Воспитатель предлагает детям подойти к большому зеркалу и ответить на вопрос: «Кого мы видим в зеркале?»
Затем педагог предлагает стать фотографами.
«Как наши деды этот мир отстояли?»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о профессиях пограничник, военный летчик, танкист и т.д. Закрепить обобщающие понятия: водный, воздушный, наземный военный транспорт.
Игровые правила: Выбрать профессию и соответствующий вид транспорта.
Игровое действие: Выбрать карточку с изображением военной профессии или фотографию. Затем подобрать соответствующий военный транспорт и встать на границе в установленном месте.
Дидактический материал: виды транспорта: воздушный, сухопутный или водный (самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. - игрушки) по количеству детей.
Ход игры
Дети поочередно выбирают на столе карточку с изображением военной профессии: военный летчик, танкист, артиллерист, моряк. Подбирают себе соответствующий вид транспорта: воздушный, сухопутный или водный, самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. Далее занимают место на границе нашей Родины.
«Узнай и назови!»
Дидактическая задача: Узнавать на фотографиях своих родных. Закреплять знание детьми имени и отчества своих родителей.
Игровые правила: Начинать говорить только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность, уметь терпеливо ждать.
Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск фотографий своих родных.
Дидактический материал: фотографии членов семьи каждого ребенка.
Ход игры
Дети рассматривают фотографии и называют имя и отчество своих родных. Воспитатель, если ребенок затрудняется, задает на- ' водящие вопросы:
— Кто изображен на этой фотографии?
— Это моя мама. Ее зовут.... (если ребенок называет только имя, воспитатель подсказывает и предлагает назвать полностью имя и отчество.)
- А рядом с мамой кто? И т.д.
«Кем я буду?»
Дидактическая задача: Формировать понятие профессий фотограф, повар, швея, летчик, шофер и т.д. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников. Выбирать только те атрибуты, которые соответствуют данной профессии. Начинать свой рассказ со слов: «Когда я вырасту, я буду ...»
Игровое действие: Выбор атрибутов, название профессии и пояснение.
Дидактический материал: атрибуты к теме профессия: ножницы и расческа; руль и кепка; ножницы, ткань; кастрюля и колпак; халат и медицинский чемоданчик и т.д.
Ход игры
Дети должны подобрать необходимые атрибуты к выбранной профессии. Назвать профессию и рассказать, чем занимается человек этой профессии.
- Когда я вырасту, я буду шофером. Шофер возит грузы на машине, перевозит людей.
- Когда я вырасту, я буду парикмахером. Парикмахер делает 1 прически взрослым и детям.
— Когда я вырасту, я буду поваром. Повар готовит вкусные обеды и печет пирожки. И т.д.
«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о временах года — зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки. Игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ежик. Белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Ход игры
Дети по ходу рассказа воспитателя выполняют действия с предметами.
Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года.
Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.
«Вода - наша помощница!»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы - воде и ее свойствах.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужных предметов.
Дидактический материал: тазик с грязным бельем; мыло и зубная щетка; аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т.д.
Ход игры
Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.
- Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.
- Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.
- Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.
- Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.
- Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.
- Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.
- Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.
- Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.
- Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.
«Помоги Незнайке!»
Дидактическая задача: Закрепить у детей знание времен года, примет осени, весны, зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Дети, рассматривая сюжет выставленной картины времени года, подбирают соответствующую одежду. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки Для сюжетных картин времени года. Модель часы «Времена года». Предметы одежды по сезонам. Кукла Незнайка.
Ход игры
Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» - осень. На магнитной доске выставляет картинку: идет дождь, дует сильный ветер. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:
— Наступила осень. Подул сильный ветер, пошел дождь. Все люди надели резиновые сапоги, плащи и куртки. Взяли в руки зонтик, и пошли в детский сад или на работу.
— Можно гулять в такую погоду? (ответы детей обсуждаются)
- Что может случиться, если кто-то будет гулять? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» — зиму. На магнитной доске выставляет картинку: падает снег, на земле лежат большие сугробы снега. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:
- Наступила зима, падает снег. На улице большие сугробы. Люди надевают шубы, теплые сапоги, шапки, шарфы и варежки.
- В какую погоду зимой можно гулять? (ответы детей обсуждаются)
— В какие игры играют дети зимой? (ответы детей обсуждаются: дети берут санки, лыжи, коньки и идут кататься.)
Незнайка просит детей помочь ему подобрать правильно одежду, в которой он мог бы гулять зимой.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как помочь Незнайке.
«Детки, с какой ветки?»
Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные свойства семян деревьев: дуба, ели, рябины, березы и т.д.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.
Игровое действие: Найти карточку с изображением дерева, соответствующего определенным семенам.
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев: ель, рябина, дуб, березы. Сундучок с семенами деревьев: дуба, ели, рябины, березы.
Ход игры
Дети поочередно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.
«Как зовут птенца?»
Дидактическая задача: Упражнять дошкольников в узнавании и назывании птенцов птиц: вороненок, воробушек, скворчонок, синичка.
Игровые правила: Поочередно отвечать на вопрос воспитателя. Не перебивать товарища.
Игровое действие: Рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.
Дидактический материал: фигурки птиц и их птенцов: ворона - вороненок; скворец — скворчонок; синица - синичка; воробей — воробушек.
Ход игры
Воспитатель показывает фигурку птицы и его птенца. Ребенок должен назвать взрослую птицу и его птенца.
- Это воробей, а у воробья птенец — воробышек.
— Это Борона, а у вороны птенец - вороненок.
- Это скворец, а у скворца птенец - скворчонок.
- Это синица, а у синицы птенец - синичка.
«Отгадай, назови и положи правильно»
Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.
Игровое действие: Выбрать предмет, назвать его и положить на соответствующую тарелку.
Дидактический материал: корзина с овощами: помидор, огурец, капуста, свекла, картофель. Корзина с фруктами: виноград, яблоко, лимон, груша, банан, апельсин.
Ход игры
Дети поочередно достают, называют и кладут предмет на соответствующую тарелку:
- Это яблоко. Мы его положим на тарелку для фруктов.
- Это морковь. Мы положим ее на тарелку для овощей.
- Это капуста. Мы положим ее на тарелку для овощей. И т.д.
«Отгадай и назови»
Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т.д.
Игровые правила: Поочередно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.
Игровое действие: Выбирают предметы для отгадывания.
Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочередно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задает вопрос:
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)
- Какие вы еще фрукты знаете, назовите. (ответы детей)
«Отгадай и нарисуй»
Дидактическая задача: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Игровые правила: Ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.
Игровое действие: Воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют ответы палочками на песке.
Дидактический материал: палочки по количеству детей.
Ход игры
Воспитатель загадывает детям загадки. Ответ дети должны нарисовать с помощью палочек на песке.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка... (одуванчик)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
На веточках сережки... (береза)
«Где чей домик?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.
Игровые правила: Брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужного домика для фигурки.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т.д.
Ход игры
Дети поочередно берут со стола фигурки одного из гостей и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.
- Манечка и Ванечка живут в домике.
— Утка живет у бабушки в сарайчике.
- Цыплята живут у бабушки в сарайчике.
- Зайка живет в лесу под кустиком.
- Ежик живет в лесу в норке.
- Где живет сорока? (в лесу на дереве)
«Кто где живет?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.
Игровые правила: Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.
Игровое действие: Поиск нужного домика для домашнего животного.
Дидактический материал: мягкие игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.
Ход игры
Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:
- Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)
- Где могут жить кони? (в конюшне)
- Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)
- Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)
- Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)
- Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются).
«Чьи семена?»
Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность.
Игровые правила: Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей.
Игровое действие: Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Дидактический материал: тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д.
Ход игры
Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д.
«Угадай по вкусу»
Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, соленый, горький и т.д. Развивать память, сосредоточенность.
Игровые правила: Узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами. Не подглядывать.
Игровое действие: Отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибется, дают другой фрукт или овощ.
Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин. Кусочки овощей: огурец, капуста.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочередно подходит к ребенку и предлагает закрыть глаза и дает кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.
Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр с предметами
Картотека дидактических игр для старших дошкольников....
Картотека дидактических игр с предметами для детей 4-5 лет
Картотека дидактических игр с предметами для детей 4-5 лет...
Картотека дидактических игр с предметами старшая группа.
Картотека дидактических игр с предметами старшая группа....
Картотека дидактических игр с предметами для детей 5 лет
Картотека дидактических игр с предметами для детей 5 лет...
Картотека дидактических игр для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о предметах ближайшего окружения
Дидактические игры с предметами и игрушками, словесные и настольно-печатные....
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы «Опасные предметы»
закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества...
Картотека дидактических игр с предметами и игрушками для детей раннего возраста
Картотека дидактических игр с предметами и игрушками для детей раннего возраста...