Картотека дидактических игр для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о предметах ближайшего окружения
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Камагина Валентина Владимировна

Дидактические игры с предметами и игрушками, словесные и настольно-печатные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx163.47 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

дидактических игр

для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о предметах

ближайшего окружения 

Автор: Камагина

Валентина Владимировна,C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpg

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 388»

г. Нижний Новгород

Дидактическая игра «Дружная посуда»

(с игрушками и предметами)

Цель: создание условий для знакомства детей с названиями предметов посуды, формирования обобщающего понятия «посуда», группировки предметов по цвету.

Материал: игрушки и предметы: столик, чайник, чашки и блюдца синего, желтого, красного и зеленого цветов, тарелки, кастрюля, ложки, вилки, кувшин.

Ход игры: воспитатель зачитывает стихотворение, расставляя предметы посуды на столике:

Есть на кухне важный чайник-

Блюдцам, чашкам он - начальник,

Есть тарелки и кастрюля, ложки, вилки и кувшин.

Чтобы им жилось всем дружно,

Путать их тебе не нужно.

Затем, воспитатель вводит обобщающее понятие «посуда», просит детей расставить чашки с блюдцами по цветам, повторяя за воспитателем названия и действия, отражая в активной речи.

C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpg

Дидактическая игра «Зимняя и летняя одежда» (настольно-печатная)

Цель: создание условий для знакомства детей с предметами одежды их функциями, запоминания последовательности надевания одежды зимой и летом, формирования обобщающего понятия «одежда».

Материал: бумажная кукла, одежда: колготки, кофта, брюки, сапоги, валенки, пальто, куртка, шапка, варежки, майка, шорты, сандалии, тапочки, панама.

Ход игры: воспитатель читает стихотворения и одевает бумажную куклу, затем спрашивает детей, запомнили ли они последовательность - что наденем мы зимой, а что летом?

В чем пойдем гулять зимой?

Что наденем мы зимой и пойдем гулять с тобой?

Красивые колготки, кофту и штаны,

Чтобы не замерзли ножки – обуваем мы сапожки.

Шапку, куртку, шарф, перчатки - надеваем по порядку

Что гулять наденем летом?

Летом бегать по лужайке надевают дети майки,

За носочки, шорты, сандалии и панаму,

Благодарим свою мы маму.

Воспитатель поощряет детей, называющих предмет одежды и последовательность при одевании, называет обобщающим словом, рассказывает о функциях предметов одежды.

C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpg

Дидактическая игра «Красивые сапожки» (настольно-печатная)

Цель: создание условий для формирования умения группировать, соотносить предметы по цвету, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Материал: бумажные силуэты-кармашки с изображением красных, синих, желтых, зеленых резиновых сапожек, полоски бумаги-дорожки разной длины и ширины красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям цветные дорожки и рассказывает, что прошел дождь, поэтому дорожки в парке стали сырыми. Чтобы не намочить ноги, нужно надеть сапожки. Для каждой дорожки нужны свои сапожки. Воспитатель, читая стихотворение, показывает, какие сапожки бегают по какой дорожке, комментирует действия, затем предлагает детям найти сапожки для своей дорожки, надеть на пальчики и поиграть.

В парке по дорожке бегают сапожки:

По красной дорожке – красные сапожки,

По синей дорожке – синие сапожки,

По желтой дорожке – желтые сапожки,

По зеленой дорожке – зеленые сапожки.

Не замочат дети в парке свои ножки,

Есть у наших деток красивые сапожки!

C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpg

Дидактическая игра «Мебель» (словесная)

Цель: создание условий для формирования умения детей согласовывать слова стихотворения с движениями, углубления представлений детей о предметах мебели, формирования обобщающего понятия «мебель».

Ход: воспитатель зачитывает стихотворение, сопровождая его показом действий, соответствующих тексту стихотворения. Дети подражают действиям воспитателя.

Стол на кухню мы поставим,

(поднимают руки и опускают)

Стул теперь к нему приставим,

(двигаем руками вперед)

Чтобы было где нам сесть,

(ладонью одной руки накрываем

кулак другой руки)

Кашу вкусную поесть.

(вращательные движения рукой

с воображаемой ложкой)

В мойке вымоем посуду

(Трем ладони друг о друга)

И порядок будет всюду.

(разводим руками)

Ничего мы не забыли –

В шкаф посудный все сложили

C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpg

Дидактическая игра «Транспорт» (словесная)

Цель: создание условий для формирования обобщающего понятия «транспорт», активизации словаря детей, установления причинно-следственных связей.

Ход: воспитатель зачитывает стихотворение, побуждая детей повторять за ним название транспортного средства, помогая подбирать дополнительные слова, подходящие по смыслу. Воспитатель читает стихотворение, не спеша, четко проговаривая каждое слово, чтение можно сопровождать показом иллюстраций.

В гости к детям в детский сад

Едет множество зверят:

Едут к нам медведи

На велосипеде,

Ежик сел на самолет

И отправился в полет,

На машине быстро мчится

Длиннохвостая лисица,

А в автобус мышки сели,

Песню звонкую запели!

C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpg

C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpgДидактическая игра «Предметы обихода» (настольно-печатная)

Цель: создание условий для знакомства детей с предметами обихода, отражения в речи, формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Материал: серия сюжетных карточек размером А4 и с изображением предметов обихода размером А6, соответствующих друг другу по смыслу.

Ход игры: воспитатель зачитывает стихотворение и предлагает детям найти соответствующую карточку А6 к карточке А4. Например, к карточке, на которой изображена растрепанная девочка – гребень; к карточке, на которой изображен малыш, который купается – мыло, полотенце; к карточке с изображением ребенка, который плачет – носовой платок и пр.

У меня предметы есть,

Я могу их перечесть:

Носовой платок и мыло –

Мне мамуля подарила,

Полотенце и расчёску,

Чтоб укладывать прическу.

Всем пример я покажу,

И бумажную салфетку

К своим губкам приложу.

Видят все, что очень чистый

И опрятный я хожу!

Дидактическая игра «Дом для игрушек»

(с предметами и игрушками)

Цель: создание условий для формирования у детей обобщающего понятия «игрушки», умения сравнивать, выделять одинаковые и разные предметы.

Материал: игрушки: кукла, петушок, мишка, маленькие и большие кубики, маленькая и большая машинки.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение:

В гости к нам пришли из книжки

Кукла, петушок и мишка.

Много кубиков возьмем,

На машине привезем,

Игрушкам мы построим дом.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить действия с предметами, называет их, поощряет повторение детьми названий предметов, действий, обобщающего понятия.

В процессе игры воспитатель подводит детей к желанию манипулировать с игрушками, сравнить предметы, обыграть.

C:\Users\Metodist_NB\Desktop\depositphotos_3160073-stock-illustration-border-out-of-little-colorful - копия.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается  в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о частях суток

Статья раскрывает особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о частях суток. Составлена на основе психолого-педагогических источников. Материал может быть полезен для воспитателей и студен...

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возрастапредставлений об окружающей средеПервое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода....

Дидактические игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр»

Роль дидактических игр в создании у дошкольников представлений о труде взрослых....

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине  В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным сред...