Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур
консультация по математике (младшая группа) на тему

Буянова Елена Алексеевна

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические исследования по вопросу  формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Многочисленными исследованиями доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

В отечественной психологии вопросами сенсорного развития занимались: А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер и др.

В основе видоизменения геометрических фигур лежат исследования Венгера Л.А. который выделил этапы, развития представления о форме предмета и геометрических фигур:

1 этап восприятие формы на сенсорном уровне,

2 этап усвоение форм геометрических фигур,

3этап классификация геометрических фигур и их трансфигурация (видоизменение).

 В программе эта задача звучит следующем образом: «учить детей составлять из 2-4 треугольников один многоугольник, из маленьких четырёхугольников один большой»[1].

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия»[2].

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготского, Б.Г. Афанасьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. они считают что, «для развития восприятия ребёнок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны»[3].

Сенсорный эталон – это качество предмета обозначающего: цвет, величину, форму, в мире все сенсорные эталоны одинаковы, и хранятся в специальной камере в Лондоне.

В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

Эксперименты по изучению детских рассуждений, понимания детьми причинно-следственных отношений, образования у них научных понятий (Запорожец, Венгер, Гальперин, Георгиев,  и др.) позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений.

Возможность системного усвоения логических знаний и приёмов детьми старшего дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Х.М.Веклеровой, С.А.Ладымир, Л.А.Левитова, Л.Ф.Обуховой, Н.В.Котетешвили, А.Г.Лидерса, Н.Н.Поддъякова. Ими была доказана возможность формирования отдельных логических действий (сериации, классификации, умозаключений на основе транзитивности отношений) у старших дошкольников при использовании соответствующей их возрасту особой фронтальной методике (С.А.Ладымир, Л.А.Левитов).

В работах Х.М.Тёпленькой было установлено, что ребёнка 4-6 лет можно обучить полноценным логическим действиям определения «принадлежности к классу» и «соотношения классов и подклассов».

В изучение геометрических фигур психологи и педагоги различают  следующие уровни мышления:[4]

  1. геометрические фигуры рассматриваются как целые и различаются только по форме. Например, если дошкольнику показать круг квадрат, прямоугольник и сообщить ему названия, то он сможет распознать их по форме, не отличая квадрат от прямоугольника.
  2. Проводится анализ воспринимаемых форм, выявляются их свойства. Геометрические фигуры выступают как носители своих свойств и распознаются по этим свойствам, но логически ещё не упорядочены, устанавливаются эмпирическим путём.

Белошистая А.В. считает, что «геометрическое содержание более соответствует «детскому» способу вхождению в математику, чем арифметическое»[5], работа с геометрическим содержанием позволяет использовать вещественные и графические модели понятий и отношений между ними, это даёт возможность реализовать принципы построения развивающего обучения – чувственный опыт и постоянное экспериментирование с понятиями.

Таким образом, анализ научных исследований педагогического опыта (А.М.Леушина, Н.И.Непомнящая, А.А.Столяр) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное — это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Дети приобретают элементарные знания о форме предметов.

Этапы формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах, на занятиях

Геометрические фигуры это множество точек. Занятия по математике в детском саду даёт возможность подготовить детей к школе, т.е. осуществить образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у детей пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими формами. Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности.

Геометрический материал изучается на протяжение всего дошкольного возраста. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур. Геометрический материал распределен по годам обучения.  

Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.

Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

В ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

• на классификацию фигур;

• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

• на построение геометрических фигур;

• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

• на формирование умения читать геометрические чертежи;

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки (нарисуй постройку).

Вывод: психологи говорят о поэтапном усвоении знаний:

  1. восприятие формы на сенсорном уровне;
  2. усваивает свойства геометрических фигур;
  3. устанавливает связи и отношения между свойствами (обобщает)

Особенности развития формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур, на занятиях.

Все сенсорные эталоны и их существенные свойства (без которых объект не может существовать) ребёнок запомнить сразу не может и поэтому запоминает их с некоторыми особенностями.

1. Генерализация – заменяет неизвестные сенсорные эталоны известными, например смешение таких форм как: круг и квадрат, прямоугольник и овал.

2. Употребление пред эталонов – свойство предмета приравнивается к таким же хорошо знакомым предметам: круг – как помидор, овал – как огурец и т.д.

Всё это связано с личным опытом и индивидуальностью ребёнка, он может знать, но не называть, а различать глазом (покажи где...?). Эти особенности относятся к младшему возрасту, немое обучение вредно именно в этом возрасте.

3. К старшему возрасту возрастает осмысленность восприятия, ребёнок видит связь между сенсорными эталонами. Например, при обследование геометрических фигур: младший возраст, видит только середину и цвет, делает ошибки при определение формы и величины; средний возраст, видит параметры (цвет, величину), но путает круг и квадрат; старший возраст, система обследования усложняется видит цвет, величину, форму.

У детей средней группы «углубляется знакомство с геометрическими фигурами»[6], которые они учатся узнавать не только зрительно, но и путём осязания. В процессе ознакомления детей с формой существенную роль играет обучение приёмам обведения и ощупывания контура кончиками пальцев.

Следовательно, к старшему возрасте ошибки исключены, так как формируется система обследования, и восприятие становиться осмысленным.

Развитие действий восприятия.

  1. Идентификация – это действие восприятия когда (цвет, форма, величина) полностью приравнивается к сенсорным эталонам и не видит изъянов, смотрят в центр. Например: яблоко круглое, огурец овальный.
  2. Действие отнесение к сенсорным эталонам, видит разницу. Например: яблоко почти круглое, огурец почти овальный.
  3. Моделирующие действие – это действие восприятие, которое применяется при сложном построение предмета (машина, ваза, дом).

Восприятие это «отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы».[7] Специальных органов для восприятия нет,  в его основе  лежат межанализаторные связи (зрение, слух, осязание).

Основными свойствами восприятия являются:

предметность – объективизация и опредмечивание воспринимаемого объекта, если что то ребёнок увидит, то он старается сравнить  его с другим похожим предметом который есть в его памяти;

целостность – всякий объект воспринимается как устойчивое, системное целое;

константность – постоянство свойств предметов, при изменение условий восприятия.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста является осязательное и «зрительное оно становиться одним из ведущих»[8]. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества, формируется акт рассматривания. В процессе обучения осознаётся, что «форма не зависит от размера, цвета и других особенностей»[9].

Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны и задачи стоящей перед ребёнком. Возникает длительный процесс ознакомления при предъявление новых геометрических форм, ориентировочно исследовательская деятельность.

Таким образом, особенностью развития формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур является  восприятие, это совместная работа всех анализаторов, основную роль имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

 

Содержание и методы работы в средней группе на занятиях

Содержание работы по разделу геометрические фигуры в средней группе заключается в следующем: видеть в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры (яблоко – круг, фуражка – овал, если её сжать); знакомить с понятием четырёхугольника на примере квадрата, прямоугольника,  треугольников и их классификации (разносторонних, равносторонних, равнобедренных).

Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Условия успешного обучения детей геометрическим формам. В средней группе занятия по математике проводятся 1 раз в неделю.

Готовясь к занятию, воспитатель тщательно продумывает его программное содержание. Математические знания даются детям в строго определенной системе и последовательности, при этом новый материал должен быть небольшой, посильный для усвоения. «С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом»[10], прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом, шаром.

Каждая большая программная задача дробится на ряд более мелких задач, которые последовательно изучаются.

Например, знакомство детей средней группы с геометрическими фигурами  осуществляется в такой последовательности[11]:

-дети упражняются в умении различать и называть геометрические фигуры;

-закрепляется умение различать и называть геометрические фигуры;

-воспитатель упражняет в умении определять и различать  геометрические фигуры осязательно двигательным путём;

-совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры независимо от размера.

-познакомить с треугольником на основе его сравнения с квадратом.

-расширять представления о прямоугольнике на основе его с треугольником.

-упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры.

-познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

-продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб и цилиндр.

-упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры.

-познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

-соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Таким образом, каждая из задач программы осуществляется на нескольких последовательно проводимых занятиях. От занятия к занятию знания детей расширяются, уточняются и закрепляются.

При переходе от одной программной задачи к другой крайне важно обеспечить возвращение к пройденному, связать новые знания с уже усвоенными. Повторение материала в процессе рассмотрения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность сосредоточить их внимание на новом, способствует   его   прочному   усвоению. Обычно новая тема изучается на трех занятиях сначала в их первой части, а позже во второй. К ее повторению следует возвращаться спустя две, а затем три недели.

Период возвращения к старому все более увеличивается. Однако каждая изученная программная задача должна быть в поле зрения воспитателя до конца учебного года. В связи с этим на одном и том же занятии могут изучаться и повторяться задачи как одного, так и разных разделов программы.

Таким образом, удается обеспечить последовательное усвоение программы по всем разделам обучения и сформировать элементарную систему математических знаний.

При обучении математике используются разные виды занятий. Вид занятия определяется его содержанием. Посвящено оно изучению нового или повторению пройденного, обобщению материала ряда занятий или проверке знаний детей.

В практике обучения наибольшее место занимают занятия смешанного вида, в первой части которых в течение 8—10 минут изучается новый материал, во второй (в течение 9—12 минут) закрепляются знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях, а в конце дети возвращаются на 3—4 минуты к уже усвоенному. Усвоение нового требует от детей, значительного напряжения, поэтому введение знакомого материала в конце занятия дает некоторую разрядку. Например, на одном из занятий в средней группе в первой части может идти знакомство с составом числа 5 из двух меньших чисел, во второй — закрепляться умение зарисовывать круги и овалы, знание о составе чисел 3 и 4 из двух меньших чисел. В третьей части, в игре «Что изменилось?» могут проводиться упражнения в счете групп предметов.

При объяснении нового материала важно, чтобы действия воспитателя или вызванного ребенка видели все дети.  Дети должны сидеть за столами лицом к педагогу.

На занятиях, на которых проверяются знания и навыки детей, работа организуется у стола педагога. Если в ходе занятия или в конце его будут использоваться подвижные игры, то заранее надо подготовить место для их проведения.

Большое значение для успешного проведения занятий имеет правильный подбор наглядных пособий. Наглядность служит отправным моментом и при формировании математических представлений, и при подведении детей к первичным обобщениям.

Характер наглядности меняется не только от возраста к возрасту, но и от места и соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения знаний[12](А.М.Леушина).

Выбор наглядных пособий и их сочетание зависит от задач, которые необходимо решить на данном занятии, от уровня усвоения знаний и навыков.

Когда дети получают первые представления о тех или иных свойствах и признаках геометрических объектов, можно ограничиться небольшим количеством пособий. Причем предметы должны быть знакомы детям, без излишних деталей, такие, где данный признак четко выражен и его сравнительно легко выделить. Например, когда надо не только показать малышам то, что множество состоит из элементов, но и научить их видеть составные части единого множества по какому-то другому признаку, берут кубики двух-трех цветов.

На занятиях по математике, как правило, используется большое количество пособий, поэтому очень важно продумать порядок их размещения. В средней  группе детям счетный раздаточный материал можно давать на стол на одном подносе (в одной коробке).

Очень важно, чтобы знания, полученные детьми, постоянно закреплялись в повседневной жизни, игре, труде, быту, а также на других занятиях.

Знание геометрических форм, умение выделять признаки величины и устанавливать размерные соотношения между ними, определять пространственные отношения между предметами, постоянно должны использоваться детьми на занятиях по рисованию, лепке, конструированию.

Знания детей становятся все более прочными, глубокими и действенными, вступают в многообразные связи, переносятся в новые условия, дети научаются их самостоятельно применять, осознают их пользу.

Структура занятия зависит от объема, содержания, сочетания программных задач, уровня усвоения соответствующих знаний и навыков и других факторов.

Усвоение знаний, умений, навыков достигается путем использования и сочетания разнообразных методов. Выбор их определяется содержанием тех или иных программных задач, а также уровнем соответствующих знаний и навыков детей и, наконец, особенностями каждого возраста.

Обучение не должно сводиться к простой передаче знаний от взрослого к ребенку. Воспитателя в первую очередь заботит развитие интереса к математическим знаниям, математических способностей: самостоятельность мышления, способность к обобщению, отвлечению, пространственное воображение, а также возможность самостоятельно приобретать и применять математические знания, умения, навыки.

Всё обучение математике строится на основе сравнения. Важно постепенно усложнять условия сравнения, развивая это мыслительное действие.

Дети упражняются в разноплановом сравнении предметов по однородным признакам, причем сначала учатся попарно сопоставлять предметы, а затем сопоставлять сразу несколько предметов и группировать их по тем или иным признакам. При этом условии новые знания вступают в многообразные связи и в результате расширяются, уточняются, обобщаются.

Целесообразно на занятиях повторения пройденного использовать упражнения, которые, позволяя закрепить новые знания, одновременно тренируют детей в том, что они усвоили ранее.

Большую ценность представляют упражнения в группировке геометрических фигур по разным признакам, позволяющие одновременно закреплять знания детей о  форме, величине, количестве и т. п.

Для закрепления знаний используются упражнения разного характера: практические, игровые, связанные с элементами соревнования. Важно помнить, что смена дидактического материала и приемов является средством, обеспечивающим усвоение знаний и навыков без особого напряжения.

Требования предъявляемые воспитателю.

Математика — наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Дети должны постоянно слышать логически стройную, грамотную речь воспитателя.

Важно овладеть содержанием математических понятий, без чего невозможно дать детям научно достоверные знания.

Наиболее сложным для детей оказывается отражение в речи математических отношений, так как оно предполагает умение строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Это умение приходится тщательно отрабатывать.

Каждое новое для детей действие воспитательница показывает,  сопровождая показ четкими указаниями, объяснениями, направленными на предупреждение возможных ошибок, причем показывает все приемы работы, разъясняет сам процесс и последовательность выполнения действий.

По мере овладения детьми тем или иным действием возрастает роль словесных указаний. Воспитатель приучает детей действовать по слову, предоставляя им все большую самостоятельность.

При проведении фронтальных занятий дети приучаются выслушивать указания, работать в одном темпе с другими детьми, своевременно заканчивать выполнение задания и, наконец, рассказывать о том, что и как они сделали, и что у них получилось. При обнаружении разных ответов выясняется, какой ответ правильный, и предлагается исправить ошибки. После выполнения каждого задания воспитатель дает оценку и при этом отмечает правильность выполнения указаний, умение работать не отвлекаясь. Поощряет умение следить за ответами товарищей.

Обучая детей математике, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, так как не все дети в равной мере усваивают математические знания, проявляют интерес к ним.

Все это обусловливает необходимость вести плановый опрос детей на занятиях, заранее предусматривать, кому лишний раз следует предложить что-то сделать, а кому — рассказать, что и как он сделал.

Таким образом, роль воспитателя заключается в организации определенной системы действий детей с пособиями, оказании необходимой помощи в процессе их выполнения, поощрении инициативы, самостоятельности, подведении детей к выводам. Постановка конкретного, понятного, четко сформулированного вопроса — необходимое условие активизации работы мысли детей.

Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий.

- Плановость. Содержание методической работы вытекает  из конкретных задач дошкольного учреждения и предусматривается в годовом и месячных планах. Вместе с тем, плановость предполагает возможность комплексного решения задач, повышения методического уровня педагогов с целью улучшения качества воспитательно-образовательной работы в целом. План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления. Кроме того, план определяет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса. Для правильного планирования и постановки работы по развитию элементарных математических представлений у детей воспитатель должен:

хорошо знать программу в целом и программу той возрастной
группы, в которой он работает в текущем учебном году;

знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

уметь   руководствоваться  дидактическими   принципами   при планировании и организации обучения;

знать методические основы развития у детей математических
представлений;  

быть в курсе, современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

В практике работы дошкольных учреждений имеют место два вида планирования: перспективное и календарное. Перспективные планы относятся к числу методических материалов дошкольного учреждения, поэтому разрабатываются, как правило, воспитателями группы. Перспективный план составляется обычно на текущий квартал. В нём должны быть представлены все виды работ по усвоению программных задач.

- Целенаправленность. Цели и задачи методического руководства должны быть неразрывно связаны с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса.  Постановка цели — первоначальный и важнейший этап осуществления любого мероприятия. Известно,  что  одни  и  те  же формы  методической  работы  могут проводиться с разной целью. Цель определяет содержание работы, предусматривает   конечный   результат.  

- Систематичность.   Методическое   руководство   будет   по-настоящему эффективным, если намеченные в плане мероприятия будут составлять единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей.

- Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают руководителю определять конкретные цели и выбирать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю.

Вывод: содержание и методы работы в средней группе на занятиях зависят от программного содержания, вида занятия, наглядного материала, объема, сочетания программных задач, уровня усвоения соответствующих знаний, навыков и многих других факторов, также дети должны постоянно слышать логически стройную, грамотную речь воспитателя.

Заключение

План анализа занятий

1. Анализ программного содержания занятия:

а)соответствие занятия программе данной группы;

б)взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала;

в)связь   программных  задач  данного  занятия   с  пройденным   материалом   на предыдущих занятиях (какое место занимает занятие в системе занятий для достижения данной программной задачи);

г)конкретность формулировки программного материала,

2. Подбор дидактического материала.

3. Организация работы детей.

4. Анализ деятельности воспитателя на занятии:

а)грамотность, четкость указаний, объяснения, демонстрации;

б)умение   организовать   практическую,   самостоятельную   деятельность;

в)умение активизировать мыслительную деятельность детей;

г)умение активизировать речь детей   (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок);

д)умение   подводить  детей   к  обобщению;   краткость,   доступность   обобщений воспитателя;

е)индивидуальная работа на занятии;

ж)воспитательное влияние на детей;

з)подведение итога занятия.

5. Анализ   деятельности   детей   на   занятии: дисциплинированность,   внимание, умение  действовать  в  соответствии  с  указаниями воспитателя, умение отвечать, на   вопросы воспитателя, самостоятельность ответов, полнота, умение дополнить, поправить товарища; активность детей; интерес детей к занятию.

Программное содержание данных занятий соответствует «Программе воспитания обучения в детском саду», в средней группе. Объем, содержание, сочетание программных задач, уровень усвоения соответствующих знаний и навыков соответствует данному возрасту. Задачи постепенно усложняются, по сравнению с предыдущем занятием, даны в полном объёме.

Во второй части занятий повторяется прошедший материал. Дидактический материал подобран к теме занятий и соответствует дидактическим задачам занятий. Игровые моменты подобраны с учётом возраста. Дети заинтересованы, и активны на занятиях. Объяснения даны грамотно. Вопросы заданы чётко. Организована практическая и самостоятельная деятельность детей. На занятии активизируется речь детей. Дети умеют чётко и кратко дать ответ, учатся обобщать. Если требуется, то дети дают более развёрнутый ответ.

На  занятии также проходит индивидуальная работа, и учитываются индивидуальные особенности детей. Дети самостоятельно учатся подводить итоги своей деятельности. Воспитатель анализирует, деятельность детей: дисциплинированность,  внимание, умение  действовать  в  соответствии  с  указаниями, умение отвечать, на   вопросы воспитателя, самостоятельность ответов, полнота, умение дополнить, поправить товарища; активность детей.

Вывод: главным и неоспоримым достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию. Много внимания уделяется самостоятельной работе и активизации их словарного запаса, дети должны не только запомнить и понять, но и объяснить понятое. «Важно не только научить ребёнка чему – либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение»[13].

Данная работа развивает психические процессы такие как память, внимание, мышление, воображение, сенсорное развитие восприятия и ощущения. Подготавливает ребёнка к дальнейшему обучению в школе, развивает способности к геометрии, черчению. Совершенствует различные виды деятельности такие как игра, труд, изобразительная деятельность.


[1]        Программа воспитания и обучения в детском саду. \ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика –Синтез, 2005г.

[2]        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 145с.

[3]        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 146с.

[4]        Формирование элементарных представлений у дошкольников. Под ред. Столяра А.А.  – М., «Просвещение» 1988г. 75с.

[5]        Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, 13с.

[6]        Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Венгера Л.А. М., «Просвещение», 1978, 49с.

[7]        Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986, 102с.

[8]        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1997, 149с.

[9]        Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 1998, 115с.

[10]         Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., «Просвещение» 1977 – 79с.

[11]         Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП в средней группе,М.: Мозаика-Синтез, 2007. 5с.

[12]        Формирование элементарных представлений у дошкольников. Под ред. Столяра А.А.  – М., «Просвещение» 1988г. 26с.

[13]        Чего на свете не бывает? Под ред. Дъяченко О.М., Агаева Е.Л. М.: Просвещение, 1991, 4с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается  в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о частях суток

Статья раскрывает особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о частях суток. Составлена на основе психолого-педагогических источников. Материал может быть полезен для воспитателей и студен...

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возрастапредставлений об окружающей средеПервое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода....

Развитие у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме, цвете и размере геометрических фигур с использованием блоков Дьенеша.

На протяжении многих лет я использую одну замечательную игру, от которой дети приходят в восторг. И через какое-то время сами начинают с удовольствием в неё играть, подражая взрослому. Между тем, имен...

Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщени...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр»

Роль дидактических игр в создании у дошкольников представлений о труде взрослых....