Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи, формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействиях детского сада и семьи в образовательном процессе.
Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.
Образ семьи у детей младшего и среднего дошкольного возраста — это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений.
Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи.
Таким образом, с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье где воспитывается ребенок, дают “фундамент” на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями.
Задачи ознакомления детей 2 -4 лет с семьёй.
Нравственное воспитание:
*воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи;
*воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
*Умственное воспитание:
*учить называть своё имя и фамилию, имена членов своей семьи;
*обогащать словарный запас детей словами, обобщающими родство;
*формирование представлений о том, что члены семьи заботятся друг о друге.
Формы работы с детьми второй младшей группы.
*Беседы с детьми на тему «Мама дома – повар». «Как я помогаю маме
( папе).
*слушанье песен о семье,
*сюжетно – ролевые игры такие как «Семья», «Готовим обед»,
Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель сюжетно-ролевой игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами сюжетно-ролевой игры являются:
- знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
- способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
*дидактические игры такие как «У бабушки Нюры», « Что умеет делать мама (бабушка)?», Что тумеет делать папа (дедушка) с демонстрацией сюжетных картинок.
*этюды, пальчиковая гимнастика такие как, «Братцы», «Семья», «Мама», и др.
*показ разных видов театра,
*рассматривание семейных фотографий беседа о них,
*чтение художественной литературы, потешек такие как «Моя доченька», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Из – за леса, из- за гор» и т.д.
*рисование, лепка, конструирование на тему: « Моя семья, мой дом».
*Оформление семейных альбомов - одна из форм ознакомления с семьёй. Странички альбома помогают увидеть развитие ребёнка в динамике. Совместная работа воспитателя и детей с семейным альбомом помогает ближе и глубже познать внутренний мир ребёнка, его скрытые желания, надежды.
Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.
Детей знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду. Цель этой деятельности – научить ребёнка уважать окружающих его людей, любить родных и близких. Семья рассматривается как отвлечённое явление: в процессе игры возникает игровая модель семьи, на занятиях мы рассказываем о сказочной семье. В работе с детьми, будь то игра или занятия, мы пока не затрагиваем личный жизненный опыт ребёнка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребёнок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только своё имя и фамилию, но и имена своих родных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи, формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействиях детского сада и семьи в образовательном процессе.
Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.
Образ семьи у детей младшего и среднего дошкольного возраста — это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений.
Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи.
Таким образом, с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье где воспитывается ребенок, дают “фундамент” на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями.
Задачи ознакомления детей 2 -4 лет с семьёй.
Нравственное воспитание:
*воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи;
*воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
*Умственное воспитание:
*учить называть своё имя и фамилию, имена членов своей семьи;
*обогащать словарный запас детей словами, обобщающими родство;
*формирование представлений о том, что члены семьи заботятся друг о друге.
Формы работы с детьми второй младшей группы.
*Беседы с детьми на тему «Мама дома – повар». «Как я помогаю маме
( папе).
*слушанье песен о семье,
*сюжетно – ролевые игры такие как «Семья», «Готовим обед»,
Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель сюжетно-ролевой игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами сюжетно-ролевой игры являются:
- знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
- способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
*дидактические игры такие как «У бабушки Нюры», « Что умеет делать мама (бабушка)?», Что тумеет делать папа (дедушка) с демонстрацией сюжетных картинок.
*этюды, пальчиковая гимнастика такие как, «Братцы», «Семья», «Мама», и др.
*показ разных видов театра,
*рассматривание семейных фотографий беседа о них,
*чтение художественной литературы, потешек такие как «Моя доченька», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Из – за леса, из- за гор» и т.д.
*рисование, лепка, конструирование на тему: « Моя семья, мой дом».
*Оформление семейных альбомов - одна из форм ознакомления с семьёй. Странички альбома помогают увидеть развитие ребёнка в динамике. Совместная работа воспитателя и детей с семейным альбомом помогает ближе и глубже познать внутренний мир ребёнка, его скрытые желания, надежды.
Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.
Детей знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду. Цель этой деятельности – научить ребёнка уважать окружающих его людей, любить родных и близких. Семья рассматривается как отвлечённое явление: в процессе игры возникает игровая модель семьи, на занятиях мы рассказываем о сказочной семье. В работе с детьми, будь то игра или занятия, мы пока не затрагиваем личный жизненный опыт ребёнка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребёнок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только своё имя и фамилию, но и имена своих родных.
У меня всё. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о частях суток
Статья раскрывает особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о частях суток. Составлена на основе психолого-педагогических источников. Материал может быть полезен для воспитателей и студен...
Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде
Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возрастапредставлений об окружающей средеПервое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода....
Развитие у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме, цвете и размере геометрических фигур с использованием блоков Дьенеша.
На протяжении многих лет я использую одну замечательную игру, от которой дети приходят в восторг. И через какое-то время сами начинают с удовольствием в неё играть, подражая взрослому. Между тем, имен...
Доклад «Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье и её назначении в жизни человека»
выступление на педсовете...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье
Так, учитывая значимость данной темы, был разработан проект «Моя семья», на основе программы С.А.Козловой «Я-человек». Цели и назначение прогр...
Сценарий семейного праздника для детей младшего дошкольного возраста и их семей «Правильное питание — залог здоровой семьи»
Цель: пробуждение интереса к вопросам здорового питания.Задачи:формировать у детей и родителей культуру правильного питанияспособствовать развитию физических качеств: выносливость, быстрота, сила, реа...