Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о частях суток
консультация по математике (младшая группа) по теме

Статья раскрывает особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о частях суток. Составлена на основе психолого-педагогических источников. Материал может быть полезен для воспитателей и студентов педвузов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir.vremen.pradst.3-4_g.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей 3-4 лет представлений о частях суток

Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность для планирования своей деятельности. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни [2, c. 3].  

Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека.

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений. Детям трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). Их восприятие времени также зависит от состояния мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы [1, c.14].  

Согласно программе дошкольного образования детей младшего дошкольного возраста (3 – 4  года) необходимо знакомить с частями суток. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток можно использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту детей [2, c. 11].  

В 3-4 года восприятие носит предметный характер. Ребёнок все свойства предметов считает принадлежащими им нераздельно. Поэтому детям трудно делить время на определённые отрезки, что затрудняет восприятие длительности явлений. Менее сложным представляется для детей восприятие последовательности явлений, которое опирается на чёткую расчлененность и объективную существующую смену одних явлений другими. Этот вид восприятия времени проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому в детском саду, чаще всего, с помощью серий картин объясняется смена времён года и времени суток.        

Важнейшей отличительной чертой информации, которую получают дети младшего дошкольного возраста, является то, что они воспринимают знания во время общения, то есть через отношения. Поэтому дети воспринимают только то, что несёт положительные эмоции – то, что приятно, интересно, увлекательно, забавно, ново. Поэтому использование принципа одушевления и приёма сюжетной подачи материала в процессе формирования представлений младших дошкольников о времени поможет педагогу добиться атмосферы общей заинтересованности и привлекательности в детском коллективе. Пространственные и временные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, утреннюю гимнастику.

На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности (игра, труд, обучение), художественные средства (картины, фотографии, художественная литература), общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели — как материальные и материализованные формы наглядности [3, c. 215].

Временные представления (утро, день, вечер, ночь) должны развиваться  в повседневной жизни, при проведении режимных моментов. Эти части суток различаются также по изменению деятельности детей и взрослых. Но поскольку деятельность взрослых в указанные отрезки времени неоднородна, следует учитывать, что типично для той или иной местности, того или иного географического пояса. Характеристика временного отрезка должна быть конкретной и убедительной для каждого ребенка, поэтому при объяснении необходимо использовать многообразные признаки [3, c. 189].  

 Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая дошкольников, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

С целью закрепления приобретаемых детьми знаний воспитатели используют различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Конечно, хотя мы и отмечаем, что время не имеет наглядных форм, тем не менее, чтобы сформировать знания о нем, нам совершенно необходимо опираться на какую-либо наглядность. Так, воспитатели организуют с детьми рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картине, и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность и др.) помогают ребенку определить и назвать время [3, c. 217].  

Таким образом, у детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения, затем дети закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром дома и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». Слово «сутки» дети в этой группе употреблять не должны.

Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни.

Список использованных  источников

1.Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста  / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. – С. 14-23.

2. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Т. Д. Рихтерман. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.: ил.

3. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается  в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возрастапредставлений об окружающей средеПервое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода....

Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщени...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр»

Роль дидактических игр в создании у дошкольников представлений о труде взрослых....

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине  В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным сред...