Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине
статья по математике (младшая группа)

Климова Александра Юрьевна

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определённым способом сравнения соответствующих свойств объектов.

Потребность в сравнении всякого рода величин, так же как потребность в счёте предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей младшего дошкольного возраста сравнению предметов по их величине следует вести постепенно. Прежде всего,  нужно научить их показывать в плоских предметах длину, сравнивать предметы по длине и давать соответствующие определения их величины (длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине). Почему именно с длины надо начинать? Потому, что длину ребенок выделяет более правильно, чем другие измерения. Далее проводятся занятия, целью которых является: научить выделять в предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины. Следующая задача – научить младших дошкольников показывать в предметах высоту, сравнивать предметы по высоте, отражать выделенные размеры в речи. Дети  чаще всего путают ширину с толщиной, широкие предметы называют толстыми, узкие – тонкими, и наоборот, поэтому встает задача научить малышей выделять в них ширину и сравнивать предметы по ширине.

На практике положительно зарекомендовали себя такие приемы обследования, как показ длины, ширины, высоты (провести пальцем по указанной протяженности, «измерить» разведенными пальцами или руками. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо вдоль предмета, высота показывается сверху вниз или снизу вверх. Показ обследуемого размера повторяется 2 -3 раза, при этом каждый раз несколько смещается линия движения, чтобы дети не соотнесли данный размер с какой либо одной линией или стороной предмета. Действие всегда нужно сопровождать словом, необходимо называть обследуемые размеры предмета. Первоначально это делает воспитатель. Затем он требует осмысленного употребления слов «длина, ширина, высота» от детей.

Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения величины: приложению и наложению.  При этом нужно объяснить малышам, почему при использовании данных приемов сравниваемые предметы подравниваются с одного края или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения «равенства - неравенства».

Результаты сравнения отражаются в речи с помощью слов длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте); больше, меньше, одинаковые (равные по размеру) и т.д. Таким образом, во второй младшей группе осваивается лишь попарное сравнение предметов по длине, ширине, высоте, объему в целом.

В дальнейшем (к 4-м годам) дети начинают сопоставлять по размеру несколько предметов (3-4), находят среди них одинаковые по высоте (ширине, длине) и объединяют (группируют). Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей. Затем дети учатся создавать такие последовательности (ряды) по правилу. Методики освоения рядов по правилу и по образцу были предложены психологом Е.В.Проскура.

Для упражнения в сравнении предметов по величине можно давать такие задания: «На столе лежат полоски разной длины. Сравните их. Покажите длинную и короткую», «Покажите полоску такой длины», - детям показывается поочередно образцы разной длины. Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о длине выбранного предмета, объяснить, почему этот предмет они выбрали. Постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок», «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная», «Я показал ширину узкой ленты». При сравнении также необходимо учить детей называть размер сравниваемых предметов: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной», «Верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней»

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям, например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную – много, на короткую – одного); «Поставим машины в гаражи» (широкие – узкие, высокие – низкие ворота); «Подбери ленточки для бантиков кукле, мишке». Для закрепления, уточнения знаний проводят игры такого типа: «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте дети определяют величину предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения), узнают о возможности сравнивать предметы по размеру. Постепенно содержание представлений о величине у детей  усложняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯСФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.  В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла  не...

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине  В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным сред...

Методика формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о величине"

Консультация для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о величине"...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...