«Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр»
статья (младшая, средняя группа)

Леднева Мария Александровна

Роль дидактических игр в создании у дошкольников представлений о труде взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из значимых средств формирования личности ребенка. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательном процессе и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. Рассматривая развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, необходимо упомянуть об особенностях данного периода. При сравнении детского труда и трудовой деятельности взрослых видны различия в результативности, неспособности ребенка в силу возрастных особенностей создавать материальные и духовные ценности, необходимые человеку. Отмечается неустойчивость целевой установки в труде, преобладание игровой мотивации, отсутствие предварительного планирования, несформированность трудовых умений и способов самоконтроля, недостаток волевого усилия для преодоления внешних и внутренних препятствий для достижения цели. Трудолюбие - не врожденное свойство, а формирующееся в процессе развития и воспитания качество личности. Показатели проявления трудолюбия: умение планировать; охотно проявлять поручения; проявлять интерес к труду, бережное отношение к результатам труда; желание помогать взрослым; проявлять творчество, инициативу, самостоятельность, ответственность, бережливость; понимать ценности труда.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Задача формирования привычки к трудовому усилию (привычки к доступному ребенку дошкольного возраста напряжению физических, умственных и нравственных сил, необходимых для умения решать трудовые задачи) впервые ставится программой в средней группе детского сада. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи сформировать у каждого ребенка 4, 5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его сооружать дом).
В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, умений элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются.
Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
- подчеркивают общественную значимость труда;
- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
- постепенно расширяют самостоятельность детей;
- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно- бытовом и ручном труде, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретённые в детском саду, являются той основой, на которой строится дальнейшее трудовое обучение в школе и в жизни.

+1#32 Меледина Ольга Николаевна

Согласно новым ФГТ (приказ № 665) особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены общие задачи в каждой области на весь возрастной период. Приоритетное место отдано игровой деятельности.

Вовлечение в педагогический процесс детского сада дидактических игр позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену деятельностей, предупредить утомляемость.

Дидактические игры имеют структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры.Используемый в работе метод показа и наблюдения за трудом взрослых эффективен, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения.

Поэтому в связи с появлением новой образовательной области "Труд" и вышеуказанной проблемы возникла необходимость в разработке системы дидактических игр по формированию первичных представлений о труде взрослых.

Для этого сначала был изучен информационный материал по данной теме, подобраны игры (систематизированы по группам - игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами, знакомиться с ними. Это такие игры как, " Предмет - материал из которого он сделан", "Профессия - результат".

Наиболее сложны словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Назови профессии" и др.

В игре "Кто больше назовет предметов", детей учили классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская). Дети отвечали на вопрос ведущего. Усложнялась игра за счет увеличения сфер производства.

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья задумка?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости).Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Особое внимание в настоящее время уделяется дидактической игре как самостоятельной игровой деятельности. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Поэтому своевременно педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т.е. является равноправным участником игры.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Такие игры, как "Умные машины", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шоферов, работников супермаркета и т.д.

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается  в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о частях суток

Статья раскрывает особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о частях суток. Составлена на основе психолого-педагогических источников. Материал может быть полезен для воспитателей и студен...

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возрастапредставлений об окружающей средеПервое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода....

Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщени...

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине  В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным сред...