Доклад «Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье и её назначении в жизни человека»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»
Доклад
«Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье и её назначении в жизни человека»
Подготовила:
Щербакова А. С.
Знаменское-2017
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи, формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.
Образ семьи у детей младшего и среднего дошкольного возраста — это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений.
Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи.
Таким образом, с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье, где воспитывается ребенок, дают “фундамент” на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями.
Задачи ознакомления детей 3 -4 лет с семьёй.
Нравственное воспитание:
*воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи;
*воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
*Умственное воспитание:
*учить называть своё имя и фамилию, имена членов своей семьи;
*обогащать словарный запас детей словами, обобщающими родство;
*формирование представлений о том, что члены семьи заботятся друг о друге.
Формы работы с детьми второй младшей группы.
*Беседы с детьми на тему «Мама дома – повар». «Как я помогаю маме
( папе), «Наши бабушки и дедушки»
*слушанье песен о семье,
*сюжетно – ролевые игры такие как «Семья», «Готовим обед», «Вот как я стираю, маме помогаю», «Кухня», «К нам бабушка приехала»
Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель сюжетно-ролевой игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами сюжетно-ролевой игры являются:
- знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
- способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
*дидактические игры такие как «У бабушки», « Что умеет делать мама (бабушка)?», Что умеет делать папа (дедушка) с демонстрацией сюжетных картинок, «Назови имена своих родных», «Ласковое слово (имя)».
* пальчиковая гимнастика «Братцы», «Семья», «Мама», «Ладушки» и др.
*показ разных видов театра, инсценировка сказок «Репка», «Три медведя».
*рассматривание семейных фотографий, беседа о них,
*чтение художественной литературы, потешек такие как «Моя доченька», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Из – за леса, из- за гор» , стихотворение Благининой «Вот какая мама», сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Репка», «Три медведя», «Гуси -лебеди» и т.д.
*рисование, лепка, конструирование на тему: « Моя семья, мой дом».
- Оформление совместных фотовыставок детей с родителями.
*Оформление семейных альбомов - одна из форм ознакомления с семьёй. Странички альбома помогают увидеть развитие ребёнка в динамике. Совместная работа воспитателя и детей с семейным альбомом помогает ближе и глубже познать внутренний мир ребёнка, его скрытые желания, надежды.
Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.
Детей знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду. Цель этой деятельности – научить ребёнка уважать окружающих его людей, любить родных и близких. Семья рассматривается как отвлечённое явление: в процессе игры возникает игровая модель семьи, на занятиях мы рассказываем о сказочной семье. В работе с детьми, будь то игра или занятия, мы пока не затрагиваем личный жизненный опыт ребёнка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребёнок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только своё имя и фамилию, но и имена своих родных.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект:"Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"
Проект:"Воспитание валеологической культуры детей саршего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"Проект долгосрочный, содержит паспорт проекта, сетеву...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о частях суток
Статья раскрывает особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о частях суток. Составлена на основе психолого-педагогических источников. Материал может быть полезен для воспитателей и студен...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье
Так, учитывая значимость данной темы, был разработан проект «Моя семья», на основе программы С.А.Козловой «Я-человек». Цели и назначение прогр...
Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...