Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье
статья (старшая группа)

Пашетко Анна Владимировна
Так, учитывая значимость данной темы, был разработан проект «Моя семья», на основе программы С.А.Козловой «Я-человек». Цели и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям. Личности с развитыми познавательными интересами, с добротой нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Стержнем программы являются значения о Человеке. Именно эти значения позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психологическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, может более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их. Целесообразность раздела «Моя семья» определяется спецификой восприятия дошкольниками окружающего мира, которые определяются моделью «Я и мир вокруг», «Я в окружающем мире», «Я и другие люди», «Я среди других людей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Формирование у детей старшего возраста

                                        представлений о семье.    

Семья представляет собой многогранную систему, в которой важно наладить взаимоотношения, взаимопонимание взрослых и детей.                                                                 Помогут в этом разнообразные проекты, реализуемые в ДОУ.                                           Так, учитывая значимость данной темы, был разработан проект «Моя семья», на основе программы С.А.Козловой «Я-человек».                                                         Цели и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям. Личности с развитыми познавательными интересами, с добротой нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Стержнем программы являются значения о Человеке.                                                           Именно эти значения позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психологическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, может более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их.

Целесообразность раздела «Моя семья» определяется спецификой восприятия дошкольниками окружающего мира, которые определяются моделью «Я и мир вокруг», «Я в окружающем мире», «Я и другие люди», «Я среди других людей».

Содержание раздела нацелено на то, чтобы помочь ребенку ответить на такие важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Какой я есть, что я из себя представляю?». Поняв это, ребенок не только сможет назвать свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но научится различать достоинства и недостатки (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. Дети многими нитями связаны с миром близких людей, в первую очередь родителей, вырабатывают отношения к миру в целом и к отдельным его представителям. От внимательного отношения семьи к познавательному развитию своего ребенка зависит активность дошкольника, расширение его кругозора и познавательных интересов.

Свою работу я начала беседами с родителями. В процессе первоначального общения объясняла им, что для развития детей очень важно постоянно беседовать с ними, рассказывать об увиденном пр. Поняв значимость работы, родители с удовольствием откликнулись на мое предложение.

Работу по вовлечению родителей в процесс взаимодействия со своим ребенком и детским садом я начала с оформлением альбома «Моя семья». Работа в группе начинается со знакомства с семьями воспитанников посредством анкетирования. Однако собранные анкеты не дают полного представления о семье и, главное, недоступны людям. Поэтому предложила каждой семье заполнить свою страничку в обще групповом альбоме «Моя семья: давайте познакомимся» по следующим рубрикам: наша семья (состав семьи), где я живу (на какой улице и т. д. ), профессии моих родителей, что я люблю ,что я не люблю, когда мне грустно ,когда мне весело, мое любимое блюдо, как наша семья любит отдыхать ,моя любимая игрушка».

Выбор рубрик определялся желанием ближе познакомиться с семьями, составом, интересами, получить информацию, которая в будущем поможет наладить тесную связь между педагогами, родителями и детьми. При оформлении странички родителями вместе с ребенком проявили творчество, фантазию, мастерство (использование фотографии, рисунки и многое другое).

Оформление страницы дети перенесли в группу и гордостью рассказывали о том, как они вместе с мамой и папой подбирали фотографии, красивые картинки, а потом все вместе вырезали и наклеивали их, придумывали и делали подписи на оформленном месте. В приемной поместила стенд «Наши дети-юные художники» с фотографиями детей и их рисунками о своей семье.

В книжном уголке поместила альбомы с фотографиями детей и их родителей, родственников. Каждый родитель оформил альбом по-своему, рассказал детям о себе, родителях и родственниках.

При поведении занятий в качестве основных методов и приемов использую следующее :беседы на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, упражнении в выражении эмоционального состояния другого человека с помощью ролевой гимнастики, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, рисование на заданную тему.

Были проведены занятия «Что я знаю о себе», где детям показали строение тела человека, а также прочитала им стихи и загадала загадки о человеке, дети рассказали о том, какими они были, когда родились, какие они сейчас, какими будут, когда вырастут. Также провела занятие «Как мы отдыхаем», «Самый дорогой на свете человек», провела праздник «Наши бабушки и         дедушки». На занятиях дети активно выражали свое отношение к близким людям. Основываясь на данных занятиях, вместе с детьми формулируем элементарные правила поведения людей в общественных местах. При проведении игры «Самолет» рассказала детям о подвигах людей (трудовых , боевых) в разные времена, о богатстве России, о ее просторах, о народах, населяющих ее, известных людях. Предложила детям различные дидактические игры и упражнения, а также игры с мячом: «Назови ласково» (свое имя и имена близких), «Докончи слово», «Кому что нужно для работы».

Помог мне в работе и народный фольклор. Знакомство детей со сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев, отличать добро и зло. Пословицы и поговорки учат детей правилам поведения, нормам взаимоотношений. Считалки воздействуют на поведение ребенка, воспитывают выдержку. Поэтому я оформила картотеку загадок о человек и частях его тела, подобрала по теме пословицы, поговорки, считалки, стихи. Использую так же детскую литературу, т.к. русская детская литература изначально формировалась как литература, не только понимающая детскую душу, но созидающая ее. К концу года родители стали моими союзниками, помощниками, а дети добрыми друзьями.

Процесс познания социальной действительности нашел отражение в разнообразной детской действительности: праздниках, развлечениях, опытах и экспериментах, во все, чем наполнена жизнь детей в детском дошкольном учреждении.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.  В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла  не...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается  в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...