«Актуальность сенсорного развития детей с ОВЗ»
материал (младшая группа)

Петрова Галина Николаевна

Игры и упражнения для сенсорного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_aktualnost_sensornogo_razvitiya_detey_s_ovz.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Актуальность сенсорного развития детей с ОВЗ».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Сенсорное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья отличается качественным своеобразием, т.к. процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.

Большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно идти на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка.

Полезно приобрести в домашнее пользование утяжеленное одеяло Совы (заполненное полимером). Одеяло дарит «крепкие объятия», которых часто не хватает детям. Под его целительным весом нервная система получает возможность расслабиться, человек ощущает границы своего тела. Быстро и легко наступает безмятежный здоровый сон, проходит депрессия. Психоэмоциональная сфера стремительно нормализуется.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на руках. Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, массажного валика для ног и др.

Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать продуктивные виды деятельности: лепка из глины, пластилина, теста, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином), оригами, игры с водой разной температуры, игры с песком, игры с пазлами, а также сортировка мелких предметов.

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.

Игры на развитие тактильных ощущений.

Игра «Кисточка»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточку: мягкую, большую – для нанесения макияжа и клеевую, жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».

Игра «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, просыпать его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки сыпать его на поднос, руку, в чашку. Можно провести игру с песком, манкой, фасолью, гречей и другими сухими материалами.

Игра на развитие зрительного восприятия.

Игра «Найди куклу»

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.). Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

- Где же кукла, наша,

Куклу Лялю мы найдем!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет,

Вова куколку возьмет!

Примеры игр, направленных на развитие цветовосприятия.

«Разноцветные карандаши»

Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами.

Материал: цветные карандаши основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный), разноцветные стаканчики заданных цветов, пустая коробка.

Ход игры:

Все карандаши складываем в одну коробку. Демонстрируем ребёнку, указываем на то, что в коробочке беспорядок, все карандаши перемешались. Выкладываем на стол цветные стаканчики (по одному, цвета называем) и просим ребёнка навести порядок, разложить все карандаши по стаканчикам.

«Посади бабочку на полянку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два картонных круга («полянки») двух цветов — жёлтого и красного, бабочки только одного цвета (жёлтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры:

Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого цвета».

«Угости кукол»

 Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материал: две куклы, одетые в разные платья (красное и жёлтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры:

Взрослый обращает внимание ребёнка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». То же самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях использует метод сличения (такая — не такая).

«Построй домики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры:

Взрослый строит домики, затем говорит ребёнку: «Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднениях показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: «У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а у этого домика — другая крыша, не такая (называет цвет)».

Игры, направленные на развитие ориентировки на форму:

«Катится - не катится»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры:

Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребёнком и предлагает поиграть. Берёт шарик, кладёт на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», — предлагает ребёнку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желобка. При этом комментирует: катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет действия руками ребёнка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится).

После того как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, а кубики нет.

«Опусти игрушку в свой домик»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Оборудование: две коробки: одна — с круглой прорезью, вторая — с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры:

Взрослый ставит перед ребёнком две коробки, берёт шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достаёт из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики».

«Собери пирамидки»

Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материал: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры:

Взрослый ставит перед ребёнком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые, это шарики, а на другой не такие — кубики.

«Волшебный мешочек»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры:

Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребёнка кладёт в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и даёт малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.

Игры, направленные на развитие ориентировки на величину:

«Брось шарик»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Оборудование и материал: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры:

Взрослый показывает ребёнку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».

«Спрячь мячик в коробочку»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры:

Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».

В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно в любых условиях, даже в транспорте, в поликлинике, ожидая приема, на прогулке. Показывая и рассказывая о разных частях тела человека, можно изучать их предназначение, цифры и понятия много и один. Волос на голове и пальцев – много, а рот и нос – один. Руки, ноги, уши, глаза – по два, а голова – одна. Глаза нужны, чтобы видеть, уши – слышать, рот – говорить, ноги бегать, а голова, чтобы думать. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...