Формирование художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия- альбома на липучках «Народная игрушка»
консультация

Зайцева Елена Витальевна

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, и поэтому этот период характеризуется большими возможностями художественно-эстетического развития детей. В этот период происходит активное усвоение художественно-эстетических норм, формируются эмоционально-психологические установки, развиваются личностные мотивы общения с эстетическими и художественными объектами.

Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, однако, наиболее сильное эмоциональное воздействие оказывают на ребенка народные игрушки, которые являются одним из самых доступных для освоения дошкольниками видов народно-декоративного творчества. Они имеют свою специфику, представляя собой яркое и самобытное произведение народного искусства, передают его этнические черты, отражают особый национальный колорит. Благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру народные игрушки оказываются благоприятным средством для формирования художественно-эстетической культуры дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaytseva_kosareva_statya.docx17.78 КБ
PDF icon zaytseva_kosareva_prezentatsiya_compressed.pdf1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование художественно-эстетической культуры

детей старшего дошкольного возраста

посредствам развивающего пособия-

альбома на липучках «Народная игрушка»

Е.В. Зайцева, педагог-психолог,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №64 «Искорка»

Старооскольского городского округа

 

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, и поэтому этот период характеризуется большими возможностями художественно-эстетического развития детей. В этот период происходит активное усвоение художественно-эстетических норм, формируются эмоционально-психологические установки, развиваются личностные мотивы общения с эстетическими и художественными объектами.

Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, однако, наиболее сильное эмоциональное воздействие оказывают на ребенка народные игрушки, которые являются одним из самых доступных для освоения дошкольниками видов народно-декоративного творчества. Они имеют свою специфику, представляя собой яркое и самобытное произведение народного искусства, передают его этнические черты, отражают особый национальный колорит. Благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру народные игрушки оказываются благоприятным средством для формирования художественно-эстетической культуры дошкольников.

К сожалению, сегодня народная игрушка превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Однако именно народная игрушка традиционно выступала в качестве инструмента сохранения культурного наследия и воспитания художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста. Именно в качестве воплощения духовного опыта народа и его мироощущения она способна стать эффективным педагогическим средством. Изменился контекст восприятия ребенком жизни: те предметы, которые когда-то были естественны для детского быта, сегодня становятся историческими и культурными раритетами. Поэтому необходимо создать условия для «распредмечивания» духовного и художественно-эстетического содержания русской народной игрушки и последующего «опредмечивания» этого содержания в личном опыте и художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. В мотивах и формах народного искусства заключена информация об истории народа, окружающей его природе, характерных чертах общества, эстетические нормы прекрасного. Поэтому знакомство с народной игрушкой естественным образом открывает перед ребенком мир культуры народа, оказывается первым шагом в формировании эстетической культуры дошкольника.

В последнее время мир игрушек стремительно меняется – они становятся все более детализированными и автоматизированными. Многие современные агрессивные и уродливые игрушки способствуют формированию у детей культа насилия, жестокости, задерживают естественное художественно-эстетическое развитие ребёнка, порождает и многообразные социальные проблемы. Современная игрушка несет на себе все черты техногенной цивилизации и потребительского рыночного общества, она носит серийный, массовый характер, изготовляется в основном из синтетических материалов, она этнически нейтральна, в ней не отражаются особенности национальной культуры и вековой исторический опыт народа.

С целью художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием традиционных русских игрушек было изготовлено развивающее пособие - альбом на липучках «Народная игрушка».

Цель: прививать интерес и любовь к старинной русской игрушке, как виду народного художественного творчества.

Задачи:

Обучающие:

- рассказать о значении народной игрушки в жизни русского народа;

- познакомить детей с разнообразием русских народных игрушек и со способами изготовления некоторых из них.

Развивающие:

- способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;

- расширить представления воспитанников об использовании текстиля и ниток в изготовлении народных игрушек.

Воспитательные:

- формировать интерес детей через народную игрушку к традициям и духовным ценностям русского народа.

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек "велькро". Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке. Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при   организации индивидуальной работы с ребёнком.

Красочные, увлекательные и разнообразные игры на липучках надолго заинтересуют и увлекут ребенка, а также будут способствовать развитию мелкой моторики, творчества и воображения, внимания, координации движений глаз и рук.

Развивающие игрушки на липучках могут стать любимым занятием для маленьких детей: это интересно, полезно и увлекательно.

В процессе использования развивающего пособия «Народная игрушка» ребёнок постепенно погружается в этнохудожественную деятельность, а игрушка войдет в его сознание как важный элемент художественно-эстетического наследия народа.  Народные игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей, для воспитания и социализации детей, они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой формировали эстетическую культуру ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.

2. Интернет ресурсы:

- h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​1​0​r​u​k​.​r​u​.​/​o​b​u​c​h​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;

- h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​i​n​s​m​o​l​e​n​s​k​.​r​u​/​&​n​b​s​p​;​- эскизы кукол

-h​t​t​p​:​/​/​p​o​g​o​d​k​i​.​n​a​r​o​d​.​r​u​/​m​a​s​t​e​r​i​g​r​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​а​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​и​г​р​у​ш​к​а

-h​t​t​p​:​/​/​p​e​r​u​n​i​c​a​.​r​u​/​t​r​a​d​i​c​i​i​/​1​5​2​7​-​r​u​s​s​k​i​e​-​o​.​.​.​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​и​е​&​n​b​s​p​;​о​б​р​я​д​ы и традиции. Народная кукла

- h​t​t​p​:​/​/​l​e​t​o​p​i​s​i​.​r​u​/​i​n​d​e​x​.​p​h​p​/​Б​е​р​е​г​и​н​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​- Letopisi.ru

-h​t​t​p​:​/​/​o​x​a​n​a​f​a​.​r​u​/​n​a​r​k​y​k​l​a​/​&​n​b​s​p​;​Н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​» Рукоделие и творчество.

-https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-igry-dramatizatsii-vo-vtoroj-mladshej-gruppe.html

3. Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство "Чудесная тестопластика".

Проект «Формирование  художественно-эстетического  развития у детей  старшего  дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «Чудесная тестопластика»....

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"

В данной  статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривает...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...