«Возможности технологии ТРИЗ для умственного развития дошкольника»
статья

Шагалова Людмила Вячеславовна

«Возможности технологии ТРИЗ для умственного развития дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности технологии ТРИЗ для умственного развития дошкольника»

Каждый ребёнок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить ориентироваться

в современном мире, чтобы при минимуме

затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

        Одной из самых эффективных педагогических технологий, способствующих умственному развитию, является теория решения изобретательских задач или ТРИЗ, разработанная гениальным изобретателем, педагогом и писателем Генрихом Сауловичем Альтшулером в 1946 году. Проведя системный анализ данных, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию.

        Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

        Данную технологию можно использовать в детском саду, так как она дает положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!».

        Задачи использования технологии ТРИЗ:

- Воспитание у детей качеств творческой личности;

- Коррекция правильного звукопроизношения;

- Формирование словаря;

- Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи;

- Развитие элементарных математических представлений;

- Развитие конструктивной деятельности.

        Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и методов, имеющихся в арсенале ТРИЗ. Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Основные из них:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие.

- Метод морфологического анализа. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании его нового образа.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений в фантастической составляющей.

- Метод моделирования «Маленькими человечки», моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами с помощью маленьких человечков.

- Синектика – метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

- Типовые приёмы фантазирования. Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта.

- Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

        Вывод: ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. Ведь именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Технологию ТРИЗ не только можно использовать в процессе развития ребенка, но и нужно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум "Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников."

Материал адресован старшим воспитателям для повышения профессиональной компетентности воспитателей в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Технология ТРИЗ познавательно – речевого развития дошкольников

Личный опыт работы с игровым пособием "Познавайкина полянка" по технологии ТРИЗ...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...