Психологическая готовность к школе
консультация (подготовительная группа)

Баянова Регина Рузитовна

Психологическая готовность к школе

 

Ребенок идет в школу, сколько волнений! Ведь школа – это шаг в будущее для ребенка и его родителей. Для родителей – это еще и сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Кто будет отводить и забирать ребенка, ведь он пока еще совсем маленький? Да вообще, сможет ли он приспособится к школьной жизни? А задания на дом? А учительница? Какой она будет –  мягкой, спокойной или строгой, требовательной

 

Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого года и сами первоклассники и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Однако это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет – он часто болеет(а школу пропускать не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.

А ведь этих неприятностей можно избежать. Как в любом другом деле, лучше предупреждать появляющиеся проблемы, чем потом их преодолевать. Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш в школе учится не сможет. Ему придется срочно "психологически дозревать" уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка. Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с "интеллектуальным багажом" гораздо большим, чем требуется. И это с одной стороны не плохо, но с другой, дело в том, что умение писать, читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса, дня рождения и имен родителей, а так же многое другое – не избавит ребенка от тревоги, растерянности, не поможет ему научится общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут. Даже если он читает, считает до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка, умеет решать логические задачи – все это не обеспечит ему принятие сверстниками, их симпатию, дружелюбие, не избавит от страха перед строгим учителем. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно, и конечно поможет ему в обучении, но этого недостаточно. Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а так же требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители смогут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов "по подготовке к школе" осуществить своеобразное интеллектуальное "натаскивание" ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно. В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей к 6,5-7 годам не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового, обычно, не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем и вообще пользоваться привилегиями своего нового положения. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, "перемены, где бегают", "тетрадка с котеночком на обложке", им льстит, что они уже "взрослые почти". Все это свидетельствует о том, что дети этого возраста психологически еще не являются школьниками, они еще не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.

А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а то и раньше, с момента записи в школу, видят теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь?»

Нередко у детей отбирают игрушки, смеются над привязанностью к привычным детским занятиям. А малышу трудно просыпаться утром, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности. В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет справиться, возникает и закрепляется неадекватно-заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью, был готов выполнять новые задания, решать задачки, учится всему, чему учат в школе, теперь опасается даже сделать то, что умел раньше: вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны. А уж если речь идет о чем-то новом страх еще больше усиливается. Плюс стресс перехода в школу. Неуверенность в себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне которого пройдут все школьные годы.

Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, поэтому помогите ему во всем, а не наседайте и критикуйте!

image

Подготовила педагог-психолог Баянова Р.Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologichsekaya_gotovnost_k_shkole.docx133.43 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе

Ребенок идет в школу, сколько волнений! Ведь школа – это шаг в будущее для ребенка и его родителей. Для родителей – это еще и сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Кто будет отводить и забирать ребенка, ведь он пока еще совсем маленький? Да вообще, сможет ли он приспособится к школьной жизни? А задания на дом? А учительница? Какой она будет –  мягкой, спокойной или строгой, требовательной

Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого года и сами первоклассники и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Однако это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет – он часто болеет(а школу пропускать не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.

А ведь этих неприятностей можно избежать. Как в любом другом деле, лучше предупреждать появляющиеся проблемы, чем потом их преодолевать. Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш в школе учится не сможет. Ему придется срочно "психологически дозревать" уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка. Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с "интеллектуальным багажом" гораздо большим, чем требуется. И это с одной стороны не плохо, но с другой, дело в том, что умение писать, читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса, дня рождения и имен родителей, а так же многое другое – не избавит ребенка от тревоги, растерянности, не поможет ему научится общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут. Даже если он читает, считает до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка, умеет решать логические задачи – все это не обеспечит ему принятие сверстниками, их симпатию, дружелюбие, не избавит от страха перед строгим учителем. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно, и конечно поможет ему в обучении, но этого недостаточно. Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а так же требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители смогут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов "по подготовке к школе" осуществить своеобразное интеллектуальное "натаскивание" ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно. В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей к 6,5-7 годам не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового, обычно, не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем и вообще пользоваться привилегиями своего нового положения. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, "перемены, где бегают", "тетрадка с котеночком на обложке", им льстит, что они уже "взрослые почти". Все это свидетельствует о том, что дети этого возраста психологически еще не являются школьниками, они еще не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.

А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а то и раньше, с момента записи в школу, видят теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь?»

Нередко у детей отбирают игрушки, смеются над привязанностью к привычным детским занятиям. А малышу трудно просыпаться утром, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности. В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет справиться, возникает и закрепляется неадекватно-заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью, был готов выполнять новые задания, решать задачки, учится всему, чему учат в школе, теперь опасается даже сделать то, что умел раньше: вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны. А уж если речь идет о чем-то новом страх еще больше усиливается. Плюс стресс перехода в школу. Неуверенность в себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне которого пройдут все школьные годы.

Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, поэтому помогите ему во всем, а не наседайте и критикуйте!

Подготовила педагог-психолог Баянова Р.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....