Развитие интеллектуальных способностей детей посредством пальчиковых игр
статья

Абушаева Инесса Рафиковна

Эффективность использования пальчиковых игр в занятиях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abushaeva_i.r.statya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Абушаева И.Р.,

учитеь-логопед

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ «ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»

Аннотация

В данной статье раскрывается вопрос применения «пальчиковых игр» с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, способствующих эффективному развитию речи и интеллектуальных способностей детей. Авторы статьи показывают разные подходы включения «пальчиковых игр» в образовательную деятельность в своей работе с детьми. В заключении авторы делают выводы, о том, что систематическое использование «пальчиковых игр» в работе с дошкольниками способствует успешной социализации и адаптации детей в условиях детского сада.

Ключевые слова

Развитие речи, «пальчиковые игры», ФГОС, младший дошкольный возраст, мелкая моторика.

Основываясь на ФГОС ДО и свой педагогический опыт работы с дошкольниками, мы стараемся не упускать из вида все разделы программы воспитания. Но особое внимание уделяем развитию речи детей, поскольку младший возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка.

«Пальчиковые игры» - важный вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои умственные способности, а именно: активизируются речевые зоны коры головного мозга, развиваются мелкая моторика, мышление, концентрация внимания, улучшается память, развивается творческая фантазия и воображение.

 В свое время И. Кант мудро изложил: «Рука — это вышедший наружу мозг человека», а известному педагогу В. А Сухомлинскому принадлежит фраза: «Истоки способностей и дарований детей, находится на кончиках их пальцев…». 

В своей работе с детьми мы используем разные виды пальчиковых игр, а именно:

  1. Игры – манипуляции. Эти упражнения дети могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ: «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…».
  2.  Сюжетные пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев: «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка».
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности: массажные упражнения "Надеваем перчатки", «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
  4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание: «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку. Для более эффективного самомассажа кисти рук  используются грецкий орех, каштан, массажный мячик.
  5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение: упражнение "Бабочка", «Сказка».

Хотелось бы отметить огромное значение музыкального сопровождения в процессе пальчиковых игр. Очень активно мы используем в своей работе с детьми методику Екатерины и Сергея Железновых. Эта методика учит фокусировать внимание детей, позволяет им лучше контролировать своё поведение, а также она развивает музыкальный слух, речь, двигательные навыки, чувства ритма. Детям очень нравится выполнять движения совместно с музыкой.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. 

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Таким образом, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием разнообразных пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему.

Список использованной литературы.

  1. Фомина Л. В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребёнка раннего возраста Уч. зап.МГПИя. Т. 60: Исследование языка и речи [Текст]/  Л. В. Фомина.- М., 1971.- с. 47-60
  2. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика» гимнастика для пальчиков [Текст]/ Т.А.Ткаченко.- Москва «Эксмо», 2015.-108 с.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный.- Нижний Новгород: Флокс, 2015. – 230 с.

© Абушаева И.Р., Безбородникова С.Н. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио...

Презентация "Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ".

Практика показала, что при использовании ИКТ в детском саду  значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей....

Презентация проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Идея проекта   Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего  дошкольного возраста посредством развивающих игр...

Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить ...