Развитие интеллектуальных способностей детей посредством пальчиковых игр
статья
Эффективность использования пальчиковых игр в занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Абушаева И.Р.,
учитеь-логопед
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ПОСРЕДСТВОМ «ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»
Аннотация
В данной статье раскрывается вопрос применения «пальчиковых игр» с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, способствующих эффективному развитию речи и интеллектуальных способностей детей. Авторы статьи показывают разные подходы включения «пальчиковых игр» в образовательную деятельность в своей работе с детьми. В заключении авторы делают выводы, о том, что систематическое использование «пальчиковых игр» в работе с дошкольниками способствует успешной социализации и адаптации детей в условиях детского сада.
Ключевые слова
Развитие речи, «пальчиковые игры», ФГОС, младший дошкольный возраст, мелкая моторика.
Основываясь на ФГОС ДО и свой педагогический опыт работы с дошкольниками, мы стараемся не упускать из вида все разделы программы воспитания. Но особое внимание уделяем развитию речи детей, поскольку младший возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка.
«Пальчиковые игры» - важный вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои умственные способности, а именно: активизируются речевые зоны коры головного мозга, развиваются мелкая моторика, мышление, концентрация внимания, улучшается память, развивается творческая фантазия и воображение.
В свое время И. Кант мудро изложил: «Рука — это вышедший наружу мозг человека», а известному педагогу В. А Сухомлинскому принадлежит фраза: «Истоки способностей и дарований детей, находится на кончиках их пальцев…».
В своей работе с детьми мы используем разные виды пальчиковых игр, а именно:
- Игры – манипуляции. Эти упражнения дети могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ: «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…».
- Сюжетные пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев: «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка».
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности: массажные упражнения "Надеваем перчатки", «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание: «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, массажный мячик.
- Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение: упражнение "Бабочка", «Сказка».
Хотелось бы отметить огромное значение музыкального сопровождения в процессе пальчиковых игр. Очень активно мы используем в своей работе с детьми методику Екатерины и Сергея Железновых. Эта методика учит фокусировать внимание детей, позволяет им лучше контролировать своё поведение, а также она развивает музыкальный слух, речь, двигательные навыки, чувства ритма. Детям очень нравится выполнять движения совместно с музыкой.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Таким образом, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием разнообразных пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему.
Список использованной литературы.
- Фомина Л. В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребёнка раннего возраста Уч. зап.МГПИя. Т. 60: Исследование языка и речи [Текст]/ Л. В. Фомина.- М., 1971.- с. 47-60
- Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика» гимнастика для пальчиков [Текст]/ Т.А.Ткаченко.- Москва «Эксмо», 2015.-108 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный.- Нижний Новгород: Флокс, 2015. – 230 с.
© Абушаева И.Р., Безбородникова С.Н. 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-60835-1548573953.jpg)
Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-262649-1542515849.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224279-1363668517.jpg)
Презентация "Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ".
Практика показала, что при использовании ИКТ в детском саду значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224279-1363668517.jpg)
Презентация проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Идея проекта Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663228-1441628331.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-174795-1357740704.jpg)
Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Познакомить родителей дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-488981-1673252914.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить ...