«Что, как, когда и для чего читать детям раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача — научить ребенка общаться, играть, понимать происходящее в мире, воспринимать природу, музыку, поэзию. Поэтому взрослым надо многое знать и уметь, а для этого, как ни банально это звучит, необходимо постоянно учиться. Регулярное чтение вслух детям просто необходимо для гармоничного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikova_konsultatsiya.docx402.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что, как, когда и для чего читать детям раннего возраста» 

https://i.ytimg.com/vi/Cr3Xfk5PEGE/maxresdefault.jpgНародные песенки и потешки, короткие стишки и простые сказки — одни из первых источников познаний ребенка. Они помогают малышу узнать и запомнить новые слова, формируют его мир желаний и чувств. Чтение книг сводится к минимуму и подменяется просмотром мультфильмов и телепередач. Почему так происходит?

В первую очередь это связано с тем, что родителям приходится отдавать много времени и сил работе. Стараясь полноценно обеспечивать ребенка, волей-неволей они жертвуют вниманием к нему. Что тут можно сказать? Конечно, все родители любят своих детей и хотят видеть их счастливыми, умными, добрыми и воспитанными

Вторая причина, или скорее оправдание для родителей — отсутствие знаний о том, что почитать ребенку и чем его занять. Нам хочется, чтобы ребенок сам взял книжку и полистал ее, сам изучил буквы и цифры, сам построил из кубиков гараж и целый день завозил и вывозил из него машинки. Но перед нами стоит сложнейшая задача — научить ребенка общаться, играть, понимать происходящее в мире, воспринимать природу, музыку, поэзию. Поэтому взрослым надо многое знать и уметь, а для этого, как ни банально это звучит, необходимо постоянно учиться.

Все начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или старшие им читают. Психологи убеждены, что регулярное чтение вслух детям просто необходимо для гармоничного развития личности. Совместное чтение дарит чувство семейного благополучия, защищенности, оно укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию

 Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.

 Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.

Предлагаю некоторые рекомендации о том, как же лучше всего читать произведения, чтобы добиться положительного результата:

1) На собственном примере показывайте ребёнку уважительное отношение к книгам. Малыш должен знать, что с книгой нужно обращаться очень бережно. Изучать книгу рекомендуется на столе, чистыми руками, аккуратно переворачивая страницы, а после прочтения необходимо убрать книгу на место.

2) Лучше всего читать те произведения, которые нравятся ребёнку, даже если он их знает практически наизусть.

3) Уделяйте побольше времени чтению. Определите для себя удобное время для чтения. Лучше всего выбрать обеденное и вечернее время суток, прямо перед тем, как уложить малыша на сон.

4) Не заставляйте ребёнка слушать сказку через силу. Если малыш проявляет желание поиграть или позаниматься другими делами, дайте ему такую возможность.

5) Не позиционируйте чтение как наказание для ребёнка, это вызовет у него только отторжение к книгам.

6) Для детей младшего дошкольного возраста очень важно перечитывать одно и тоже произведение, по несколько раз для эффективного запоминая.

7) Покажите малышу, что чтение доставляет Вам удовольствие.

8) Во время чтения обращайте внимание на ребёнка, откликается ли ему прочитанное и не скучает ли он.

9) Читайте малышам не торопясь. Постарайтесь поиграть голосом. Можно попробовать читать то быстро, то медленно, то громко, то тихо. В соответствии с содержанием сказки. Так же можно попробовать поменять тембр голоса, читать то высоким, то низким голосом, обыгрывая таким способом персонажей. Но не перестарайтесь, дайте малышу возможность пофантазировать самостоятельно.

10) Если вы решили познакомить ребёнка с новой сказкой, постарайтесь для начала прочесть её самостоятельно, это поможет Вам настроить внимание ребёнка на нужный лад.

11) Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.

 Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что покупать?

 Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.

Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, – наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.

 Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.

Рекомендуем для чтения детям 2-3 лет:

Песенки, потешки:

«Наши уточки с утра...»;

«Пошёл котик на Торжок...»;

«Заяц Егорка...»;

«Наша Маша маленька...»;

«Чики, чики, кички...»;

«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;

«Из-за леса, из-за гор...»;

«Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;

«Огуречик, огуречик...»;

«Солнышко, вёдрышко...».

Сказки:

«Курочка ряба», «Колобок», «Козлятки и волк», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь»

Фольклор народов мира:

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского;

«Ой, ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;

«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;

«Снегирёк», пер. с нем. В. Викторова;

«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России:

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик» «Зайка», «Бычок»  (из цикла «Игрушки»);

А. Барто, П. Барто «Девочка - ревушка»; «Кто как кричит»;

В, Берестов «Большая кукла», «Котёнок»;

Г. Лагздынь. «Петушок»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);

Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»;

К. Чуковский. «Путаница»; «Телефон», «Муха-цокотуха», «Тараканище».

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»);

М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»;

А. Введенский «Мышка»;

А. Плещеев «Сельская песня»;

Г. Сапгир «Кошка».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»;

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»;

В. Бианки «Лис и мышонок»;

Г. Балл. «Желтячок»;

Н. Павлова. «Земляночка».

Произведения поэтов и писателей разных стран:

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.;

П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Привлечь ребёнка к книжке, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению   книг – главная задача взрослых.

Помните, что таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как и какие книжки читать детям раннего возраста».

В данной статье я расскажу о значении книг в жизни детей раннего возраста...

«Как и что читать детям раннего возраста»

Как и что читать детям раннего возрастаХудожественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший источник развития выразитель...

Консультация для родителей Читаем детям. Ранний возраст.

Консультация для родителей детей 2-3 лет об организации процесса чтения....

Консультация для родителей «Читаем детям. Ранний возраст»

Чтение книг маленькому ребенку, прежде всего, объединяет семью, сближает родителей и детей, дает первичные представления о добре и зле, приносит радость ребенку. Роль книги в воспитании и развити...

Консультация для родителей "Что и как читать детям раннего возраста"

Консультация для родителей "Что и как читать детям раннего возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Читаем детям. Ранний возраст»

laquo;Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» — В. А. Сухомлинский...