Развитие выразительности речи, творческих способностей детей речевой группы
статья

Анастасия Валерьевна Бартосик

Рекоммендации для родителей по совершенствованию выразительности речи и творческих способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlyaroditelei20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад №16 компенсирующего вида                                                        Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                           

Консультация для родителей

Тема: «Развитие выразительности речи, творческих способностей детей речевой группы»

                                                             Составитель: воспитатель

Бартосик Анастасия Валерьевна

Санкт-Петербург

2022 год 


Язык является одним из главных проводников для ребенка в окружающий мир.

Полноценное развитие — речи-это освоение, как содержательной, так образной и эмоциональной стороны языка. Таким образом, выразительность речи рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связано с проявлением индивидуальных характеристик человека. Задача взрослых- мотивировать детей на использование разнообразных средств выразительности речи. Именно это будет одной из главных предпосылок к полноценному интеллектуальному, речевому, литературному и художественному развитию.

Выразительность речи формируется в течение всего дошкольного периода. Она включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, позы) средства выразительности.

Овладение речью с первых лет жизни ребенка тесно связано с художественным словом; при этом важную роль играют особенности литературных произведений- ритмичное построение слов в стихах, наличие рифмы, образность языка.

Уже с начала младшего дошкольного возраста рекомендуется формировать у детей навык произносить художественные тексты внятно, договаривать слова до конца, не искажая трудных для произношения звуков. Так как в раннем возрасте дети наиболее тонко улавливают интонации взрослых и успешно их копируют, то перед разучиванием художественного текста, будет целесообразно самому взрослому несколько раз проговорить его для ребенка.  Приобретаемые навыки, когда они становятся устойчивыми, положительно влияют на развитую речь.

Важно развивать у детей умение управлять своим голосом. Этому помогут разнообразные «дыхательно-речевые» зарядки.

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:

  • при вдохе плечи не должны подниматься;
  • вдох делают через нос;
  • щеки не должны надуваться,
  • на первых занятиях их можно придерживать руками;
  • выдох должен быть плавным и длительным1

Примеры дыхательных упражнений для детей 5-7 лет:

  • Упражнение 1. «Хомячок». Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух. Упражнение 2. «Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
  • Упражнение 3. «Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр». Упражнение
  • 4. «Курочка». Малыш садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз1

Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы поделиться своими эмоциями, облекая их в словесную форму. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед слушателями. Большую роль в этом играет разнообразная театрализованная деятельность. Драматизация произведений формирует опыт в социальных навыках поведения, так как каждый художественный текст имеет нравственную направленность.

 В результате ребенок познает мир через сказку и раскрывается с помощью поступков любимых героев. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого- либо персонажа. Задача взрослого создавать определенные условия для развития творческой активности у детей:

  • поощрять исполнительское творчество
  • развивать способность свободно и раскрепощенно держать себя при выступлении
  • побуждать к импровизации посредством мимики, выразительности интонации и движений
  • совместно с ребенком обыгрывать только что прочитанную сказку, вместе разучивать стихи и т.п.

В свободной досуговой деятельности взрослый может организовать просмотр детских спектаклей, как в записи, так и в живую. Затем следует побеседовать о том, что больше всего понравилось или не понравилось ребенку. Главное, поощрять детское желание выразить свое эмоциональное восприятие о героях, сюжете сказке, о ее смысле. Большую роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. Чтобы детям было легче запомнить содержание художественного произведения стоит включить как можно больше наглядного материала. Можно использовать моделирование сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям быстрее составлять план пересказа. В 6-7 лет можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети. Такие схемы, сделанные детьми или с помощью взрослого, можно использовать еще и для автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.

Стоит отметить, что описательный рассказ из личного опыта ребенка является хорошим способом развития творческих способностей. Темы могут быть самые разнообразные: экскурсии, прогулки выходного дня, праздники, случаи из жизни. Главное, постоянно направлять ребенка на то, чтобы он делился с вами своими переживаниями. Описывая свои впечатления, ребенок осознает, что обо всем модно рассказывать живо и интересно. Занимательные рассказы могут получиться при составлении писем героям сказок, друзьям во время болезни, родственникам из других городов и т.д., дети могут сами записывать рассказы с помощью схем-иллюстраций.

Для развития выразительности речи и творческих способностей детей необходимо использовать больше пословиц, вместе с этим обсуждая их значение, чистоговорок, считалок и загадок.

Для детей с речевыми патологиями важно обращение большого внимания на развитие мелкой моторики рук. Отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельности головного мозга в целом. Разнообразные «Пальчиковые игры»2 дают возможность сочетать развивать мелкую моторику с речевыми заданиями.

Самое главное для ребенка-это ваше внимание и ваше общение. Находите каждый день немного времени для того, чтобы почитать вместе с ним, рассмотреть и обсудить иллюстрации, разыграть небольшую сценку или просто дать ему возможность поделиться своими мыслями о ярких событиях дня. Все это способствует развитию всех компонентов речи, формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза, развитию познавательных процессов, развитию творческих способностей детей.



Источники:

  1.  http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/dykhatelnye-uprazhneniya-dlya-detej.php
  2. https://ihappymama.ru/27-palchikovyh-igr-dlya-malyshej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: « Развитие познавательных и творческих способностей детей логопедических групп при ознакомлении с окружающим миром».

« Развитие речи и совершенствование познавательных и творческих способностей детей при ознакомлении с окружающим миром»....

Совместная деятельность по теме: «Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста» «Лиса и заяц» (младшая речевая группа)

Конспект совместной деятельности в младшей речевой группе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов....

"Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста"

Многочисленные исследования последних лет констатируют рост патологий речи у детей. При этом специалистов настораживает комплексный характер этой тенденции, заключающейся в одновременном нарушении реч...

Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста

  Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:• образное мышление...

Консультация для родителей. Тема: "Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей". Старшая группа.

Консультация для родителей по теме: "Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей" была подготовлена в рамках кружка оригами "Волшебный квадратик" и раб...

Презентация «Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»

Современный мир сложен, отрицательный информационный поток порой зашкаливает, и дети вынуждены адаптироваться в этом мире. В этих условиях крайне важно дать ребенку некий инструментарий для того, чтоб...

Доклад к презентации «Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»

Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающ...