Главные вкладки

    Статья: « Развитие познавательных и творческих способностей детей логопедических групп при ознакомлении с окружающим миром».
    статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Дуплева Татьяна Михайловна

     

    « Развитие речи и совершенствование познавательных и творческих способностей детей при ознакомлении с окружающим миром».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx23.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие речи и совершенствование познавательных и творческих способностей детей при ознакомлении с окружающим миром.

    Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: « Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение». Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общении, которое устанавливается между взрослым и ребенком на самых ранних этапах. В установлении этого общения большая роль принадлежит зрению, слуху, осязанию младенца, которые быстро совершенствуются.

    Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать. Объяснять, доказывать, рассуждать. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа окружает ребенка с ранних лет. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи - развитие мышления и речи идет как единый процесс. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

    Основной целью занятий является воспитание у детей чувства любви к своей Родине, приобщение к прошлому и настоящему национальной культуры, развитие общих познавательных и творческих способностей (наблюдение, описание, умение строить предположения и предлагать способы их проверки). Решаются задачи устойчивого интереса детей к объектам и явлениям окружающего мира, социальной действительности. Решаются задачи развития устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям; воспитывается желание наблюдать за поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Детей знакомят с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде;  формируют элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; воспитывают бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными.  Во всех группах дошкольного учреждения важно использовать задачный принцип программно-целевого планирования, позволяющий интегрировать содержания образования на основе задач развития детей. Сначала ставятся определенные задачи развития ребенка, а затем разрабатываются формы организации образовательного процесса (берутся определенные темы, конкретизируются цели каждого занятия, продумывается организация развивающей среды). Система интегрирования содержания образования усиливает его системность, уплотненность и повышает развивающий эффект при уменьшении нагрузки на детей. [6][7]

    Для формирования навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают. Что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Детям предлагаются разнообразные и многочисленные игры и упражнения с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков, в которые входят элементы массажа; с прищепками, с  носовым детским платочком, со шнурками, с эспандерами, со стопором, с пробками, с четками, с бусами, с счетными палочками, с пуговицами, со спичками, с пульками, с горохом или фасолью, с мячом – ежиком, без предметов. Стихи, сопровождающие упражнения,- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.  Игры целесообразно распределить по следующим разделам:

    - Игры и упражнения, направленные на развитие общей моторики.

    - Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

    - Игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

    -Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

    - Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.[1][4][8]

    В воспитательно-образовательном процессе в работе с детьми очень важно использовать экологические сказки. Экологические сказки может быть прекрасным дополнением к имеющимся методикам по развитию речи и по ознакомлению с природой. Сказки помогают совершенствовать познавательные и творческие способности детей при ознакомлении с окружающим миром. Принимая активные участия в сочинении сказок, дети учатся находить противоречия, ищут способы их разрешения, используют полученные ранее знания в новой ситуации, закрепляют умение классифицировать объекты природного мира, осознать существующие закономерности. Это титанический труд для ребенка, но он приводит к формированию таких качеств, как самостоятельность, изобретательность, умение нестандартно мыслить, терпимость к мнению других, коммуникативность, уверенность в своих силах. Экологическая сказка построена по принципу от простого к сложному.  На первом этапе следует использовать литературный материал. Подбираются произведения, где легко выделяются противоречия. Используя методы разрешения противоречий, дети придумывают различные варианты конца сказок. Вовлекаясь в творческую деятельность, достигая успеха, ребенок испытывает чувство удовлетворения, верит в свои силы. Следующий этап – это сочинение сказок, содержащих экологическую тематику. Здесь воспитатель побуждает ребенка использовать имеющиеся  знания, показывает варианты решения возникающих проблем. Третий этап- это сочинение сказок детьми, самостоятельная творческая деятельность. Дети выбирают героев, антигероев, выделяют конфликт(противоречие), ищут способы их разрешения. Погружаясь в мир сказок, ребенок верит в происходящие события и переживает их, принимает участие в борьбе со злом, осознает, что человек частица природы и от его усилий зависит, каким будет окружающий нас мир.[5]

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди -взросление и самостоятельная жизнь. Очень важно помочь детям войти в реальный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками.

    Список литературы

    1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.
    2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками/ 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224 с.
    3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.
    4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки Логопеда»).
    5.  Павленко Л.Ф. Экологическая сказка: Методическое пособие. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. – 68 с.
    6. Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
    7. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 160 с.
    8. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО

    В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;— рaз...

    « Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»

    1.Актуальность исследования. Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного р...

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

    Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей.     Познавательная активность при правильной педагогической организац...

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО

    В статье представлен теоритеческий материал по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников, проявлениях познавательной активности у детей, уровнях, принципах и педагогиче...

    Развитие познавательной активности детей дошкольного среднего возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

    Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. в статье описывается развитие познавательной активнсти детей средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с...

    Досуг как средство развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром На тему: «Прощай, Зимушка – зима»

    Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, презентация «Зима», рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические  игры...