Консультация для родителей. Знакомство с содержанием программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании.
консультация (младшая группа)

Петрова Ирина Леонидовна

Знакомство с содержанием программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании.

 

        Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию русского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

        Программа «Социокультурные истоки стала для дошкольных учреждений глубоким целостным образовательным проектом, через призму которого педагогический коллектив выстраивает свою деятельность по духовно – нравственному и нравственно – патриотическому воспитанию.

         В основу содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования положена система категорий и ценностей, представленных в действующей программе по учебному курсу «Истоки» для начальной школы (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин). Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в ИСТОКАХ выстроена на основе системы активных форм обучения и воспитания.

         Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

        «ИСТОКИ» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитана на 4 года развития детей от 3 до 7 лет.

        По курсу пропедевтики «ИСТОКИ» разработан следующий инструментарий;

  • Программа для дошкольного образования
  • Планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет
  • Комментарии и пояснительная записка к программе
  • Методическое пособие «Активные формы обучения»
  • Система активных занятий с родителями и методические рекомендации к их использованию
  • Комплект книг для развитию детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет
  • Методические рекомендации к книгам для развития.

Отбор духовно – нравственных и социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников. Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования основывается на культурно – исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира ребенком – дошкольником.

        Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре, традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком – дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

        «Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, (…) прежде всего больше любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится» (В.В. Зеньковский). Поэтому и духовно – нравственное развитие наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт.

        Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования предусматривает освоение детьми и их родителями той же системы ценностей, что и программа для начальной школы. Но в дошкольном образовании следует отметить существенную особенность ее освоения.

Рассмотрим, какие ценности составляют предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании.

Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Дошедший до нас фольклор нашего народа является хранителем отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Значительную часть программы «Истоки» составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно – нравственного воспитания и становления старших дошкольников. Путь духовного становления – это сугубо личностный путь каждого человека. Наша задача – пробудить интерес детей к познанию истины. К.Д. Ушинский говорил: «Небесные семена веры чудесным образом проникают в душу детей, вера врождена человеку. Это важно для педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека».

Нравственные ценности, такие, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, раскрывают для ребенка – дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.

Еще одна группа – ценности деятельности человека. Дети 3-7 лет начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит», «Доброму делу Бог помогает».

Следующая группа – социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно – нравственные основы личности.

Дошкольники начинают постигать в «Истоках» ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России: родные просторы (поле и нива), сказочный лес, братья наши меньшие, горы и реки, моря-океаны, деревни и города. В «Истоках» окружающий мир перестает быть просто набором предметов и объектов. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.

Эффективным средством формирования системы духовно – нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3-7 лет. Комплект книг для развития соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста. Книги для развития представляют принципиально новый вид образовательного инструментария. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к итоговым занятиям по программе.

Основная цель книг этого комплекта – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и общения в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Основные ценности, на которые направлены книги для развития, и программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании, - научить детей понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека.

Совсем не случайно программа для младших дошкольников начинается с постижения детьми и родителями доброго слова, доброго мира и доброй книги. Именно так названы и книги для развития детей 3-4 лет.

Осваивая данные книги для развития и участвуя в активных занятиях, дети выходят на первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга. У них развивается способность видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение; также у детей формируются коммуникативные умения (умение слышать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

Осваивая первую книгу для развития «Доброе слово» и участвуя в активных занятиях«Любимое имя», «Доброе слово», Колыбельная песня», «Праздничная песня», взрослые подводят детей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека.

Через занятие «Любимое имя» дети прикасаются к отечественной традиции имянаречения, осознают духовный смысл имени человека. «Меня назвали в честь старенького дедушки. Его все любят и слушаются в нашей семье», «А меня бабушка назвала. Как в календаре было написано, так и назвала», - говорят малыши.

Читая книгу «Доброе слово», участвуя в одноименном активном занятии, дети учатся произносить добрые слова по отношению к близким людям, понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства.

Воплощение материнской любви, нежности и заботы дети чувствуют в ласковой колыбельной песне, сами заучивают большое количество колыбельных и исполняют их на занятии«Колыбельная песня».

Семейное единение в празднике дети испытывают в процессе постижения Рождественской песни. «Осваивая родное доброе слово, ребенок осваивает духовный опыт предшествующих поколений» - отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Слово, песня, чувства связаны с восприятием образа. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. в процессе освоения книги «Добрый мир» у детей происходит объединение этих двух образов и понимание того, что «При солнышке – тепло, при матушке – добро».

Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет «Добрая книга». Добрая книга – это бесценный дар, она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку самому стать добрым, благородным, внимательным.

Данная книга знакомит детей с удивительным миром человеческих чувств, отношений, побуждений, поступков, питает душу и сердце ребенка.

Дети 4-5 лет осваивают социокультурные категории «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души».

В этом возрасте дети выходят на первоначальное прочувствованное восприятие ближайшей социокультурной среде и деятельности в ней человека, у них развивается способность следовать нравственным нормам и правилам, способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям, продолжается развитие навыков познавательного и личностного общения.

Для детей средней группы подготовлены книги для развития «Дружная семья», «В добрый путь», Добрая забота», «Благодарное слово».

Тема семьи проходит красной нитью в течение всего второго года обучения. В 4-5 лет у детей начинает выстраиваться целостный образ Семьи.

Через освоение первой книги для развития детей 4-5 лет и участие в занятиях «Дружная семья» и «Домашнее тепло» дети узнают об устройстве традиционной православной семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Благодаря этому они выходят на понимание вечных семейных ценностей.

Осваивая категорию «Родные просторы» (через чтение книги «В добрый путь» и участие в активных занятиях «Дороги добра» и «Сказочный лес»), дошкольники подводятся к пониманию ценностей родного дома и родной природы. Родной дом для ребенка – начало всех добрых дорог, а родная природа – живая, ребенок чувствует себя ее частью. Способность ребенка чувствовать мир как живое целое, его особенное отношение к братьям меньшим, обусловило включение в программу для детей 4-5 лет категории «Труд земной» и таких тем, как «Добрая забота» и «Праведный труд».

В разделе «Труд души» представлены такие темы занятий, как «Любимая сказка», «Благородное слово», и «Светлый праздник».

 На занятии «Любимая сказка» дети рассказывают, чему научили их русские народные сказки. «Теремок» учит нас дружно трудиться, сказка «Репка» - помогать друг другу, а «Гуси-лебеди» - слушаться папу и маму.

В процессе работы над темой «Благородное слово» дети приобретают возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющиеся у них добрые чувства.

Программа для детей 4-5 лет заканчивается светлым праздником Святой Троицы.

Основными воспитательными целями программы для 5-6 летних детей является первоначальное прочувствованное восприятие ими ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки.

Для детей старшей группы подготовлены книги для развития «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

Через освоение первой книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки героических подвигов воинов-богатырей. Чтение и размышление над былинами, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники Отечества» выводят детей на понимание того, что «Где вера – там и сила, а где неверие – там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность отечественной духовной культуры. После двухмесячного проживания детьми темы былинных богатырей у мальчиков активизируются сюжетно-ролевые игры и конструктивно-строительные игры, отражающие героические подвиги богатырей.

К традиции послушания обращена вторая книга для 5-6 летних детей «Радость послушания» и одноименное итоговое занятие. В результате совместной со взрослыми работы по освоению этой книги дети выходят на постижение истины: «Родителей нужно слушаться не только по тому, что они умнее, опытнее и лучше знают жизнь, а просто потому что дети своих родителей».

Книга «Светлая Надежда» подводит детей к вере в чудо, которое несет светлый праздник Рождества Христова.

Через занятия «Добрые друзья» и «Добрые дела» для детей более глубоко раскрывается понимание добра. В отечественной традиции добро – это составная счастья, радости и любви к другим людям.

«Мудрое слово» дает дошкольникам возможность осознавать, что мудрое слово сохраняется в пословицах, поговорках, народной поэзии, песнях и былинах.

В процессе освоения темы «Мудрые люди» дети рассказывают, что самыми мудрыми в их семьях являются «старенькие» бабушки и дедушки.

6-7 летние дети знакомятся с истоками отечественных традиций (традиции слова, традиции образа, традиции дела, традиции праздника); в ходе активных занятий у детей продолжается развитие умений и навыков познавательного и личностного общения.

Для детей 6-7 лет подготовлены книги для развития: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

Через книги «Сказочное слово» и «Напутственное слово» происходит дальнейшее присоединение детей к исторической памяти, к ценности сказочного слова и слова напутствия, родительского благословения.

На постижение образа Преподобного Сергия Радонежского, молитвенника за землю Русскую, чудотворца выводит книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ», подготовленную на основе житийной литературы, участвуя в активном занятии «Светлый образ», дети на доступном уровне постигают духовно-нравственные ценности.

С традициями дела и истоками мастерства детей знакомит книга для развития «Мастера и рукодельницы».

Книга раскрывает для детей социокультурную традицию выбора жизненного пути. Это очень важно на этапе 6-7 лет, поскольку в данный период у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии.

Книга «Семейные традиции» содержит лучшие образы поэтического слова Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского, К.М. Фофанова, сказ П.П. Бажова «Живинка в деле», сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Итогом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования является праздник «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!» таким образом прокладывается «мостик» к изучению «Азбуки Истоков» в 1 классе начальной школы.

Программа «Социокультурные истоки» постепенно развивает в детях; эмоционально-чувственную сферу, образное мышление; навыки эффективного общения; основные психические функции; мотивацию совершать добрые дела; управленческие способности; качества, необходимые ребенку для успешного обучения в школе, - инициативность, самостоятельность, любознательность, умение слушать педагога и действовать по инструкции, делать правильный выбор и в практической жизни применять социокультурный опыт.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”.
В.А. Сухомлинский


Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть интереснее игры?
Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут.
2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:
• Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!
• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.
• Сборные матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.
• Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, что встретили на улице белку, которая передала для малыша грецкий орех или шишку. Предложите ребенку положить предмет между ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.

• Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.
Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
• Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.
К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
• Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.
• Золушка. Данная игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку выложить крупой какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).

Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!

3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).

4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок», «Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).

«Замок»
Т.А.Ткаченко

На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.
И открыли. Расцепить пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны.
Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

"Знакомство с содержанием программы "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании"

В данном материале представлено содержание программы "Социокультурные истоки"...

"Знакомство с содержанием программы "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании"

Содержание программы "Социокультурные истоки" для дошкольной ступени...

Сертификат "«Системное развитие программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании» "

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность чел...

Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании

Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании...

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования

Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а...