Развитие самостоятельности у детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдукадырова Елена Владимировна
Самостоятельность ребенка зависит от степени доверия ему родителей, и вот где вы можете помочь ребёнку. Советы психолога о том, как помочь родителям развивать самостоятельность у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие самостоятельности. Кризис трех лет

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Возраст трехлетнего малыша можно условно назвать «Я сам».

Упрямство, протесты, истерики и своеволие – частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное “хочу” и готовы отстаивать его перед взрослыми.

Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода – кризис трех лет. У малышей он может проявляться по-разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» – убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме: «Нет» и «Не хочу».

Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе?

В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

Помогите ребенку справиться с кризисом. Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность: «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет – очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь.

Как научить ребенка быть самостоятельным?

  • Сделайте его ответственным за все, что он делает

Вашему ребенку не нужно управляться с финансами или принимать важные решения. А самостоятельность ребенка зависит от степени доверия ему родителей, и вот где вы можете помочь ребёнку. Если вы планируете пикник и хотите, чтобы ребенок помог вам с ним, просто дайте ему простые задания, которые он в состоянии выполнить сам без вашей помощи, например, составить список необходимых вещей или собрать свою собственную сумку, когда едите в небольшое путешествие.

  • Избегайте излишней опеки

Многие родители смущают детей навязчивыми советами и постоянно вмешиваются в дела ребенка, особенно, если он что-то делает неправильно или слишком долго, по мнению родителей. Когда ребенок еще слишком мал, родители должны помогать ему, давать советы и направлять его. По мере взросления, позвольте ребенку обращаться к вам только тогда, когда ему нужна помощь, не вмешивайтесь тогда, когда вас об этом не просят.

  • Иногда позволяйте ему принимать свои собственные решения

Вы можете хотеть, чтобы ваш ребенок сделал домашнее задания до того, как начнет играть. Но он может предпочесть поиграть сначала и только потом сесть за домашние задания. Дайте ребенку немного свободы в таких незначительных действиях, как выбор одежды, перекуса или последовательности своих действий. И если он пообещал, что поиграет час, а потом сделает задания и выполнил все то, что обещал, вам не о чем беспокоиться.

  • Проявляйте эмпатию к нему

Ваш ребенок только учиться быть самостоятельным, и это нелегко. Не стоит ругать или наказывать, даже если он не справился с тем заданием, которое совсем простое. Вам достаточно просто быть рядом без всяких осуждений, чтобы поддерживать и помогать, если он просит о помощи. Не придавайте огромного значения неудачам

Дети будут терпеть неудачи. Они будут ошибаться. И они могут даже вспоминайте снова ошибаться или проваливаться, несмотря на ваши предупреждения. Не стоит акцентировать внимание на неудачах. Дайте вашему ребенку знать, что он мог бы сделать лучше, но не об его провале, потому что акцент на неудаче может серьезно пошатнуть его самооценку.

  • Научите решать проблемы самостоятельно

Не важно, школьные ли это проблемы или проблемы с друзьями, братьями, сестрами, пусть ваш ребенок знает, что есть определенные проблемы, которые только он может решить. Помогайте ему, давайте советы, если он просит вас об этом.

  • Установите распорядок дня

Ребенку тяжело принимать решения, если все вокруг него происходит спонтанно. Наладьте его режим дня, чтобы ребенок знал, что он должен делать в определенный день и в определенное время, и тогда со временем ребенок сможет делать это самостоятельно, без вашего руководства.

  • Расскажите ему, что в мире не все однозначно

Многие дети склонны рассматривать мир только в черно-белом цвете. Но расскажите ребенку, что в мире не все однозначно, что есть еще серый цвет – компромиссы, приоритеты. Такие знания помогут ему делать лучший выбор, принимать самое выгодное решение, а также расставить свои собственные приоритеты.

  • Не забудьте про похвалу

Когда ваш ребенок сделал самостоятельно, без напоминаний, то, что обещал сделать, обязательно скажите ему, что вы очень гордитесь им. Позитивная отдача – самое главное в формировании личности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.

Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности....

Развитие самостоятельности у детей через трудовое воспитание.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детейнавыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личныхповседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор...

буклет по развитию самостоятельной деятельности детей

буклет по развитию самостоятельной деятельности детей...

Развитие самостоятельности у детей в самообслуживании

Рекомендации по развитию самостоятельности ребенка в самообслуживании....

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды

Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной  деятельности детей приобретает особое значение в связи с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта...

Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.

В статье говорится о развитии самостоятельности у маленьких детей....