Развитие самостоятельности у детей через трудовое воспитание.
статья (старшая группа) по теме

Ващенко Ирина Владимировна

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей

навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных

повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор-

мируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отноще-

ние к вещам, культура поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

      РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ

                         ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                           

     Из опыта работы воспитателя Ващенко Ирины Владимировны

                                                                       Человек, который прививает

                                                                        своим детям навыки трудолюбия,

                                                                        обеспечивает их лучше, чем если

                                                                        бы  он  оставил  им наследство.

                                                                                                            Уэтли

                 

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей

навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных

повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор-

мируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отноще-

ние к вещам, культура поведения. Воспитание навыков самообслуживания

у маленьких детей- это длительный процесс, требующий от воспитателя

знания малышей и большого терпения. Известно, что при хорошем педаго-

гическом руководстве, ребёнок трёх лет может многое сделать самостоя-

тельно. Поэтому эту работу мы начали с первых дней учебного года; с вы-

яснений умений воспитанников. Дети, пришедшие с ясельной группы, сами

надевали колготы, рубашки, рейтузы. Четверо из них самостоятельно застё-

гивали пуговицы, оказывали помощь товарищам. Однако, они не знали, в ка-

кой последовательности одеваться и раздеваться.  У детей, пришедших из дома, отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания,

но и желание что- либо делать самостоятельно. Из бесед с родителями, мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, всё за них делают сами.Поэтому

стремление детей к самостоятельности было утрачено.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение

имеют условия. И здесь важно всё: удобное оборудование,одежда и обувь

детей. Проследили, чтобы в кабинках для одежды было по два крючка, чтобы

полочки для обуви были закреплены. По нашей просьбе, родители пришили

вешалки к курткам, сделали мешочки для физкультурной формы и чешек.

пришили варежки на резинки. Договорились, чтобы петли для застёгивания

были удобными , рукава легко закатывались. В умывальной комнате

проследили, чтобы раковины все работали,чтобы на каждой лежало мыло небольшого размера, был свободный доступ к полотенцам.

Создали условия, обеспечивающие формирование у детей самостоятельно и

аккуратно есть.Приобрели красивые салфетки и посуду. Компот, чай, кофе подавали в чашке с блюдцем. Хлебницу и салфетницу ставили так, чтобы дети могли достать хлеб и салфетку. Одновременно, с создание необходимых условий,мы обучали детей правилам поведения за столом, в умывальной комнате,в раздевалке.

С первых же дней пребывания детей в детском саду, мы начали работать с родителями, старались понять отношение их к трудовому воспитанию малышей. Выяснилось, что шестьдесят процентов  родителей, не придают значения воспитанию самостоятельности у детей, считая их слишком маленькими, стараются всё сделать за них сами. Другие, проявляя нетерпение, делают за ребёнка то, что он может делать сам. Объясняя это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают и медлительность детей их раздражает. Понимая, что достичь успеха, мы можем только при поддерж-

ке родителей, мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы;

во время которых объясняли родителям, что семья- первая ячейка общества,

где формируется характер ребёнка , его нравственные качества, моральные

представления , привычки, необходимые навыки. В конце сентября провели

родительское собрание на тему «Я сам», на котором рассказали, какими

умениями  и навыками должны овладеть дети четвёртого года жизни, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания. Приглашали некоторых родителей в группу, где они наблюдали за деятельностью детей по самообслуживанию, наглядно убеждались в том. что ребёнок, умеющий себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.

 При формировании любого навыка, надо обучать детей определённым действиям. Без этого формирование навыков немыслимо. Младших детей необходимо учить застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение при этом мы придаём многократным упражнениям ребёнка в выполнении этих действий. Мы изготовили несколько красочных пособий,  на которых дети учились шнуровке и застёгиванию.  Основная  деятельность маленьких детей – игра. Мы старались её организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала, в присутствии детей, сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застёгивания и расстёгивания одежды, сопровождая их пояснениями. Затем, в совместной с ребёнком игре, предлагали ему выполнить то или иное действие: «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку».

В уголок ряжения  мы поместили предметы, использование которых

заставляло детей упражняться в завязывании, застёгивании (воротнички,

переднички, пояса и т.п.) Дети с удовольствием наряжались и рассматривали

себя в зеркале, сравнивали себя с другими ребятами. Приобрели игры и

пособия: «Зашнуруй сапожок», «Рыбки в аквариуме», «Солнышко и тучка»

«Прикрепи музыкальные инструменты», «Пуговицы и петельки»

Использовали  потешки: «Знаем, знаем, да, да, да, где тут прячется вода.

                                            Выходи водица, мы пришли умыться».

«Руки надо чисто мыть,      «Кирпичик розовый ,душистый

 Рукава нельзя мочить».        Потрёшь его и сразу чистый».    и другие.                                

           В результате проделанной работы, наши дети научились одеваться в

определённой последовательности, аккуратно есть,пользуясь столовыми

приборами, чисто мыть руки, закатывая при этом рукава. Они стали более

самостоятельными, более независымыми от взрослого. Приобретённые

умения и навыки помогли детям в освоении дальнейших трудовых

процессов. Стали ступенькой к освоению более сложных видов труда.

           В средней группе, мы продолжили работу по развитию самостоятельности у детей  через трудовое воспитание. Большое внимание мы уделили   освоению детьми  хозяйсвенно-бытового труда. Это второй вид

труда, который дети должны  освоить в детском саду. Содержанием этого

вида труда является уборка помещения и участка, мытьё игрушек и посуды,

стирка кукольного белья.   Если труд по самообслуживанию направлен на        развитие самостоятельности у детей,то хозяйственно-бытовой труд имеет

 общественную направленность. Дети учатся создавать и содержать в порядке окружающую среду. В процессе этого труда, дети учатся помогать

взрослым, доводить начатое дело до конца. Дети нашей группы, с удовольствием помогали няне протирать пыль с игровых полок,  застилать кровати, даже подметали бумагу и мусор. Мы приобрели тазики и тряпочки на каждого ребёнка, в которых дети с удовольствием мыли игрушки, стирали кукольное бельё. В конце учебного года, дети показали свои умения на занятии «Вымоем чайную посуду для Мишки». Продолжали развивать у детей самостоятельность на прогулках.  Дети с увлечением сметали снег на веранде, расчищали дорожки от снега, убирали осенние листья,убирали камни на участке А когда привезли песок, дети помогали родителям носить песок ведёрками. В процессе такого труда у детей формируется умение сосредотачивать внимание на одном занятии, доводить дело до конца, с помощью взрослого. Очень важны положительная оценка, похвала.  

Постепенно дети приобретают самостоятельность в этом виде труда.

Использовали методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда

и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку,чтобы вода не лилась за рукава и т.п.)

Важно формировать у дошкольников  представление о значении хозяйственно- бытового труда для всех лично и для каждого. Именно этот

труд даёт возможность показать ребёнку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живёт и не будет мусорить на пол и не

станет писать на стенах.

Я хотела бы закончить своё выступление словами, которыё  говорила на родительском собрании:

«Вы желаете, чтобы ваш ребёнок был чутким товарищем и верным другом- создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.

«Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастливым человеком-научите его разным видам деятельности, научите его трудолюбию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной. В настоящее время престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается...

Самостоятельность детей в трудовом воспитании

Самостоятельность в труде проявляется в умении ребенка наблюдать за трудом взрослых. Эго одна из важных задач дошкольного учреждения....

«Развитие личностных качеств через трудовое воспитание»

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкол...

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....

Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность

Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность....

Консультация для педагогов 2022-Развитие патриотизма у детей 3–5 лет через трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – это мощное средство развития нравственно – волевых качеств....

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального районаБижбулякский район Республики Башкортостан    Опыт ра...