Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Скворцова Лариса Викторовна

Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_s_prezentatsiey_initsiativa_skvortsova_l.v.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Журавушка»

Выступление на семинаре для педагогов:

«Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность»

Воспитатель:

Скворцова Лариса Викторовна

Черногорск 2020

Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность

          В своем выступлении я хотела бы остановиться на 3ей сфере: инициатива как целеполагание и волевое усилие, которая предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной и трудовой  деятельности, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала.

Особое внимание хочется уделить трудовой деятельности, так как в ней заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, самостоятельности, инициативы в достижении результата.

Рассмотрим способы поддержки детской инициативы в трудовой деятельности, которые  складываются СЛАЙД из 3х составляющих: создание условий, позиция педагога и организация процесса.

При организации трудовой деятельности детей важную роль играет : СЛАЙД

  • Разнообразное, яркое оборудование для труда.
  • Разнообразный дидактический и наглядный материал
  • Дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр
  • Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства,  диафильмы, видеофильмы.

Например- - СЛАЙДЫ 3 шт

Позиция педагога – СЛАЙД

Педагог при организации труда:

  1. Способствует стремлению ребенка участвовать в жизни взрослых.
  2.  Формирует технические умения и навыки.
  3. Дает понятие общественной значимости труда, важности для других людей.
  4. Формирует  умения планировать и согласовывать действия.
  5. Помогает усвоить правила, которые помогут  организовать работу.
  6. Поощряет в процессе и по результатам труда.
  7. Предоставляет ребенку самостоятельность в удовлетворении потребностей с использованием средств и предметов труда.
  8. Организовывает труд так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.
  9. Сотрудничает с семьями воспитанников по данному вопросу.

Организация трудовой деятельности: СЛАЙД

При организации трудового воспитания, учитывать возрастные особенности. Чем младше ребёнок, тем быстрее труд превращается в игру. Это происходит  когда поручение непосильно для ребёнка, ребёнок не понимает, что от него требуют, не знает, как нужно выполнять, взрослый не контролирует деятельность ребёнка. Например, в 3-4 года дети отказываются убирать игрушки, т.к. хорошо не понимают, что от них требуется. Поэтому в работе с малышами необходимо пояснение: сначала конкретно: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке»; затем более обобщённо: «Тебе не кажется, что игрушки уже хотят на свои места?».

Старшие дошкольники  уже осознают различия:  игры - для удовольствия; в трудовой же деятельности уже могут выделять орудия труда, выполняют ряд трудовых операций, указывают объективную цель труда. Например, «чтобы в группе было чисто, порядок нужно навести», осознают полезную направленность труда, считают, что это важная работа.

На протяжении дошкольного возраста идёт усложнение трудовых навыков и умений.

Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника  СЛАЙД

1. Совместный со взрослыми труд (наиболее распространен в раннем и младшем дошкольном возрасте). Взрослый учит трудовым умениям, контролирует процесс, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

2. Поручение – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям. Поручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе.

К аудитории: -Чем поручение отличается от обязанности?

3. Обязанность возникает тогда, если ребенок понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание определяет взрослый, затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Это возможно лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

4. Совместный труд со сверстниками. Высокий уровень организации совместного труда достигается, если он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все считаются (обращаются с вопросами, подчиняются требованиям, служит посредником между детьми и взрослыми, когда требуется вмешательство педагога.

5. Труд по собственной инициативе – как проявление наиболее высокого уровня самостоятельности. Ребенок не только сам организует труд, но замечает, когда необходимо потрудиться. В старшем возрасте я использую такое пособие самоорганизации «Деловые хлопоты», где используются бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «директор гаража», «автослесарь», «библиотекарь», «эколог», «организатор», «исследователь», «строитель», «конструктор», «архитектор», «кукловод», Директор магазина, главный врач, лучший повар, «художник» и др. Они позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность

Выделяют следующие виды труда дошкольников (СЛАЙД):

  1. Труд по самообслуживанию . 2. Бытовой труд. 3. Труд в природе 4. Ручной труд – требует сложных действий . на характеристиках останавливаться не будем.  По схеме видно, что виды труда усложняются в зависимости от возраста.

ДЕТИ  ТРУДЯТСЯ -ФОТО НА СЛАЙДЕ: на  слайде вы видите, как трудятся ребята.

Предлагаю разобрать несколько ситуаций  в микрогруппах, вам поможет схема условия организации - СЛАЙД:

1. Учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих детей, когда даёте ребёнку трудовое поручение.

Ситуация: Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю! » Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

2. Все трудовые поручения следует давать, объяснив, что, за чем и почему делается. Показать образец правильного выполнения поручения, несколько раз совместно выполнить его. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.

Ситуация: Папа поручил Саше( 5, 5 лет) помыть свои ботинки от грязи. Но Саша никогда раньше этого не делал, об этом заботилась всегда мама. Саша подумал, зачем мыть ботинки, если они завтра снова испачкаются. Мальчик не стал мыть ботинки (тем более, что папа не поинтересовался, выполнил Саша поручение или нет, и побежал играть с новой машинкой.

Вопрос: Как вы думаете, кто в данной ситуации не прав?

3. Тактично оценивать результаты труда ребёнка.

Ситуация: Шестилетняя Маша бежит к маме и с радостью ей сообщает: «А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! » – девочка явно гордиться своим поступком. А мама в это время разговаривала с подругой по телефону и не обратила на девочку внимания. «Одевайся скорей, видишь, я разговариваю»- ответила мама раздраженно.

Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Доброе слово родителей - важная награда. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но, если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность.

4. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.

Ситуация: Мама потребовала от своего сына Саши, чтобы он немедленно сделал домашнее задание. Но Саша отказался. Рассерженная мама сердито сказала, что, если он будет плохо учиться, то в будущем он станет только дворником и из него не выйдет толка.

Вопрос: Как вы думаете, что в данной ситуации не правильно?

Мы, взрослые, должны прививать детям уважительное отношение к любому виду деятельности.

     Таким образом, по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленный на создание общественно полезного продукта. Труд – необходимое условие формирования нравственных качеств личности. В трудовой деятельности, как и в  продуктивной деятельности, существует своеобразное отношение между представлением и действием.  Продуктивная деятельность, как и трудовая,  требует усилий по преодолению «сопротивления» материала.

-Что означает «продуктивная деятельность»?(СЛАЙД)(Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста  это деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, аппликации, рисунка, лепной подделки и т. п), обладающего определенными заданными качествами

В соответствии с концепцией Л. С. Выготского схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.  При этом особая роль отводится воспитателю.

К аудитории: - Какую продуктивную деятельность мы называем самостоятельной?(она возникает по инициативе ребенка. Он свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы. 

Рассмотрим поддержку детской инициативы в продуктивной деятельность, так же через 3 составляющих.

  • Создание условий СЛАЙД
  1. Разнообразный дидактический материал: картины (предметные и сюжетные), серии картин, раскраски, детские рисунки
  2. Альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей
  3. Альбомы с репродукциями картин известных художников
  4. Подборка фотоиллюстраций с пейзажами и природными ландшафтами (детских фотографий в различном природном окружении

Я думаю, у вас  в группах создан «Центр творчества» и вы знаете, что должно в нем быть.

СЛАЙД -На слайде вы видите наш Центр творчества, он тоже удобно расположен, в светлом месте, оснащен всем необходимым материалом.Чтобы интерес детей к самостоятельному творчеству не угас я изготовила и разместила там «Волшебный сундучок» СЛАЙД, в котором появлялись разнообразные предметы (песок, крупы, штампики, мелки, бутылки и т. д) Дети с интересом используют материалы из сундучка как в организованной, так и в самостоятельной деятельности.

  • Позиция педагога СЛАЙД

Какую позицию должен занимать педагог при организации продуктивной деятельности:

  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка, помогать находить варианты исправления результата. 
  • поддерживать в детях чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой деятельности детей
  • создавать условия для экспериментирования д с различными изобразительными средствами
  • поддерживать в детях желание создавать оригинальные изображения, различные варианты художественного воплощения одной темы, образа
  • создавать условия для: А. самостоятельного выбора детьми изобразительных средств для воплощения своих замыслов;

Б. развития способности детей видеть в различных природных и бросовых материалах эстетические признаки, позволяющие использовать эти объекты для создания выразительных образов.

       Для формирования самостоятельности и инициативности, при организации  продуктивной деятельности мы используем приемы личностно – ориентированного взаимодействия. СЛАЙД

  • прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;
  • прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
  • прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
  • прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
  • прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
  • прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
  • прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;

  • Организация образовательного процесса
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
  • Мотивировать.
  • Применять различные виды организации деятельности.
  • Использовать нетрадиционные техники.
  • Использовать алгоритмы и схемы.
  • Использовать дидактические игры для развития сенсорных эталонов, связанных с цветом и   формой.
  • При развитии художественных способностей использовать симбиоз различных видов искусства (живопись, скульптуру, архитектуру, художественное слово, фольклор, музыку).
  • Мотивация. Если ребенок понимает, для чего он что-то делает, то его легче увлечь работой. Например, СЛАЙД 9 мая., мы с детьми планируем пойти на праздничный парад, но у нас нет георгиевских лент, что нам можно сделать? Есть мотив, есть продукт.
  • Вдохнавляют к творчеству детей коллективные работы СЛАЙД, когда из отдельных детских работ складывается общая и у каждого свой вклад в нее. СЛАЙДЫ (ДЕРЕВО, ВЫРЕЗЫВАНИЕ ИЗ БУМАГИ ПОДВОДНЫЙ МИР, ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА)
  • Нашим детям нравится такая форма организации деятельности как мастерская, где воспитатель  перестаёт быть педагогом, назидателем, лектором. Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели.  Мастер является  консультантом, помощником, который организует, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию. Мастерская предполагает организацию детей в малые группы). - свободное вхождение детей в процесс мастерской через привлечение к новой идее, подготовленным материалам и др. - предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы; - демократическое руководство работой детей, ограничение участия, практической деятельности мастера- педагога как авторитета на всех этапах мастерской; - безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской; - открытый временной конец (каждый ребенок работает в своем темпе); - атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна обеспечивать эмоциональный комфорт каждому ребенку. НАПРИМЕР СЛАЙД.
  • Чтобы обеспечить прово выбора метериалов и деятельности, я разработала «Карточки идей» . Их можно к любой ОО привязать, дети могут помочь изготовить.

  • Во время работы, я столкнулась с проблемой, - дети боятся рисовать, лепить и т.д. потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Для поддержания интереса к продуктивной деятельности, стремления к самостоятельности предлагаю    Нетрадиционные техники, которые не требуют сложной обработки и затрачивается минимальное время, так как дети не могут долго ждать результата своего труда, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. К неклассическим техникам относятся: монотипия, акватипия, кляксография, набрызг, пальцеграфия, тампонирование, граттаж, рисование мылом, солью, зубной пастой, и т.д.У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».
  • На начальных этапах рисования детям помогают Алгоритмы и схемы создания продукта СЛАЙД

К аудитории: - Где   должны находиться продукты детского творчества?(в группе Исходя из общеразвивающих функций, необходимо прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании. Он должен видеть плоды своего груда в
виде конкретной вещи которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это«личный продукт» ребенка, который продолжает свою «жизнь» в его игре, винтерьере группового помещения или у него дома.

СЛАЙД

Все поделки фотографируем и собираем в альбом, они «живут» в театре группы, собраны для обыгрывания игр с конструктором.

К аудитории: -Какие пособия можно заменить на самодельные, превратив в детские проекты?(календарь, режим дня, календарь погоды, уголок именниника и т.д.)

СЛАЙД

ИТОГ: Использование педагогами в практике эффективных методов и приемов способствует развитию самостоятельности и инициативности. Ребенок стремится к организации продуктивных видов деятельности, он умеет найти занятие по своему желанию, предложить интересное дело другим. Дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности. Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью является воспитатель. Мы планирует и организует, создает различные ситуации, побуждать инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживает динамику их изменений, стимулирует их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности у детей через трудовое воспитание.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детейнавыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личныхповседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников через игровую и продуктивную деятельность

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

Презентация к инновационной деятельности на тему: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей через системное введение театрально-игровых технологий в НОД и СОД"

Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...

Педагогический совет "Современные подходы к развитию творческого потенциала дошкольника через анализ его продуктивной деятельности"

Совершенствовать работу по художественно-эстетическому развитию воспитанников, выявить и активизировать наиболее интересные подходы в работе.  Первая часть педсовета пройдет как мини-отчет  ...

"Поддержка детской инициативы и самостоятельности младших дошкольников через приобщение к традициям народной культуры."

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок; - говорил В.А.Сухомлинский.Дошкольный возраст - период а...