Развитие мелкой моторики рук дошкольников через игровую и продуктивную деятельность
консультация (младшая группа)

Белякова Елена Владимировна
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18865_1552210318.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга.»

М. Горький

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторикаМелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на умственное развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретение необходимых навыков.

Для развития мелкой моторики руки существует много интересных приёмов, при этом используются разнообразные стимулирующие материалы.

К ним относятся:

- Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, который оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Использование тренажеров и массажеров повышает интерес детей (массажные мячики, карандаш, грецкий орех).

Пальчиковые игры и упражнения. Их можно условно разделить на 3 группы: игра без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—10 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

      - повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки: мозаика, фигурки на магнитах, рамки и вкладыши, пазлы, разные виды конструкторов, кубики, игрушки-шнуровки, деревянная пирамидка.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность:

  • застёгивание и растёгивание пуговиц, молний, кнопок;
  • запускание пальцами мелкие волчки;
  • бизиборды;
  • разминание пальцами пластилина и глины;
  • закручивание крышек;
  • игры с клубками;
  • игры с прищепками;
  • перебирание круп, зёрен;
  • резание и вырезывание ножницами;
  • игры с бумагой (сминать, рвать).

Продуктивная деятельность:

  • Аппликация разными материалами и техниками;
  • Рисование различными способами: красками, пластилином, цветным песком, манной крупой;
  • Конструирование из бумаги.

Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Мы, взрослые, должны помнить, что каждая минутка, посвященная нашим детям, принесет свои плоды в будущем. Всему своё время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством различных видов продуктивной деятельности

Данная статья раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через различные виды продуктивной детской деятельности. Статья может быть интересна пе...

Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность"

Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность" для детей средней группы....

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...