Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность"
проект (средняя группа)

Бекшаева Екатерина Сергеевна

Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность" для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_bekshaeva.docx48.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Развитие мелкой моторики рук дошкольников

через продуктивную деятельность

Разработала: Бекшаева Екатерина Сергеевна,

                                                           воспитатель    МБДОУ    «Большеелховский

детский сад   №1   комбинированного   вида»

С. Большая Елховка, 2018-2019 гг.

Развитие мелкой моторики дошкольников через продуктивную деятельность.

Актуальность.

На сегодняшний день известно, что мелкая моторика дошкольников – это совокупность скоординированных действий систем: мышечной (мелких и точных движений кисти, пальцев рук, ног) нервной, костной и зрительной, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас, по большому счёту, вручную не стирают, не замешивают тесто, не режут овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке овощей, фруктов. Дошкольники носят универсальную одежду: футболки, толстовки, куртки, где не надо застёгивать пуговицы. Босоножки, ботинки, сапоги, где исключено шнурование. Шапки – без завязок. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук.  А ведь ручная умелость и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.

Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев. Если развитие мелкой моторики не растёт, то соответственно задерживается развитие речи.

На это обращали внимание ученые Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И. Есенина, Л.В.Антакова-Фомина). Актуальность заключается в том, что уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующее воздействие на развитие функций руки является художественное творчество. С помощью продуктивных видов деятельности развивается двигательная активность кисти руки. Когда она достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по продуктивным видам деятельности: нетрадиционное рисование, работа с бумагой (рисование мятой бумагой, аппликация), работа с нитью, пластилинография, граттаж, фроттаж, рисование солью и т. д. и в разработке конспектов этих занятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Проблема: наличие низкого уровня развитие мелкой моторики рук дошкольников средней группы. Недостаточно развиты сенсомоторная координация, пространственное ориентирование, двигательная активность, тактильно - зрительное восприятие. Маловыраженный познавательный интерес в художественном творчестве. Не в полной мере сформированы практические умения и навыки в продуктивной деятельности. Данная проблема позволила определить тему проекта: развитие мелкой моторики дошкольников через продуктивную деятельность.

Цель: сформировать высокий уровень развития мелкой моторики рук дошкольников, зрительное внимание, пространственную ориентацию с помощью художественной деятельности: лепки, рисования, аппликации, создав благоприятные условия.

Задачи:

- формировать способность производить координированные, точные, движения кистью и пальцами руки, сочетая со зрительным восприятием;

- расширять сенсорные основы познания, используя органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения;

- создать условия для формирования практических умений и навыков в продуктивной деятельности и воплощения задуманного в художественный образ с помощью традиционных и инновационных техник в художественном творчестве;

- способствовать развитию творческих способностей;

- развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);

- стимулировать речевую активность в процесс игровых технологий;

- развивать мелкие мышцы рук, гибкость, ловкость движения пальцев, рецепторы тактильной чувствительности;

- развивать связную речь, память, наглядно - действенное мышление, внимание, воображение, эстетическое восприятие, познавательный интерес, творческую активность, творческие способности, фантазию;

- воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнять работу до конца, аккуратность, коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Средства решения задач:

  • Использование научно - методической литературы.
  • Изучение передового опыта.
  • Диагностика детей.
  • Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
  • Подгрупповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность.
  • Работа с родителями.

Тип проекта – исследовательско – творческий, долгосрочный.

Продолжительность проекта – 1 учебный год.

Участники проекта – дети дошкольного возраста 4-5 лет.

Самостоятельная деятельность учащихся:

Индивидуальная, подгрупповая.

Методы и приёмы

Словесные методы:

  • Анализ выполнения работ.
  • Объяснение способов действия. Предъявление наглядных пособий.
  • Использование художественного слова.

Практические методы:

  • Обучение способам и приёмам инновационных техник в художественном творчестве.

Игровые методы:

  • Сюрпизный момент, игровые ситуации.
  • Пальчиковые игры, физкультминутки, динамические упражнения, самомассаж.

Теоретическая значимость выражается в том, что разработаны основы продуктивной деятельности с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль деятельности педагога и родителей в развитии мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.

Практическая значимость состоит:

- в создании в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ и района. 

- в комплексно - деятельном подходе, направленным на взаимосвязь между развитием координации гибкости движений руки и точности глаза с изобразительной деятельностью, и игровыми навыками и приёмами;

- в формировании активного познавательного интереса к продуктивным видам деятельности;

- в использовании способов и методов художественного изображения;

- в создании условий для развития творческого потенциала, самостоятельности, коммуникативности в процессе сотрудничества.

Познавательная значимость состоит:

- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);

- применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

Проведение работы по развитию мелкой моторики интегрируется во все виды организованной образовательной деятельности:

  • Утренняя гимнастика.
  • Самостоятельная деятельность.
  • Организованная образовательная деятельность.
  • Прогулка.                                                              
  • Самообслуживание.
  • Работа с родителями
  • Индивидуальная работа
  • Продуктивная деятельность.

     Развивают мелкую моторику рук:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием потешек, стихотворений, песенок, народных сказок.
  • Физкультминутки.
  • Массаж с растиранием пальчиков. Самомассаж.
  • Народные игры с ладошками.
  • Игры – сказки.
  • Игры с природным материалом
  • Игры с бытовыми предметами.
  • Пальчиковый театр.
  • Дидактические игры.
  • Продуктивная деятельность.

Все эти виды деятельности по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук проводятся систематически, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

      Предполагаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук

воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту. Кисти и пальцы рук приобретут ловкость, точность движений, улучшится тактильное восприятие.  

  • Создание предметно - развивающей среды, т. е. создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
  • Создание условия для освоения детьми свойств и возможностей разнообразных изобразительных материалов и инструментов, использования  нетрадиционной, инновационной техник.
  • Развитие устойчивого познавательного интереса к художественному творчеству.
  • Формирование опыта сотворчества для участия в выполнении коллективных композиций.
  • Формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками; навыки совместной деятельности.
  • Овладение нормами этики поведения.
  • Формирование элементарных трудовых навыков, навыков самообслуживания.
  • Улучшение общей двигательной активности.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Ознакомление  родителей с основными закономерностями развития моторных навыков у детей по ФГОС.
  • Обогащение опыта родителей необходимыми знаниями и умениями для развития мелкой моторики  ребёнка, художественного творчества.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Активное участие детей, родителей в продуктивных видах деятельности.

Основные принципы работы педагога в процессе реализации проекта:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.

  • Создание благоприятных условий для достижения развития высокого уровня мелкой моторики и активного творческого потенциала ребёнка.
  • Проявление уважения к личности ребенка, бережного отношения к сохранению его здоровья.
  • Повышение самооценки воспитанников, в процессе деятельности, положительное отношение к продуктам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью, вежливостью.
  • Применение комплексного подхода при разработке непосредственно образовательной деятельности.
  • Интеграция между образовательными областями.
  • Применение принципа систематичности, последовательности, вариативности в содержании и форме проведения деятельности.
  • Использование наглядности.
  • Проявление адекватности требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе деятельности.
  •  Применение принципа постепенности -  от элементарных знаний к более сложным, комплексным.
  • Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Применение принципа гуманистичности - индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, учитывая его личностные особенности, темперамент, интересы, возможности, коммуникабельность.
  • Цикличность повторения материала, помогающая закреплять механизмы его выполнения.
  • Стабильность, динамичность развивающей среды.

План реализации образовательного проекта:

Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в 3 этапа

I этап – Подготовительный (сентябрь – октябрь 2018 г.)

Цель – создание условий для проведения эксперимента

- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Взаимодействие родителей, детей и педагогов.

- Разработка и накопление методических материалов для решения проблемы.

- Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

- Создание предметно - развивающей среды.

- Подборка методической литературы по развитию мелкой моторики.

- Разработка серии дидактических,  пальчиковых, сюжетно – ролевых, подвижных  игр, физкультминуток, самомассажа.

- Подбор раскрасок.

- Подборка иллюстраций художников: Ю.Васнецова, В.Конашевича, В. Лебедева, Е.М.Рачева, В.Г.Сутеева.

II этап - Основной (ноябрь 2018 г. – апрель 2019 г.)

Цель - внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук), зрительно – действенного мышления, связной речи, наблюдательности, внимания, памяти, активного познавательного интереса, творческого потенциала в продуктивных видах деятельности;

формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями, навыков совместной коллективной и самостоятельной деятельности. Воспитанию усидчивости, добрых, дружеских взаимоотношений.

III этап – Заключительный (май 2019 г.)                                                                                                                                                                                 

Цель – мониторинг развития мелкой моторики дошкольников после проведения занятий продуктивной деятельности.

Ожидаемый результат реализации проекта:

  1. Повышение уровня развития мелкой моторики рук.
  2. Обогащение предметно – развивающей среды, обеспечивающей развитие индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов.
  3. Участие всех сторон воспитательного и образовательного процесса в реализации проекта.
  4. Партнерское взаимодействие воспитателей и родителей, организованном на основе программы наблюдений.
  5. Активизация форм работы с родителями.

Форма отчетности – мастер - класс для воспитателей.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Подготовительный

Сентябрь

Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей;

Подборка методической литературы по развитию мелкой моторики рук дошкольников;

Октябрь

Разработка картотеки пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, инновационной техники рисования для развития мелкой моторики рук;

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Основной

Ноябрь

Пальчиковые игры

 (Карточки № 1-4)

Рисование забавными отпечатками

Декабрь

Пальчиковые игры

 (Карточки № 5-8)

Пластилинография

Январь

Пальчиковые игры

 (Карточки № 27, 28, 30)

Рисование солью

Рисование мыльными пузырями

Консультация для родителей:

«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук ребёнка»

Конкурс рисунков в нетрадиционной технике рисования «Зимняя сказка»

Февраль

Пальчиковые игры

 (Карточки № 9, 11-13, 17)

Рисование мятой бумагой

Рисование ватными палочками

Март

Пальчиковые игры

 (Карточки № 14 -16, 18)

Монотипия

Кляксография, ниткография

Консультация для родителей:

«Использование инновационных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики рук дошкольников».

Апрель

Пальчиковые игры

 (Карточки № 19-22)

Граттаж «Цап – царап»

Фроттаж

Заключительный

Май

Диагностика развития мелкой моторики рук дошкольников после проведения занятий продуктивной деятельности.

Мастер – класс для воспитателей.


Взаимодействие с родителями:

- Пополнение предметно - развивающей среды.

- Пополнение игрового материала дидактическими настольными играми: «Конструктор», «Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Собери предмет», «Шнурование».

- Пополнение бытовыми предметами (прищепки, щетки, застежки, завязки, кнопки, пуговицы, ленты, липучки,  расчески, бигуди, кнопочный телефон, клавиатура от компьютера, карандаши).

- Пополнение природным материалом (шишки, орехи, крупы, семена и плоды растений, песок, камни).

- Пополнение репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. 

- Совместное творчество мамы, ребёнка и воспитателя  в выставке поделок.

- Разучивание песен, потешек, стихотворений.

- Участие в конкурсах: «Поделка из природного материала», «Новогодняя игрушка», конкурсы рисунков  для детей и родителей.

- Памятка для родителей: «Пальчиками конструируем, лепим, рисуем,  играем  и потешки и стихи повторяем!»  

- Консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников», «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук ребёнка», «Использование инновационных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики рук дошкольников».

Полученные результаты обучения в ходе совместной проектно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми:

  • Организация продуктивных видов деятельности поспособствовала развитию мелкой моторики, координация обеих рук, действий руки и глаза, зрительно - пространственной ориентировки, тактильного восприятия, наглядно – действенного мышления, зрительной памяти, внимания, ручной умелости.
  • Создание условия для развития  самостоятельности, коммуникативности, целеустремлённости,  познавательного интереса, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе сотрудничества; использования своих конструктивных решений в художественном творчестве, процессе работы; овладения практическими навыками, умениями работы с инструментами.  
  • Проявление активного интереса к коллективной и самостоятельной практической деятельности, совершенствование технических умений и навыков работы.  
  • Стремление соблюдать этические правила поведения в детском саду, быту, социальном окружении. Сформировалось положительное отношение между детьми, родителями и педагогами  во время совместной творческой работы. Активизировалось детско – родительское участие в конкурсах.
  • Работа над проектом способствовала формированию у детей правильного, осознанного отношения к художественному творчеству, развитию ручной умелости, которая даёт возможность личностного развития  -  самостоятельности, целеустремлённости, самоутверждения.
  • Изменение качества выполняемых детских работ. Наличие проявления активного творческого интереса к продуктивным видам деятельности. Наблюдается  отклик на предложенные творческие задания, уверенность в  работе с разнообразными материалами и орудиями.

 Приложение №1

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук дошкольников

Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1

 Выполнение по зрительному образцу:

· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"

· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"

· 2 и 5 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Задание №2

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:

· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"

· открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

 Перенос позы с выключением зрительного анализатора:

· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результата воспитателем.

    ( - ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( = ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( + ) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

Низкий уровень (0-0,9 балл) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена.

Средний уровень (1-1,9 балла) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков.

Высокий уровень (2-3 балла) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Приложение №2

1. Тема: «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

2. Тема: «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

                       Очень вкусно!

3. Тема: «Рыбы»

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

4. Тема: «Фрукты» 

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

                Показывают ладошками вокруг и на себя.

5.Тема: «Овощи»

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

                Показывают большой палец.

6.Тема: «Мой город»

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

«Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

                                                       Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы с                         Соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

7.Тема: «Сад огород»     

Засолим капусту

Мы капусту рубим,        

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,        

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,        

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.        

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

8.Тема: «Зима»

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

По            Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

9.Тема: «Грибы»      

По грибы
(потешка) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

10. Тема: «Осень»

Осень

Ветер по лесу летал,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовый,

Вот рябиновый, резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

                 Встряхивают кистями рук.

11. Тема:  «Комнатные растения»

Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

О           Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и        

раскрывают «цветком».             

12.Тема: «Сказки»

        Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных,

начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

               Показывают большой палец.

13. Тема «Посуда»

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

14. Тема:  «Одежда»

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами

правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

15. Тема:  «Семья»

Этот пальчик

  Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

16. Тема:  «Мебель»

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

17. Тема:  «На страже родины»     

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

18. Тема: « Восьмое марта»

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх - «фонарики».

19. Тема: «Транспорт»

Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

20. Тема: «Цветы»

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

21. Тема: «Насекомые»

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

22. Тема: «Лес»

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),

Зa брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

23. Тема: «Игрушки»

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

24. Тема: «Дикие животные»

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.

25. Тема: «Домашние животные»

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

26. Тема: «Лето»

 Лето

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

27. Тема: «Профессии»

                                        Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

28. «Детский сад»

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать
. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

31          29. Тема: «Весна»

Времена года

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой.

30. Тема: «Чудеса Деда мороза»

Новый год

Наступает Новый год!

хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.

трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.  

3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика, изд. АСТ, 2007г.

6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику, ЭКСМО-Пресс, 2001г.

7. Гришечкина Н. В., Козюлина В.А., Матюшкина О.П. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Ярославль: Академия развития - М., 2014. - 192 c.

8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010

9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва, 2008г.

10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб.: КАРО, 2010г.

11. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. 

12. Р. Г. Казакова Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009г.

13. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика.

14. Погодина С.  Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развиваем сенсорику и мелкую моторику рук детей через продуктивную деятельность, ручной труд, дидактическую игру» Кружок «Изюминка»

Программа «Детство» предполагает обучение детей представлению о качестве и  свойствах  материала, предметов. О  разнообразии их  формы,цветов и оттенков, запахов ; мягкость, твердо...

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...