Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Силютина Алла Викторовна

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. 

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• оказание не директивной помощи детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_silyutina.docx98.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – является одним из важных компонентов реализации основной образовательной программы ДО, выполнить ее не так-то просто. Детская инициатива детей проявляется в выборе деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами. Самостоятельная деятельность предполагает выстраивание собственной деятельности и ее реализацию с учетом наличных условий, то есть развитие детской деятельности, в том числе и ведущей. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия в детском саду.

Следует отметить, что развитие самостоятельности  и инициативы должно осуществляться параллельно с воспитанием ответственности, готовности к разумным ограничениям, следованию тем или иным правилам и нормам. 

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• оказание не директивной помощи детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и формы. Наиболее интересными и приемлемыми для нас являются именно те формы и методы работы, которые уже основательно вошли в жизнь групп и активно используются воспитателями и специалистами:

  1. «Карта желаний».
  2. «Мастер классы».
  3. Прием «Три варианта».
  4. «День самоуправления».
  5. Взаимодействие с родителями.
  6. Эксперимент (исследование).
  7. Моделирование.
  8. Игрыпредставления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
  9. Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
  10. Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
  11. Квест-игры, геокешинги

На некоторых из них хотелось остановиться поподробнее.

«Карта желаний» - замечательный метод самостоятельного планирования деятельности ребёнком. Мы пользуемся этой формой планирования деятельности на день ежедневно. Утром в этой карте дети отмечают тот вид деятельности, которым бы они хотели заняться сегодня, а вечером, отмечают удалось ли выполнить намеченный план, и если нет, то объясняют причину  Ребята используют различные варианты планирования своей деятельности: на целый день, на первую или на вторую половину дня.  Это помогает детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.

Следующий прием проведение мастер – классов, целью которых является формирование у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми. Данный прием развивает самостоятельность, инициативность. Для организации мастер-классов мы с детьми определили алгоритм действий, представленный на слайде.

Выбор темы;

Выбор деятельности

Поиск информации.

Обобщение полученных данных;

Реализация

Итог. (презентация опыта работы)

ВЫБОР ТЕМЫ.

Чаще всего для мастер-классов дети выбирают тему, с которой знакомятся в течение месяца.  

Выбор вида деятельности.

На этом этапе дети самостоятельно или с помощью взрослых выбирает тот вид деятельности, который ему интересен (продуктивная, познавательная, эксперименты и т.д.). Дети проводят мастер – классы на различные темы, такие, как: мастер – класс по изготовлению поделок оригами, мастер – класс по плетению из резинок, мастер – класс по изготовлению аппликаций, и тому подобное. Все мастер – классы дети проводят без помощи взрослых – самостоятельно. Данные мастер – классы ребята проводят и для детей других групп.

 

Прием «Три варианта»

Мы считаем, что данный прием – это просто находка для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.

Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Я ему говорю: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым даем информацию к размышлению

День самоуправления.

Эта идея возникла случайно, после беседы о профессиях, дети говорили о том, кто кем хочет быть. И решили попробовать себя в роли взрослых. Так и возникла идея «День самоуправления». Готовимся заранее. Составляем план, выбираются дети.

        Взаимодействие с родителями по вопросам поддержки детской инициативы.

Уделять внимание поддержке и развитию детской инициативы, самостоятельности и творческого мышления должны не только воспитатели в детском саду, но и родители.

Форм работы с родителями по данной теме много: беседы, консультации, рекомендации, индивидуальные проекты детей при поддержке родителей и т.д.

В своей группе мы часто проводим конкурсы и выставки совместных творческих работ родителей и детей на различные темы. Рассказывая о своей работе в группе, ребенок с упоением рассказывает, что придумали они с мамой или с папой и о том, что именно он захотел сделать в этой работе.

Мы так же использовали такие формы работы с родителями, направленную на развитие и поддержку детской инициативы как изготовление книжек самоделок, изготовление ковриков для закаливания, нетрадиционное спорт. оборудование и тому подобное. Дети с увлечением рассказывают , что они придумали и сделали с родителями.

Традиция

Поддержка инициативы детей в экспериментировании.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Желание познавать, искать ответ заложено у них генетически. Особенно когда дело касается такого способа познания, как экспериментирование.

Наверное, в любой группе можно заметить, что при слове «эксперимент» или «опыт», дети уже находятся в состоянии повышенного интереса и полны желания участвовать в нем.

Проведение эксперимента всегда подразумевает уже имеющееся наличие у детей базовых знаний о том или ином явлении. Поэтому можно смело предоставить детям возможность порассуждать о том, как же можно получить тот или иной результат. Дети начинают рассуждать и делать логические умозаключения, исходя из имеющихся знаний. Например, зная о  том, что лед – это замерзшая вода, мы предоставляем возможность детям самим поразмыслить о том, как же сделать изо льда воду, и, конечно же, проверить все варианты на практике. Были такие варианты как расколоть лед. Расколоть лед? Пожалуйста. Дети раскалывают лед. Получилось? Нет. Какие еще варианты?... и д.т.

Также мы предоставляем детям возможность выбрать оборудования для проведения опыта, с объяснением своего выбора. Например, наша задача налить в узкое горлышко бутылки воду.  Мы предлагаем детям следующее оборудование: воронка, коктейльная трубочка, совочек. Дети выбирают нужный предмет и объясняют свой выбор (почему нужно наливать воду именно воронкой, а не трубочкой и не совочком). Выбранный предмет обязательно проверяется на практике. Таким же образом мы выбирали ящик для посадки лука: деревянный, пластмассовый или картонный. Для поддержания детской инициативы в данном случае воспитатель должен предоставить детям разнообразное количество материала и возможность самостоятельного выбора.

Проявить свою инициативу ребенок может и, обсудив назначение опыта и предположив будущий результат. Например, весной мы принесли детям веточки с почками и сказали, что нам так хотелось бы, чтобы эти веточки были зелеными, и спросили у ребят, нет ли среди них волшебников. На что дети нам ответили, что волшебников нет, но веточки можно поставить в воду. На наш вопрос «Зачем?», дети ответили, чтобы веточки не завяли. Основываясь на собственном опыте, некоторые дети сказали, что может быть, в вазе появятся новые листочки. Таким образом, ребята самостоятельно определили предполагаемый результат и способы действия для достижения этого результата. Веточки были поставлены в воду. Через некоторое время, когда из почек действительно показались листики, были слышны восклицания детей: «Ну, мы же говорили». Желаемый результат был получен. Дети сделали вывод о своей правоте.

Экспериментировать мы стараемся как можно чаще.

Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности.

Дети по своей природе любознательны, в процессе своего развития они задают множество вопросов, и хотят получить на эти вопросы ответы. Воспитателю очень важно удовлетворить каждый вопрос ребенка, чтобы в последствие этих вопросов возникало все больше и больше, и, следовательно, происходило развитие ребенка. Если же ребенок не находит отклика у взрослого и не поддерживается его инициатива узнать как можно больше, то со временем он перестанет обращаться к взрослому за помощью, а следовательно и проявлять инициативу к общению и познанию.

Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Также проект подразумевает большую практическую деятельность детей и творческий подход.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности, является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей.

Выбрав тему, заинтересовавшую детей, мы начинаем работу.

Проекты

По количеству:         индивидуальные групповые

По содержанию:         Монопроекты (одна образовательная  область) Интегративные (две и более образовательные  области)

По продолжительности:        Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности        Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные

Типы проектов в ДОУ для старшего дошкольного возраста

Исследовательско-творческий        Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты  в виде газет, драматизации, детского дизайна        

Этапы разработки проектов:

Проблема - I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель, либо ребёнок выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Проектирование проекта - II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Способы разработки проектов:

Системная паутинка по проекту; Модель трёх вопросов Образ «Семь мы» ( по Заир-Бек) Метод «Мыслительных карт»  (Тони Бьюзен)

Модель трёх вопросов

ЧТО ЗНАЮ?        ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?        КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают        План (тема проекта)        Источники новых знаний  т. е. средства

  Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

  Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

  Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

  Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

  Системная паутинка по проекту

Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание). Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности). Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов). Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы). Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно). Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера). Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

       Последовательность действий  по составлению мыслительных карт

Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Поиск информации - III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Продукт проекта

Презентация проекта V этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Портфолио проекта

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

       Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т. д. - это долгосрочный проект.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

проявляют творческую активность в познании окружающего мира; самостоятельны в принятии решений; сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий; воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса; обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей; осуществляют поисковую педагогическую деятельность; реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

       Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы; получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; могут реализовать свои творческие способности.

Шесть «П» проекта

Таким образом проект можно представить как «Шесть П»

Проблема Проектирование проекта Поиск информации Продукт Презентация Портфолио проекта.

Заключение

Из опыта нашей работы мы можем сделать следующие выводы о способах развития и поддержки детской инициативы:

1.        Принимать и поддерживать интерес и познавательные желания ребенка;

2.        Давать возможность ребенку предлагать идеи и высказывать свои мысли;

3.        Давать ребенку возможность сделать и попробовать самому и сделать соответствующие выводы (не оценивать ребенка: «правильно - не правильно»);

4.        Позволять ребенку самостоятельно выбирать способ и необходимые материалы к выполнению действия;

5.        Формировать коммуникативные умение ребенка (договариваться, слушать, аргументировать);

6.        Предоставить ребенку предметно-пространственную среду, способствующую поддержке его инициативы;

7.        Занимать позицию «партнера»;

8.        Вести работу с родителями по поддержке детской инициативы.

Ребенка можно привлечь к любой деятельности. Но постоянный интерес на протяжении всей деятельности и достойный результат может быть только от той деятельности, которая идет от самого ребенка, т.е. ребенок проявляет к ней интерес и в ней инициативу.

К тому же такая деятельность позволяет ребенку соответствовать тем требованиям, необходимым ему в школе: быть самостоятельным и активным в принятии решений и выполнении действий.

В результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными инициативными, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные информационные средства. Могут анализировать информацию, делать выводы. Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню, дай

попробовать - и я пойму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников

Поддержка инициативы и самостоятельности как одно из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития дошкольников....

Методический семинар на тему:" НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В данной работе описаны приемы, которыми можно воспользоваться при развитии у детей старшего возраста инициативы и самостоятельности....

«Использование технологии создания анимационных фильмов как средство развития самостоятельности и инициативы у старших дошкольников»

  Современных детей становится все труднее увлечь. А что может быть ещё более эмоциональным и увлекательным для ребенка, чем просмотр мультфильма. К тому же, опыт создания мультфильма не т...

Новый взгляд на «Модель трех вопросов», как одного из приемов развития инициативы и самостоятельности дошкольников

В современное время процесс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом  встает проблема, связанная с пересмотром...

«Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников при ознакомлении со стихами поэта – земляка Степанцовой Г.П. (подготовительная группа)

laquo;Развитие  инициативы и самостоятельности у дошкольников при ознакомлении со стихами поэта – земляка Степанцовой  Г.П.(подготовительная группа)...