Игра как средство социализации дошкольника
статья

Проблема социально-коммуникативного развития ребенка, приобщения его к социальному миру остается одной из ведущих в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.

В период дошкольного возраста происходит активное освоение социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Детство – это такая пора, когда закладывается «фундамент» для дальнейшего развития. В это время ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться, складывается определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой ООН. В числе прочих жизненных и социальных прав в Декларации, прописано право ребенка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического его развития. 

Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» 

Анализ слова «игра» в русском языке весьма многозначен. Философы, историки, психологи, педагоги изучают игру, ее место и роль в жизни человека, возможности эффективного использования для решения воспитательных и развивающих задач. Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребенка, в которой закладываются основы будущей личности. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. 

Игра социальна по своей природе и является отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Детская игра – явление универсальное, и дети в играх копируют окружающую жизнь, поэтому ее функции разнообразны. 

На протяжении всего дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомления с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры. 

Согласно статье Т. Репиной «Воспитатели и дети», игра предстает своеобразным способом размышления ребенка о действительности. Это означает, что, экспериментируя, ребенок строит свой, в чем-то новый образ мира. Поэтому рекомендовано не допускать авторитарность воспитателя в руководстве этой творческой деятельностью и тем самым препятствовать развитию ребенка. 

Таким образом, социализация дошкольников осуществляется через игру. Также следует обратить внимание на то, что весь процесс игры происходит и начинается в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Это говорит о том, что «навязывание» педагогами игры не только не создает развивающей атмосферы, но и действует крайне отрицательно на развитие ребенка в целом.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство социализации дошкольника

Проблема социально-коммуникативного развития ребенка, приобщения его к социальному миру остается одной из ведущих в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.

В период дошкольного возраста происходит активное освоение социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Детство – это такая пора, когда закладывается «фундамент» для дальнейшего развития. В это время ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться, складывается определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой ООН. В числе прочих жизненных и социальных прав в Декларации, прописано право ребенка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического его развития. 

Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» 

Анализ слова «игра» в русском языке весьма многозначен. Философы, историки, психологи, педагоги изучают игру, ее место и роль в жизни человека, возможности эффективного использования для решения воспитательных и развивающих задач. Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребенка, в которой закладываются основы будущей личности. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. 

Игра социальна по своей природе и является отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Детская игра – явление универсальное, и дети в играх копируют окружающую жизнь, поэтому ее функции разнообразны. 

На протяжении всего дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомления с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры. 

Согласно статье Т. Репиной «Воспитатели и дети», игра предстает своеобразным способом размышления ребенка о действительности. Это означает, что, экспериментируя, ребенок строит свой, в чем-то новый образ мира. Поэтому рекомендовано не допускать авторитарность воспитателя в руководстве этой творческой деятельностью и тем самым препятствовать развитию ребенка. 

Таким образом, социализация дошкольников осуществляется через игру. Также следует обратить внимание на то, что весь процесс игры происходит и начинается в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Это говорит о том, что «навязывание» педагогами игры не только не создает развивающей атмосферы, но и действует крайне отрицательно на развитие ребенка в целом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации дошкольника.

Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок ...

Коммуникативная игра как средство социализации дошкольников

Помогаем детям войти в социальный мир, способствуем формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста....

Игра как средство социализации дошкольника.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируютс...

Игра как средство социализации дошкольника.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируютс...

Игра как средство социализации дошкольника

материал в котором говорится, что именно игра является средством социализации дошкольника....

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

Выступление на Всероссийской научно – практической конференции «Совершенствование профессионального уровня учителя новой школы – основной фактор повышения качества обучения в условиях перехода на стан...

Сюжетно- ролевая игра как средство социализации дошкольников

В статье говорится о значении игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Раскрывается понятие сюжетно- ролевой игры и ее значение в становлении личности ребенка....