статья ноябрь 2022
статья (подготовительная группа)

Москвитина Любовь Юрьевна

Привлечение и активизация родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательных процессов.

 

Аннотация: В статье представлен опыт проведения семинара-практикума с родителями детей подготовительной к школе группе «Готовимся к школе играя». Родители знакомятся с играми, которые будут увлекательны и полезны для детей. В процессе практикума родители узнают коррекционные возможности каждой игры и сами придумывают варианты для домашнего использования.

Ключевые слова: игры с детьми, коррекция психических процессов, готовность к школе, варианты использования, практические навыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Москвитина Л.Ю. Герасимова Н.А.

МАДОУ «Детский сад №482 города Челябинска»

Привлечение и активизация родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательных процессов.

Аннотация: В статье представлен опыт проведения семинара-практикума с родителями детей подготовительной к школе группе «Готовимся к школе играя». Родители знакомятся с играми, которые будут увлекательны и полезны для детей. В процессе практикума родители узнают коррекционные возможности каждой игры и сами придумывают варианты для домашнего использования.

Ключевые слова: игры с детьми, коррекция психических процессов, готовность к школе, варианты использования, практические навыки.

Готовность к школе ребенка, необходимо рассматривать не только как возможность обучаться в 1-ом классе, но и более широко – как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы. Таким образом, необходимо использовать диагностический комплекс, который позволил бы выяснить возможности и спрогнозировать проблемы ребенка в разрезе того, что представляет собой наша современная школа, включая программы, методы и уровень преподавания. Мы используем методику Л.А. Ясюковой, которая позволяет выявить уровень зрительно-моторной координации, особенности внимания и работоспособности, объём кратковременной зрительной и слуховой памяти, структурно-уровневые характеристики мышления, речевое развитие и некоторые личностные особенности, и эмоциональные установки по отношению к школе. 

Цель проведения диагностики – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень развития  мотивационной готовности, общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности,  недоразвитие всех сторон речеязыковой системы. При минимальной мозговой дисфункции: двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость, неустойчивость внимания, неустойчивая работоспособность, низкий уровень запоминания, общая моторная неловкость, недостаточная  сформированность навыков интеллектуальной деятельности, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, неготовность принять предлагаемую задачу. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная сформированность школьных навыков по сравнению с возрастной нормой. Поэтому возникает вопрос о психолого-педагогической коррекции у детей недостаточно сформированных функций и формировании родительских компетенций в вопросах подготовки детей к школьному обучению. В рамках ДОУ проводятся практические семинары для родителей, где они получают не только теоретические знания   по вопросам готовности к школе, но и знакомятся с разными     методами и приемами сопровождения ребенка на предмет психологической готовности. Предлагаем для вашего внимания семинар-практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи подготовительного возраста.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ -ИГРАЯ"

Цель: Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
  • Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях.
  • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
  • Развивать у родителей навыки рефлексии.

Предварительная работа:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Подбор игр и игровых упражнений.

Раздаточный материал:

  • Лист для рисования.
  • Лист с фигурами для шуточного теста
  • Таблица с буквами
  • Цветные карандаши.
  • Салфетки.

Материально-техническое обеспечение:

  • стулья по количеству участников;
  • письменные столы;
  • бумага, цветные карандаши;
  • картинки

Ход семинара-практикума:

Педагог-психолог:

Я рада, что наша встреча состоялась, благодарю за доверие, надеюсь сегодня вы наиграетесь сами и захотите использовать эти игры в своем взаимодействии с ребенком.  с вашими детьми. По плану педагога-психолога была проведена диагностика психологической готовности к школе. Вы получили заключения, в которых прописаны все критерии и видно над какими нужно потрудиться нам вместе, чтобы ребенок в школу пришел подготовленным.

Упражнение «Снежинка»

Предлагаю сделать интересное упражнение. Важное условие: слушать мою инструкцию и не смотреть к соседу.  Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки). Сложите салфетку пополам, оторвите левый угол, сложите еще пополам, оторвите правый угол. Продолжите складывать пополам и отрывать правый угол до момента, пока это возможно. Разверните и попробуйте найти такую же как у вас. Нашли? (ответы родителей) как вы думаете почему? можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Каждый из вас индивидуален. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему.

 Роль семьи в процессе формирования психологической базы значительна. Я думаю, что у каждого из вас есть желание, чтобы ваш ребенок четко и правильно понимал инструкции учителя, слушал внимательно, мог переработать полученную информацию и запомнить ее, смог проанализировать и сделать самостоятельно правильные выводы…. И я думаю, что вы согласитесь со мной: эти желания не могут сбываться по щучьем велению. А вот если каждый день, пусть меленькими шажочками, но конкретными делами мы сможем приблизится к намеченным целям. Сегодня мы будем приближаться через обучение играм. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь.С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг. Игра «Действуй по инструкции» сначала послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Поднимите правую руку вверх, дотроньтесь левой рукой до носа, повернитесь направо, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо!»

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.) В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Еще одно задание. Инструкция: нарисуйте 5 квадратов разной величины так, чтобы самый большой был в правом верхнем углу.

Вам нужно будет придумать 4-5 условий, проговорить их 2 раза и сказать: приступай к выполнению, если ребенок переспрашивает- скажите, что задание дано для того, чтобы тренировать самостоятельность. После того как задание сделано- проверьте, если есть ошибки, не акцентируйте внимание, лучше подбодрите- в следующий раз получится лучше!

Педагог-психолог: придумайте что можно попросить нарисовать ребенка? (формы, тучки, карандаши, птички, смайлики) придумайте задания для этого упражнения, используя пять условий (заслушивается 4-5 образца родителей)

Игра «Пчелка» Родителям раздается таблица 5*6 ячеек с буквами. Начинать игру можно с любой буквы. Заранее придумайте слово и составьте «пространственную инструкцию». За каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку. Следить за ее перелетами можно только глазами. На остановках можно записывать букву. Вариант игры: «Пчелка села на букву Г, запиши ее, дальше полетела так: влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка. Направо, направо, направо, вверх, остановка. Налево, налево, налево, остановка. Какое слово получилось? (ГРОМ)»

Педагог-психолог: как вы считаете что развивается в этой игре? (внимание, ориентировка в пространстве)

Игра «Логический поезд».

В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. Посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие.  Или может что – то другое их объединяет, даже то, чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. Как вы думаете, что развивается в этой игре? (речь, воображение, умение сравнивать, использовать логическую связь) Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку - вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на еле. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому что он живет дома, рядом с человеком, как кошка.  Солнышко, потому что оно желтое как цыпленок. Шуба - она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т.д.) 

 Игра «Аукцион» Вы все знаете, что такое аукцион? (Ответы). Называйте, пожалуйста, предметы, имеющие один одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп игры замедляется, педагог считает и стучит игрушкой- молотком (с пищалкой) по столу: «Круглый - раз, круглый — два, круглый — три!» Выигрывает тот, кто последним назовет заключительный предмет и награждается наклейкой. «Аукцион продолжается, назовите, пожалуйста, объекты, которые имеют один признак кудрявый и т.д.»  Далее родителям предлагается придумать признаки предметов, которые можно использовать в игре «Аукцион»

Игра Словесные аналогии

Предлагаю подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем прошу объяснить, чем похожи эти пары.

Окно — дом, Телефон — ухо, Шапка — голова, Шерсть — овца, Ручка — пенал,  Кошка — котенок.  Родителям предлагается самостоятельно придумать похожие смысловые пары.

Игра «Как мне повезло»: родителям раздаются карточки с изображение различных предметов. Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы. «Как мне повезло», - говорит подсолнух, - «я похож на солнце». «Как мне повезло», - говорит картошка, - «я кормлю людей».
Педагог-психолог: как вы думаете что развивает эта игра? (умение видеть различные свойства предметов, развивает речь ребенка)

 Игра «Я дарю тебе словечко». Цель - расширить словарь ребенка; развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж...), «тяжелые» (гиря, штанга...), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко...) и т.п. 

Игра «Вычеркушки» - развивает концентрацию внимания, распределение внимания, умение сосредоточиваться. Родителям предлагается газетная вырезка, в которой нужно зачеркнуть букву А, обвести в кружок букву О.  Время выполнения задания 2 минуты. Важно не торопить детей, а учить концентрации на определенное время.

Педагог-психолог: придумайте  задания к «вычеркушкам» ( отыскать трёхбуквенные слова, зачеркнуть только заглавные буквы, найти сова, в которых есть слог «СА»)

Игра  «Колечко»

Педагог-психолог: Конечно  не стоит забывать и о важности развития мелкой моторики, и графомоторных навыков, подготовке руки к письму.  По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

Родителям так же предлагаются игры : «Кулак, ребро, ладонь» , «Ухо-нос», «Голова-живот», «Лезгинка», «Коза и заяц»

Игра «Да и нет не говори, черный с белым не носи» - формирование самоконтроля. Родители предлагают варианты вопросов, каких можно задать детям в этой игре.

Игра «Пиктограммы» - эта игра развивает у детей опосредованное запоминание. Она облегчает процесс запоминания и увеличивает объём памяти.  

Инструкция : запомни слова, их будет много. Но их легче будет запомнить, если рисовать слова-подсказки на  листочках.  Давайте все вместе подумаем над первым заданием. Нужно будет запомнить слово «Веселый праздник».  Можно  нарисовать  свой рисунок,  с чем ассоциируется это словосочетание. Можно нарисовать елку, торт или фейерверк.  Но, когда я вас попрошу вспомнить слова, нужно будет вспомнить, что это «Весёлый праздник».  Вы просто что-то рисуете, чтобы запомнить нужные слова. Какие пиктограммы предлагаю:

1. Веселый праздник,

2. Холодный день,

3. Вкусный ужин,

4. Тяжелая работа ,

5. Интересная игра,

6. Дружба,

7. Добрая учительница,

8. Победа,

9. Тёмная ночь.

 Затем родителям предлагается вспомнить эти слова. Можно  самостоятельно попробовать  придумывать слова для пиктограмм.  Родители активно вовлекаются в работу, обсуждая насколько слова походят для пиктограмм.  

Игра «Я положил в мешок» так же развивает память. Взрослый начинает игру «Я положил в мешок яблоки», следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь из фруктов: «Я положил в мешок яблоко, банан». Третий повторяет предыдущую фразу и добавляет что-то от себя. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от игры.

Родители предлагают варианты игры: кладем в мешок одежду, ягоды, школьные принадлежности и т.п.

Игра на воображение «Дорисуй». Родителям предлагается дорисовать до образа шесть фигур, далее дается расшифровка шуточного теста. (я думаю о себе, думают обо мне, я дома, я на работе, я в данный момент, я в будущем)

Педагог-психолог: в домашних условиях можно предложить детям превратить разные фигуры в образы, дорисовывая их. Предложите свои варианты фигур.

Рефлексия «Все у меня в руках»

Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Педагог-психолог: не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Литература:

  1. Гуткина Н., Психологическая готовность к школе С –П, «Питер», 2007 г.
  2. Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г.


Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Э

М

Н

А

О

П

Ъ

Р

С

Т

У

Ф

Я

Х

Ц

Ч

Ш

Ю

Щ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ за 2021-2022, 2022-2023 уч.г.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЗА ДВА ГОДА В (%)...

План на неделю с 04.04.2022 по 08.04.2022.г. в формате «Сидим дома».

Уважаемые родители!Предлагаем для наших детей  занятия, которые помогут формат «Сидим дома» сделать интереснее и увлекательнее. 06.04, понеде-льник-Зарядкаhttps://www.youtube.com...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год для детей старшей группы (5-6 лет). от 1 сентября 2022 год

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Программ...

25.05.2021 и 25.05.2022 г Отчёты воспитателя о проделанной работе за 2020-2022 учебный год ( младшая и средняя группы).

Вторую младшую группу № 2 посещают 25 человек: 14 мальчиков и 11 девочек.     Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «О рождения до школы...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...

Планирование воспитательно - образовательной работы на ноябрь(01.11.2022-03.11.2022) (07.10.2022 -11 .10. 2022) Вторая младшая группа № 2

Планирование воспитательно  - образовательной работы  на ноябрь.(01.11.2022-03.11. 2022) (07.10.2022 -11 .10. 2022)Тема : " Мой город"Цель : Формирование представлений детей  ...