Эмоциональный интеллект.
консультация (старшая группа)

Сурикова Катерина Владимировна

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 323» городского округа       Самара

_____________________________________________________________

РОССИЯ, 443034, г. Самара, проспект Металлургов, 23 а. (улица Ставропольская, 163а)

тел.:(846)931-77-31,факс: (846) 954-44-74, e-mail: mdou323@gmail.com

Консультация для родителей.

На тему: «Эмоциональный интеллект ребенка»

Подготовил:

воспитатель группы №4

К.В. Сурикова

Самара, 2022 уч.год

Эмоциональный интеллект.

 Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин.

Каждый из родителей наверняка хотя бы раз сталкивался с излишне эмоциональной реакцией ребёнка на то или иное событие. К примеру, взятая без спросу игрушка на детской площадке может стать причиной долгих и громких слёз. И наоборот, – ранний приход родителей с работы вызывает иногда бурную радость.

Чрезмерные эмоциональные отклики – совершенно нормальная вещь при формировании у маленьких детей эмоционального интеллекта (emotional intelligence или EQ (ЭИ)). Под ним подразумевают способность анализировать свои эмоции, а ещё – навык понимать эмоции окружающих. Уже в два — четыре года дети умеют распознавать страх, счастье и печаль, поэтому они схватывают, что мама и папа грустят, злятся, обижаются и т. д. В среднем и старшем возрасте ребёнок учится только выражать собственные чувства. Для принятия и контролированию своих эмоций, разработаны игры и упражнения.

В зависимости от воспитания, характера, отношений со сверстниками эмоциональное поведение может меняться и требовать коррекции, это зависит от того что ребенок растет.  Например, в дальнейшем  при поступлении в школу или уже в подростковом возрасте. В первом случае ребёнок может испытывать страх из-за учёбы и новых знакомств,  ощущать свою исключительность и противопоставлять себя окружающим.

Современное развитие детей затрудняется ещё и тем, что общение чаще происходит в интернете, где определить эмоции сложно. Если во время сюжетно-ролевых игр во дворе, например, ребёнок учится радоваться победам, договариваться, уважать чувства соперников, то в онлайн-переписках многое ограничивается смайлами и блокировкой собеседника в случае конфликта. Таким образом, уровень эмпатии снижается, а ответственность за эмоциональный интеллект почти полностью ложится на плечи родителей. В этой статье мы поговорим о том, как можно развить эмоциональный интеллект ребёнка с помощью игровых методик,  и доверительных разговоров.

Почему нужно развивать эмоциональный интеллект?

Ребёнок учится выражать и объяснять даже такие сложные эмоции, как стыд, гнев, удивление или восхищение. А интерпретируя эмоции, гораздо легче их контролировать, поэтому люди с высоким эмоциональным интеллектом меньше склонны к импульсным покупкам, агрессии, компульсивным перееданиям и т. д.

Своевременная работа с эмоциональным интеллектом ребёнка помогает выявить возможные психологические и неврологические проблемы, например. Во взрослой жизни человек с высоким эмоциональным интеллектом испытывает меньше трудностей на работе, имеет высокую стрессоустойчивость и психологическую гибкость.

У ребёнка не возникает проблем в общении со сверстниками, т. к. он понимает их состояние даже в момент конфликта, может сопереживать и проявлять социальную чуткость. Также высокая культура общения помогает наладить контакт с учителями, а позитивная атмосфера в школе, в свою очередь, подстёгивает ребёнка к успехам. В дальнейшем эмоциональный интеллект позволяет выстроить и здоровые отношения со своим первым партнёром.

Эмоциональный интеллект помогает не только найти друзей, но и в дальнейшем с возрастом держаться  подальше от недоброжелателей. Анализируя чужие эмоции, ребёнок осознаёт намерения и мотивацию других людей. Он хорошо понимает, когда им манипулируют и когда ему лгут. Следовательно, дети с высоким эмоциональным интеллектом обходят стороной плохие компании, энергетических вампиров, мошенников и т.д. В клад в развитие Эмоционального интеллекта  закладывается с детского сада со старшей - подготовительной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект

материал на ширму для родителей...

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Тест на эмоциональный интеллект

Тест даст Вам возможность поразмышлять над проявлением своих эмоций....

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...