Заочная консультация для воспитателей «Организация и проведение экскурсий с детьми на территории детского сада»
консультация

Тертова Елена Михайловна

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaochnaya_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:


Частное дошкольное образовательное учреждение                                                       «Детский сад № 233 ОАО РЖД»

Заочная консультация для воспитателей                                    

«Организация и проведение экскурсий с детьми                                                                                          на территории детского сада»

                                                               

                                         

                                          Воспитатель: Тертова Е.М.

                                                 2021год

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
• природоведческие познавательные экскурсии;
• экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых;
• экскурсия с целью воспитания эстетических чувств (в музей, на выставку) ;
• ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ.
Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.
Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании.

Намечая экскурсию воспитатель ориентируется на особенностей окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим: для младших групп – 1-2, для средней – 2-3, для старших – 3-4. На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Внимание маленьких детей можно привлечь приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятия с радостными переживаниями. Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
              Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на территории детского сада.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей в летний период. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
              К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Подготовить оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.
             
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
               Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? «и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.
                   Небольшие
экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий по территории детского сада  парк, дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
                     Важное место отводится на экскурсиях
вопросам-заданиям, проведению исследовательской деятельности, что способствует установлению связей между различными явлениями и объектами, совершению детьми «открытий». При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки? ») .
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
                    Главная цель заключительного этапа - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, например: дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель.

            Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет участка можно использовать закреплении растений на участке. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т. д.
При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире.
«Расскажи мне - и я забуду! Покажи мне - и я запомню! Дай мне сделать самому - и я пойму! » -сказал классик педагогики К. Ушинский. Эти слова в полной мере можно отнести к организованной образовательной деятельности - экскурсии.

Частное дошкольное образовательное учреждение                                                       «Детский сад № 233 ОАО РЖД»

 

Конспект занятия:

«Экскурсия на огород»

старший возраст

                     

                                                                                Воспитатель: Тертова Е.М.

         

                                            2021год

Цель: формирование у детей представлений об огороде.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знание овощных культур, которые выращиваются на огороде в средней полосе России.

- формировать у детей навыки по уходу за растениями;

-активизировать словарь детей (урожай, междурядья, сорняки, прополка, корнеплоды, инвентарь);

-учить отвечать на вопросы полными предложениями;

Развивающие:

 -развивать у детей логическое мышление и воображение;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родной земле, потребность в труде, стремление к значимым результатам.

 

Материал: набор иллюстраций «Овощи»; набор инструментов для работы на огороде; палочки для рыхления почвы.

 

Предварительная работа: Беседы о сезонных работах на огороде; рассматривание иллюстраций «Овощи»; дидактическая игра «Вершки – корешки»; разучивание стихотворений и загадок об овощах; рассказ воспитателя об огородном инвентаре; дидактическая игра «Что необходимо для огорода?»

Ход экскурсии.

Дети с воспитателем выходят к точке на экологической тропе «Огород».

Воспитатель: Ох, и хорош наш огород! Каких овощей тут только нет! А помните, как мы с вами сажали в землю маленькие семена? А сейчас на их месте большие красивые растения. Эти семена оказались волшебными! Как вы думаете, почему?

Дети: из маленьких семян выросли большие растения

Воспитатель: Правильно. Семена – живые, они пили из земли воду и потихоньку росли, а мы им помогали – ухаживали за ними. Как хорошо мы трудились, чтобы вырастить такой урожай! Давайте вспомним, как мы ухаживали за нашими овощами.

Дети: поливали, рыхлили, выдёргивали сорняки.

Воспитатель: А каким инструментом мы пользовались?

Дети: лопата, грабли, лейка

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте попробуем отгадать загадки. (Угадывают овощ и показывают его на картинке и в живую.)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

(Лук)

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

 Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

(Горох)

Он большой, продолговатый

И немного полосатый.

Лег на землю на бочок

Аппетитный - (кабачок)

 Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Вершки – корешки». Если я назову овощ, у которого съедобны корешки – присядете; если же съедобна верхняя часть овоща – встанете, подняв руки вверх.

 Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, что-то нужно сделать сегодня на огороде?

Дети: Нужно разрыхлить грядку, и поливать почву.

Воспитатель: А какие инструменты для этого нам понадобятся?

Дети: Рыхлители или заостренные палочки, лейка с водой.

Воспитатель предлагает детям приступить к работе (можно разделить детей на подгруппы).

Воспитатель по ходу работы беседует с детьми:

Для чего нужны между грядья? (Они нужны для того, чтобы удобно было подходить к грядкам).

Для чего и как делаются бортики на грядке? (Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными, чтобы при поливке вода не скатывалась с гряд. Борта прихлопывают тыльной стороной граблей).

Как мы сажали овощные культуры? (Для посадки семян на грядке делаются лунки. Это не глубокие и не мелкие ямки. В каждую ямку бросают одно семечко, засыпая его землей. Бороздки же помогают посадить семена ровными рядочками).

Зачем и как надо поливать грядки? Как определить необходимость поливки? (Необходимость поливки определяется на ощупь или по цвету земли: если земля темная, влажная на ощупь – не надо поливать. Растения болеют от недостатка воды. Небольшая поливка лишь смачивает верхний слой земли, вода быстро испаряется, оставляя грядку сухой. Но растения болеют и от излишнего количества воды: обильная поливка может погубить растения. Поливать надо осторожно, не поломать растения; двигать лейку, чтобы вода не скапливалась. Полезна и дождевая вода. После поливки у растений листья тянутся вверх).

Зачем и как необходимо рыхлить почву? (Уплотненная земля вредна. Она должна быть рыхлой, т.к. через рыхлую землю хорошо проходит влага и воздух, свободно развиваются корни растений. Для рыхления используют деревянные палочки с тупыми концами, чтобы не повредить корни. Рыхлить почву надо во влажном состоянии, чтобы не порвать корни. Однако сразу после поливки рыхлить трудно, т.к. на палочку налипает мокрая земля).

Когда и для чего необходима прополка? (Трава, которая выросла сама по себе, засоряет грядки, и поэтому называется сорной травой. Она отнимает у посаженных растений много солнца, света, влаги. Поэтому сорняки необходимо удалять. Каждую отдельную травку нужно взять за стебелек у самой земли, немного раскачать и выдернуть; потом встряхнуть, чтобы с корней слетела земля. Сорную траву надо выдергивать с корнем. Выполотую траву собирают на носилки и уносят в специально отведенное место).

Воспитатель: Ну что ж, ребята! Вы много знаете о нашем огороде, хорошо трудитесь, ухаживаете за растениями. Давайте нарвем зелени к обеду и наша еда будет еще вкуснее и полезнее.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....

Экскурсия-беседа «Деревья на территории детского сада»

Цель:  Воспитывать бережное отношение к природе; Закрепить, уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников, цветов....

консультация для воспитателей «Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»....

Консультация для воспитателей ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Консультация для воспитателейОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ...

Консультация для воспитателей «Организация и проведение прогулки в детском саду»

Консультация для воспитатлей "Оганизация и прведение прогулки в детском саду"...