Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Молостова Татьяна Анатольевна

Поступление в школу -очень волнительный процесс как для ребенка, так и для родителей. в связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка в первый класс, что он должен знать и уметь? В своей консультации я постаралась достаточно подробно рассказать о речевой готовности ребенка к школе, и на что родителям необходимо обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole_roditelyam.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала школьного обучения должны быть сформированы следующие компоненты речи:

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. Правильное произношение звуков речи и четкое различение на слух, является необходимым условием для овладения письмом.

Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать звуки.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слов (сколько звуков в слове, сколько слогов, назвать звуки по порядку и т.д) Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавление слогов (комната – кота, печенье – чепенье, паровоз – павороз и т.д)

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавление букв ( поросенок – просенок, трава – тарава)

- перестановки букв (комната – конмата)

Сформированность лексико – грамматического строя, богатый словарь, владение различными способами словообразования, согласования слов в роде, числе, падеже (возможные ошибки: ухи, 7 карандашов, окны и др) Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений и текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласовнаия (белый дом – «бела дом», пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза- глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (шел – вышел – перешел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина – малиновое, лиса – лисья);

Если у ребенка не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: замены суффиксов (козлята – козленки), замены приставок (захлестнула – нахлестнула).

Сформированность связной речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, четко и последовательно излагать свои мысли, пересказывать небольшие рассказы, сказки, рассказывать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять имена героев. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Поэтому до школы необходимо сформировать знания и речь, которые помогут ребенку в дальнейшем.

Первыми помощниками своего ребенка являетесь вы родители, и совсем не обязательно иметь специальное образование для того, чтобы играть с ребенком, а соответственно развивать его.

Давайте рассмотрим на примерах как это можно сделать. Вы пришли в лес или просто гуляете и увидели дуб. Расскажите ребенку о нем: «Смотри, это дуб. Это дерево очень крепкое, большое, толстое. Ветки у него толстые, кривые. Называются кряжистые ветки. Смотри, какие у него листочки, только у дуба листочки такой красивой формы. А плоды называются желуди. Их любят дикие свиньи, мышки –грызуны. А теперь ты скажи, какое это дерево, и какое оно?» а дальше используйте ситуацию и предложите поиграть:

«Один – много»

Дуб – дубы-дубов. Ствол – стволы –стволов. Ветка –ветки – веток. Лист – листья – листьев.

«Большой – маленький»

Дуб – дубок, лист – листик, ветка – веточка и т.д

«Какой, какая, какое, какие?»

Дуб – толстый, крепкий, могучий, кряжистый, высокий, зеленый и т.д

«Что делает?»

Стоит, шумит, скрипит, растет и т.д.

Что из дуба можно сделать, если спилить?

Доски, дрова. А еще из зеленых веток вяжут веники для бани. Веник какой – дубовый. Какие будут дрова – дубовые дрова. Доска из дуба – дубовая доска. Сообщите ребенку, где растут дубы. Да, в лесу, но если в лесу только дубы, такой лес называется «дубрава».

Если вот так рассказать о дубе, у ребенка конечно останутся знания и новые слова. Да вы и сами того не замечая, поможете своему ребенку развиваться в своем познавательном и речевом развитии. Используя игровую ситуацию, вы не только научите своего ребенка, как называется дерево, но и дали большую информацию, расширив кругозор, тем самым пополнили запас знаний и слов, обучили грамматическим формам, используя словообразование и словоизменение.

Далее немного хотелось бы сказать про обучение чтению. Прежде чем учить с ребенком буквы и читать, убедитесь, что ваш ребенок хорошо слышит звуки, выделяет их, может называть последовательность звуков в слове, делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, составлять звуковую схему слова. Только после этого можно знакомить ребенка с буквой – символом, который обозначает звук. Либо эту работу вести параллельно, сначала вы играете со звуком, затем показываете букву, которая обозначает этот звук.

Сейчас очень большой выбор прописей и тетрадей для занятий для подготовки руки к письму, остановите свой выбор на тех, где ребенок будет рисовать, а не писать буквы, штриховать и раскрашивать. Предлагайте ребенку больше лепить, собирать конструктор, бусы. Все это способствует развитию мелкой моторики, которая необходима при обучении письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Готовность ребнка к обучению в школе рассмтривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками дл...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация дляродителей будущих первоклассников.«Готовность ребёнка к школе» Школьные программы сильно изменились. Учиться становится труднее. Умение читать, писать и считать ...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

как помочь ребенку подготовиться к школе...

консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей в подготовительной группе, раскрывающая особенности подготовки ребенка к будущей школьной жизни....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация содержит полезную информацию для родителей при подготовке детей к школьному обучению....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

В консультация подборка тестов, помогающих родителям определить готовность ребенка к школе....