Мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика»
учебно-методический материал

От четкой и внятной дикции зависят полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем при обучении в школе отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы.


Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_artik_gimnastika.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Артикуляционная гимнастика»


Актуальность. От четкой и внятной дикции зависят полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем при обучении в школе отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы.


Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения.

Цель: обучить и дать рекомендации родителям по приемам работы с детьми по артикуляционной гимнастике.


Задачи:

1.Донести до сознания родителей актуальность формирования у детой правильной и красивой речи;

2.Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;


3.Дать рекомендации родителям, как заинтересовать ребенка с помощью сказки «Веселый язычок».


Материалы и оборудование: зеркала на каждого участника, пособие
«Клоун» с языком, интерактивная доска.


Ход работы


Теоретическая часть


Воспитатель. Уважаемые мамы и палы, мы рады вас приветствовать на нашем мастер-классе!


     С младенчества ваш малыш выполняет очень большую работу - это разнообразнейшие артикуляционно-мимические движения языка, губ, челюсти.
И все они сопровождаются его лепетом и бормотанием. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. А точность и сила движений у малыша будут развиваться уже постепенно. Сегодня мы хотим познакомить вас с тем, как можно весело, интересно, непринужденно, а главное, полезно провести с ребенком артикуляционную гимнастику.


     Дорогие родители, помните, что речевая гимнастика не должна ребенку надоедать и он не должен от нее уставать. Нельзя говорить ребенку: «Быстро иди делай задание, а то не получишь сладкого», «Иди сюда, мы будем заниматься».


Любое занятие с ребенком нужно начинать примерно такими словами: «Давай поиграем..», «Я знаю сказочку про веселый язычок, смотри, что он умеет...», «Давай посмотрим, как умеет играть наш язычок». И у вас обязательно все получится!


    Итак, представляем вашему вниманию пособие «Клоун» с таким чудесным длинным языком. Благодаря данному пособию вы безусловно вызовете интерес ребенка к гимнастике, а также сможете показать ему правильную артикуляторную позу языка при выполнении тех или иных упражнений.


    Обратите внимание на рисунки-подсказки. Ребенку дается задание сделать рисунки по названиям упражнений артикуляционной гимнастики. Таким образом, малыш легко запомнит названия упражнений. Это пособие можно использовать в совместной деятельности с ребенком, например в игре «Я буду показывать рисунок, а ты покажи упражнение к  этому рисунку». Также ребенок может играть с рисунками-подсказками самостоятельно.


Практическая часть


воспитатель. Сейчас мы представим вам «Сказку про то, как Язычок
в зоопарк ходил».


Язык в ротике живет,
Никогда не устает.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом шутя!
В зоопарк пойдем сейчас,
Покажем всех, кто встретит нас.
Язычок утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.


Описание упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Воспитатель. И отправился Язычок в зоопарк. А за воротами зоопар-ка - пруд, и оттуда слышится: «Ква-а-а-а, ква-а-а-а». Это были... правильно, лягушки.


Улыбнулась нам подружка
Большеротая лягушка.
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки -
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем, перестанем И нисколько не устанем.


Описание упражнения. Губы растянуть (улыбка), видны сомкнутые зубы.
Удерживать губы в таком положении следует до счета «пять» (впоследствии до десяти). Повторить 3— раза.


Воспитатель. Идет Язычок дальше. Ой, кто это с длинным носом? Да это же слон!

Идет навстречу добрый слон,
Длинный хобот тянет он.
Я водичку набираю (Вдох.)

И ребяток поливаю! (Выдох.)
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.


Описание упражнения.  Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.


Воспитатель. Язычку очень поправились и слоник, и лягушка. И он стал играть в превращения - то в лягушку, то в слоника.


Раз - лягушка с толстым брюшком,
Два - большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.


Описание упражнения. На счет «раз»- губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнить 5- 7 раз.


Воспитатель. Вдруг из пруда показался кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был... бегемот.


Широко разинув рот,
Кушать просит бегемот.


Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рты.
Описание упражнения. Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Выполнять упражнение
5 - 7 раз.


Расстелил половичок
У водички Язычок.
На нем лежит и отдыхает И слегка позагорает.


Давай покажем, как Язычок загорал.


Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 5- 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Воспитатель: Неподалеку лежал свернутый шланг. «Зачем он нужен?»- подумал Язычок. А потом понял:


Жарко станет -- шланг возьмем
И водой себя польем.

Покажи, какой бывает шланг тонкий и прочный.


Описание упражнения. Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.


Воспитатель. Вдруг шланг, который лежал рядом с Язычком, зашевелился, и Язычок увидел, что это была... змея! Давай изобразим змею.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.


Описание упражнения. Рот открыть, язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения выполняются в медленном темпе. Выполнить 5 -6 раз.


Воспитатель. Вдруг Язычок увидел грозного и сердитого индюка.
Индюк страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.


Я - индюк, балды-балда!
Разбегайтесь кто куда!


Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося:
«Была-была-была».


Воспитатель. Тут Язычок увидел лодочку. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.


Лодочка под парусом
По реке плывет.
На прогулку лодочка
Язычок зовет.


Описание упражнения. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнить 2- 3 раза.


Воспитатель. Покатался Язычок на лодочке и увидел на берегу качели.

На качелях оказался,
Вверх взлетал
И вниз спускался.
Весело качаться на качелях!


Описание упражнения. Улыбнуться, рот широко открыт. На счет «раз опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» поднять язык за верхние зубы. Выполнить 4- 6 раз.


Воспитатель. Покатался Язычок на качелях, увидел себя в зеркале:
«Ах, какой я стал лохматый! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.


С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа,
А зовут меня... (расческа).


Описание упражнения. Улыбнуться, закусить язык зубами. Протаскивать язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.


Воспитатель. Не успел Язычок покачаться, как друзья позвали его в прятки играть.


Язычок играет в прятки
Поиграйте с ним, ребятки!


Описание упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, при опущенном кон-чике отодвигать язык как можно дальше в глубь рта, затем приближать к передним нижним резцам. Повторить 5-
-6 раз в медленном темпе.


Воспитатель. У Язычка была любимая кошечка. Она ждала его около дома. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.


Выгляни в окошечко
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула...
Рассердилась киска
Не подходите близко!


Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 8, потом до 10.


Описание упражнения. Язык в положении «сердитая киска»: прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику.Повторить 5 - 6 раз.

Воспитател:.
Так проходит час-другой,
Язычку пора домой.

Пришел Язычок и решил чаю с вареньем попить.
Очень любит Язычок
Вкусное варенье.
Приготовил он друзьям
Это угощение.
Варенье приятное,
Вкусное, ароматное.
Язычок подними,
Варенье с губки оближи.


Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, затем в другую сторону. Повторить 4 5 раз.


Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот. Не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4 -5 раз.


воспитатель. Поел Язычок варенья и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Вкусное варенье съели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.


Описание упражнения.
 Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти. Повторить 3 -4 раза.

Воспитатель: Спасибо за внимание! Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике

Упражнения артикуляционной гимнастики, способствующие развития органов артикуляционного аппарата....

Мастер-класс для педагогов " Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по формированию правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики. Цель- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовате...

мастер-класс для воспитателей ""Секреты артикуляционной гимнастики"

мастер-класс состоит из теоретической и практической части....

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....