Конспект родительского собрания :« Семья и детский сад- партнёры в духовно-нравственном воспитании детей»
консультация

Кочегарова Светлана Викторовна

Приобщение семьи к партнёрству в духовно- нравственном воспитании дошкольников.  Укреплять и поддерживать связь с семьёй, устанавливать отношения доверия и сотрудничества. Показать родителям значимость  духовно  нравственного   воспитания  детей в семье.
Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_nravstvennoe_poslednee.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Семья и детский сад- партнёры в духовно-нравственном воспитании детей»

Цели: Приобщение семьи к партнёрству в духовно- нравственном воспитании дошкольников.  Укреплять и поддерживать связь с семьёй, устанавливать отношения доверия и сотрудничества. Показать родителям значимость  духовно  нравственного   воспитания  детей в семье.
Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Ребёнок и общество, семья и  общество,  ребёнок  и  семья.  Эти  тесно связанные понятия можно расположить  в  такой  последовательности:  семья  – ребёнок -  общество.  Ребёнок  вырос,  стал  сознательным  членом  общества, создал семью, в которой опять родились дети…  Из этого можно  сделать  вывод, что от того, насколько  нравственными,  добрыми  и  порядочными  будут  наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. 

  • Дошкольный возраст — самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы Ребёнок, даже ещё не умея  говорить,  не  осознавая  речь  и  поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения  и по-своему реагирует на него.Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества.  Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья. . Семья может выступать в качестве как позитивного, так и негативного фактора. Положительное воздействие на личность ребёнка заключается в том, что никто, кроме близких людей не относится к ребёнку лучше, не любит и столько не заботится о  нём.
  •  Доброжелательность в отношении  друг  к  другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении –  хороший  и  обязательный фон для формирования  в  ребёнке  нравственных  потребностей,  и,  наоборот, крик,   грубые   интонации   –   такая   семейная   атмосфера   приведет   к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы  у  последнего не расходилось слово с делом. 
  • Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

     СМИ, телевидение - 30%

     Детский сад - 10%

     улица-10%.        

        Семья - 50%

Семья — это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. Осознание и реализация необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ — одно из условий полноценного развития человека. Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ. Семья способствует формированию человеческого достоинства, обеспечивает Человека к первичным основам духовности и жизнелюбия, основанной на любви и именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость и об истинных духовно-нравственных ценностях. В полной семье, где по жизни идут рука об руку, мать является хранительницей семейного очага, материнства и женственности, отец — защитником и опорой, дети окружены и заботой. Взаимоотношения между родителями играют основополагающую формировании личностных качеств ребёнка Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и: образцов, основанных на подражании детей родителям.

Перед педагогами ДОУ встаёт необходимость  довести до сознания родителей, что в первую очередь в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные и ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и ДОУ. Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображения, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей качества: заботливость, внимательность, доброжелательность. На основе этого воспитывается - дружба, товарищество, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к совершению добра и неприятие зла.

 Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность: 1непосредственно образовательную деятельность (НОД   2)     беседы, 3)        тренинги, 4)        обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций, 5)        тематические встречи, 6)        трудовые поручения, 7)        чтение художественной литературы, 8)        самостоятельную детскую деятельность: 9)        игры по интересам, 10)    самостоятельную продуктивную, познавательную, трудовую, музыкальную деятельность.

Нравственные потребности начинаются  

  1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

  1. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
  2. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

 Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с  детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

2. Выступление родителей о личном  опыте по нравственному воспитанию  детей, презентация книжек самоделок на нравственные темы.

3. Знакомство с программой Л.Шевченко «Добрый мир»

Современный мир меняется (информационные технологии, компьютерные игры и др.) . СМИ вводят в жизнь современных детей новые ценности жизни. Как сохранить нравственные ценности жизни и возможно ли их сохранение? Есть ли культурный источник, сохраняющий неизменными нравственные ценности жизни людей? 
На эти и многие другие вопросы отвечает программа доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Московского государственного областного университета, Людмилы Леонидовны Шевченко «Добрый мир» (Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию как содержательный модуль основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя её по разделам: 
«Умственное воспитание», «Нравственное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Игровая деятельность».
Она предполагает встраивание материала в другие программы, а также интеграцию всех видов деятельности дошкольников на основе традиционных христианских ценностей. 
Актуальность программы очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны. 
Программа «Добрый мир» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму. 
Цель программы : заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу. 
Детское сердце открыто для любви, для восприятия добра. 
Автор дал название программе 
«Добрый мир». Если внимательно просмотреть эти книги, в них можно увидеть много детских рисунков – так дети рассказывают о нашем мире. Это не простые рисунки: дети увидели в мире добро и красоту. А научила их этому культура, которая называется духовная. 
В процессе освоения программы «Добрый мир» на основе знакомства дошкольников с ценностями православной культуры решаются 
главные задачи развития личности -проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру. 

Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; 
Здесь дети узнают о том, как возник наш мир и кто его Творец. Каждая прогулка (так автор назвала свои занятия) включает в себя : путешествие с книгой, прекрасные стихи и замечательные детские рисунки, игры, беседы, художественное творчество, слушание музыкальных произведений, исполнение песенок. 
Книга 2. Хорошо -плохо? /Устроение отношений в мире/; 
Автор знакомит детей с добрыми правилами жизни людей, которые им дал Бог: быть послушными своему Небесному Отцу – Богу, трудиться, любить друг друга. Если человек выполняет эти правила жизни, он поступает хорошо. Если нарушает – плохо. Плохой поступок называется грехом. Чтобы человек не ошибся в том, что такое хорошо, а что плохо, внутри его Бог поместил доброго помощника – совесть. Она, как яркий огонек, светит в душе человека. Если мы не обращаем внимания на голос своей совести, ее огонек в душе гаснет и наступает темнота. Человек перестает отличать доброе от злого, хорошее от плохого и совершает грех. Человек просит прощения у Бога, обращаясь к нему со словами: Господи, помилуй! 
Запоминаем главные правила жизни добрых детей, закрепляем их знание в рисунках, аппликации, рассуждениях, учимся беречь окружающий мир и все живое в нем. 
Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; 
В этой хрестоматии дети узнают, кто такие предки, что такое род, как Бог учил относиться к родителям, к семье, к родному дому, к Родине и Отечеству, почему Русь называют святою и почему ее надо защищать, кто такие христиане. С помощью наглядных материалов знакомимся с устройством православного храма, иконами, с тем, что и кого мы видим в церкви. Слушаем, рассуждаем, рисуем. Здесь же знакомимся с нашими меньшими друзьями и главной заповедью – не убивай! Слушаем рассказы о необыкновенной дружбе святых людей и диких зверей, рассуждаем, чем мы можем помочь братьям своим меньшим, учимся угадывать о чем говорят Божьи творения, читаем трогательные рассказы и стихи о животных, играем в русские народные игры. В заключение каждой темы делаем выставку рисунков .
Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/) ; 
В этой книге узнаем что такое праздник, какие главные праздники у христиан- Рождество и Пасха, как их следует отмечать, какие подарки дарить. Учим стихи и песни к праздникам, играем в игры. Водим хороводы. Отгадываем загадки. В доступной форме детям объясняется смысл христианского учения – Христос пришел в мир для спасения людей, принял на Себя все их грехи и победил смерть, Воскрес из мертвых! 
Кроме видимого мира вокруг нас Бог создал мир невидимый. В нем живут ангелы, служители Бога. (Слово «Ангел» означает вестник) Ангел приносит людям весть с неба – сообщение о том, что Бог велит человеку. 
У каждого есть Ангел Хранитель, который дается Богом при Крещении. Он всегда с человеком, но когда человек совершает грех, он стоит рядом и плачет. Узнаем, что такое именины и как их отмечать. В честь какого события назвали Седьмой день Творения Воскресенье и как его надо проводить. Заканчивается путешествие по добрым маршрутам Благодарением. 
За что же люди благодарят Бога? (За то, что он создал для жизни человека добрый и красивый мир) Каким должен быть человек, чтобы сохранить этот добрый мир? (Человек должен быть послушным, трудолюбивым. любить всех, заботиться о всем живом на Земле и всегда благодарить Творца – Слава Богу) 
соргского (см. муз. пособие) 
В конце обучения можно организовать выставку рисунков и поделок «Добрый Божий мир». Дети, в качестве экскурсоводов, проведут взрослых по выставке, расскажут о своих работах, прочитают стихи, споют песни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Здоровьесбережение в детском саду и семье». Второй младшей группы

Конспект родительского собрания о том, как сохранить и укрепить здоровье детей...

Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе".

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существу...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

«Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников» презентация для педагогов...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старш...

Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...